СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа «Формула профессии и Ты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа «Формула профессии и Ты»

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа «Формула профессии и Ты»»

Сценарий классного часа «Формула профессии и Ты»


Раскатова Н.Ю., психолог, Челнокова Татьяна Александровна, заместитель директора по научно-экспериментальной работе средней общеобразовательной школы № 11 г. Зеленодольска Республики Татарстан



Цель данного занятия — подвести учащихся к пониманию грамотного отношения к выбору будущей профессии и формирование основ данной грамотности.


1. Вступительное слово классного руководителя.

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.

Для правильного выбора профессии необходимо определить: «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?». Но этого недостаточно.

Вы все хорошо знаете слова В. Маяковского «Все работы хороши, выбирай на вкус», но их не следует понимать буквально, т.к. далеко не каждый человек пригоден для любого вида деятельности. Это только на первый взгляд кажется, что профессию выбирает человек. На деле профессия тоже выбирает человека, т.к. каждая профессия предъявляет особые требования к качествам личности работника и его состоянию здоровья.

Так, например, нам трудно представить себе воспитательницу детского сада грубой, злой, властной. Наоборот, нам всем знаком образ доброй, мягкой, заботливой женщины.

Для правильного выбора профессии необходимо слияние 3-х факторов:

1. Хочу: интересы, мечты о профессии, мотивация, склонности, ценностные ориентации.

Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию?

Ответы учеников.

Классный руководитель. Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».


2. Могу: Это задатки, способности, характер, темперамент, здоровье.

Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере.

Ответы учеников.

Классный руководитель. Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь.


3. Надо: Потребность общества в данной профессии.

Вопрос к ученикам. Если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, то что из этого может получиться?

Ответы учеников.

Классный руководитель. Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее.


2. С чего начинается выбор профессии?

Выбор профессии начинается с осознания интересов человека. Каждому из вас близки разные учебные предметы. Кому-то нравится гуманитарный цикл — история, литература…, кому-то нравятся физика, математика, химия.

Задание: подобрать профессию к предметам физика, химия, география…

Классный руководитель. Существуют различные классификации профессий. Сегодня мы познакомимся с 4-мя главными классификациями.


Классификация по предмету труда

Признаком первой классификации является предмет труда.

1. «Человек–природа» (П)

Предмет труда: живая природа (растения, животные, микроорганизмы).

Профессии: лесник, садовник, агроном, овощевод, эколог, ботаник, зоолог, животновод, ветеринар, рыболов, доярка, зверовод, дрессировщик, микробиолог, вирусолог, генетик, биохимик.


2. «Человек–техника» (Т)

Предмет труда: машины, механизмы, материалы, неживая природа (недра земли, почва, вода, продукты лесного и с/х).

Профессии: водитель, летчик, механик буровой установки, токарь, автослесарь, швея, шахтер, инженер геолог, строитель, повар, электросварщик и др.


3. «Человек–человек» (Ч)

Предмет труда: люди.

Профессии: воспитатель детского сада, учитель, менеджер, врач, продавец, парикмахер, экскурсовод и др.


4. «Человек–Знаковая система» (З)

Предмет труда: информация в виде условных знаков, цифр, чертежей, схем, таблиц, текстов, шифров, кодов, оформление документов.

Профессии: экономист, инженер, бухгалтер, чертежник, программист, оператор ЭВМ, секретарь, переводчик, нотариус, кассир и др.


5. «Человек–художественный образ» (Х)

Предмет труда: искусство (музыкальное, театральное, изобразительное, литературное).

Профессии: артист, композитор, писатель, режиссер, модельер, дизайнер, резчик по дереву и др.

Проводится диагностика склонностей учащихся к выполнению тех или других типов профессий. Под руководством учителя они записывают первые буквы своей формулы профессии.


Классификация по цели труда

Классный руководитель, продолжая рассказ о формуле профессий, предлагает учащимся следующее задание:

Найти и соединить слова из первого столбика со словами второго:


1. Распознать, оценить, проверить

1. Инженер-конструктор, дизайнер, композитор, архитектор, писатель

2. Придумать, изобретать, конструировать

2. Слесарь, учитель, водитель, бухгалтер, швея, токарь, маляр, сварщик

3. Обработать, переместить, организовать, упорядочить

3. Контролер, товаровед, инспектор, дегустатор, эксперт


Далее дается информация о классах профессий.

Классы профессий

Признаками классификации являются цели труда.

1. Гностические (Г)

Цели: распознать, оценить, проверить.

Профессии: контролер, товаровед, инспектор, дегустатор, эксперт.

2. Преобразовательные (П)

Цели: обработать, переместить, организовать, упорядочить.

Профессии: слесарь, учитель, водитель, бухгалтер, швея, токарь, маляр, сварщик.

3. Изыскательные (И)

Цели: придумывать, изобретать, конструировать.

Профессии: инженер-конструктор, дизайнер, композитор, архитектор, писатель и др.


Учащимся предлагается оценить, какая из указанных видов деятельности для них более предпочтительна: гностическая, преобразовательная, изыскательная. Для поиска более объективных оценок ученикам можно предложить помочь друг другу («Как вы считаете, кто из одноклассников более способен к…»). В индивидуальной формуле профессий появляется новая буква.


Классификация по отделам труда

Рассказ учителя о классификации профессий по отделам труда начинается с предложения встать всем тем, кто умеет работать отверткой, молотком…; поднять руки тем, кто хорошо работает швейной иглой или вязальными спицами; одеть головные уборы тем, кто предпочтет управлять станком, автомобилем, работе вручную. У кого хороший голос и кто готов исполнить какую-либо песню? (Вариантов обращения к учащимся множество.)

Признаком классификации является средство труда, т.е. вещи, с помощью которых человек выполняет трудовые действия.

1. Ручной труд (Р)

Средства труда: ручные инструменты (отвертка, скальпель, игла, молоток, ножницы, фен и др.)

Профессии: столяр, ювелир, хирург, парикмахер.

2. Механизированный (М)

Средства труда: машины с ручным управлением, станки.

Профессии: токарь, водитель, машинист, швея-мотористка, механик.

3. Автоматизированный (А)

Средства труда: аппараты, пульты, компьютеры, автоматизированные системы.

Профессии: кассир, программист, секретарь, диспетчер, сталевар.

4. Функциональный (Ф)

Средства труда: голос, осязание, жесты, мимика. Умственные способности, физическая сила. Учащиеся получают задание — проверьте свои мимические способности: постройте смешную рожицу, постройте сердитое лицо, сделайте удивленное лицо. Классный руководитель предлагает учащимся оценить, у кого лучше получилось данное задание.


Далее учащиеся под руководством психолога проводят мини-исследования, в ходе которых пытаются соединить свой тип профессий по предмету труда с типологией их по классам и отделам.

Например. Человек  художественный образ. Сфера интересов музыка. А цель труда в первом случае распознать, во-втором  придумать. Профессии: музыкальный критик, композитор. Или по средствам труда: работа с аппаратурой или собственным голосом.


Классификация по условиям труда

Беседа с классом по следующим вопросам:

— Есть ли среди ваших родственников те, кто работает на открытом воздухе, чем они занимаются?

— Есть ли среди ваших родственников шахтеры, сталевары?

— У кого мамы работают в медицинских или образовательных учреждениях?

— У кого есть знакомые писатели, музыканты? Далее идет информация еще об одном основании для классификации профессий.

Признаком классификации является условие труда.

1. Бытовые условия (Б)

Условия: обычные, комнатные.

Профессии: бухгалтер, экономист, врач, учитель.

2. На открытом воздухе (О)

Условия: на улице, на природе.

3. Необычные (Н)

Условия: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, хим. промышленность.

Профессии: спасатель, водолаз, шахтер, сталевар, летчик.

4. Повышенная моральная ответственность (М)

Условия: моральная ответственность за жизнь и здоровье людей или материальные ценности.

Профессии: учитель, врач, милиционер, охранник, экономист, банковский служащий.


3. Формула профессии.

Изучив все четыре классификации, можно составить формулу профессии.

Формула

Группы Б О Н М

Отделы Р М А Ф

Классы Г П И

Типы П Т Ч З Х

Под руководством классного руководителя школьники составляют формулу какой-либо профессии.

Например: учитель (Ч)

Цели — дать знания, т.е. преобразовательные (П).

Оценить знания, т.е. гностические (Г).

Средства труда функциональные (Ф).

Условия бытовые (Б).

Несет моральную ответственность за жизнь детей (М).

Формула: ЧП(Г)ФБ(М).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!