СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа к Году культурного наследия народов России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа к Году культурного наследия народов России. Предназначен для 9-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа к Году культурного наследия народов России»

Сценарий познавательной игры

«Культура народов России»,

посвященной Году культурного наследия народов России

Цель игры: знакомство обучающихся с народами, проживающими на территории России.

Задачи: формирование у обучающихся уважения к истории и культуре народов России через знакомство с обычаями, традициями народов, проживающими на территории Российской Федерации.

Вед. Добрый день, здравствуйте! Рада приветствовать Вас в этом светлом зале. При входе вы получили конвертики. Откройте их. Ваша задача, из фрагментов составить картину. По одинаковым картинам вам надо разбиться на группы и занять места за столами.

Музыкальный фон

Вед. Итак познакомимся с группами. Какие картины у вас получились? (изображение флагов России, Башкортостана, Татарстана)

Вед. Как вы думаете, о чём пойдёт наш разговор? Почему мы выбрали именно эту тему?

Варианты ответов

Вед. 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России.

Соответствующий Указ №745 от 30 декабря 2021 года подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Согласно Указу, Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей России.


В России проживают множество народов. У каждого народа есть свои традиции, язык, ремёсла, обряды, культура… Мы вместе вспомним и узнаем что-то новое об особенностях жизни народов, которые проживают на территории России.

Народное искусство (фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта и национальных традиций, бытующие в народе, поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Нематериальное культурное наследие — обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты.

Каждая группа выполнить мини проектную работу – альбом, которую будете заполнять в ходе мероприятия.

Итак, 1 страница нашего альбома.

Народный промысел. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране. Каждый уголок России имеет собственный народный промысел.

Резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка-таковы наиболее характерные формы декоративно - прикладного искусства.

  1. Гжель (Московская область)

  2. Жостовкая роспись

  3. Хохлома

  4. Кружева вологодские и елецкие

  5. Каслинское литьё (Челябинская область)

  6. Малахитовые изделия (Урал)

Народный промысел Башкоротстана и Татарстана

Но есть игрушка, которую по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал её, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская символизировала местных богов счастья. Существовали такие игрушки и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Что это за игрушка?

Теперь каждая команда создаёт свой дизайн-проект, который возможно послужит, вполне возможно, брендовым сувениром нашего лицея и расскажет, что она символизирует. Изготовление 2-3 мин

2. Дефиле национальной одежды.

Поэзия народного костюма!
Пленяет самобытный силуэт.
Как утончённый аромат парфюма,
Надолго в памяти оставит след.

Сберечь традицию отцов в одежде,
Эстетику души и колорит...
Гармонию постичь в убранстве прежнем -
Поэзия костюма покорит!

Костюмы каких народов представлены перед вами? В каждом костюме не хватает какого-то элемента. Ваша задача дополнить костюм.

3. Угадай мелодию музыка, песни, танцы

Песня и музыка — душа народа. Загубишь песню — убьёшь душу. Александр Островский

- Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)

- Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)

- Песня - обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)

- Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)

- Песня о том, как седые горы провожали легендарного бесстрашного героя-генерала на священную войну (Шаймуратов Генерал)

- Песня о том, как полезная ягода уже зацвела в саду и как будто тоже скучает как я, а единственный где-то далёко (Борлегэн)

- Песня о том, как устали руки и сердце ноет и болит, от того, что тоскую о тебе (тала, тала, тала)

Есть песни, которые имеют авторов, но они настолько стали популярными, что их считают народными.

4. Музыкальные инструменты народов – «Угадай инструмент» на партах лежат картины с разными инструментами, выберите верный, и добавьте в альбом.

1) Этот инструмент - душа русского народа. По одной из версий она тюркского происхождения, по тюркски означает «дитя». Играя на ней успокаивали ребенка. По другой версии название связывают с манерой игры. Его определяли, как бренчание. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьезному (балалайка)

2) С древнейших времён восточные славяне употребляли этот инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности. (ЛОЖКИ)

3) причисляют к группе духовых музыкальных инструментов. Более всего он схож с флейтой. Выглядит, как длинная дудка с отверстиями для выхода воздуха, расположенными на корпусе.

4) Изготавливается из дерева (агас-кумыз) или металла (тимер-кумыз). Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов, инструмент этого типа найден в археологических раскопках на Русском Севере, известен как музыкальный инструмент народов Алтая, тюркских народов Поволжья и Урала.

5) Это инструмент широко распространен среди народов, имеющих тюркские корни: у казахов, узбеков, киргизов и, конечно, у башкир. Более всего, так уж повелось, этот инструмент был в чести у бродячих сказителей, так называемых сэсэнов. Они выступали на базарах, ходили по дворам и, наигрывая на трех струнах, рассказывали притчи, пели песни (Думбыра)

6) Распространенный народный инструмент, с греческого языка гармонь означает «созвучный», «стройный». Подлинное происхождение музыкального инструмента, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России. По одной из версий, гармонь придумал чешский мастер органного искусства. 



Игра на курае

5. Игры, обычаи, праздники.

6. Притчи, сказки, былины, пословицы и поговорки

Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок!

  1. Изобразить сказку, чтобы группа угадала группа. Репка, Шурале, Три медведя

  2. Угадай поговорку-перевёртыш

“С ленью достанешь птицу с дерева”.

“Без труда не вынешь и рыбку из пруда”.

- Чёрная кочерга под землёй пролегла.

“Красное коромысло через реку повисло”. (Радуга)

- Умный умного не слышит близко.

“Дурак дурака, видит из далека”.

- Мужик на телегу - коню тяжелее.

“Баба с возу - кобыле легче”.

- Стоит на вилке, подобрав ручки.

“Лежит на ложке, свесив ножки”.

- Располагай одной копейкой и не располагай одним врагом.

“Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”.

- Начал отдых - работай робко.

“Кончил дело, гуляй смело”.

- Стоячего колотят.

“Лежачего не бьют”.

- Чёрный молодец вышел на свободу, а лысину оставил в тюрьме.

“Красная девица сидит в темнице, а коса на улице”.


7. Просмотр ролика «Притча о гвоздях»

Итог классного часа




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!