СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа на тему "Азбука народной мудрости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа содержит описание конкурсов и заданий, которые помогут классному руководителю в интересной и познавательной форме вспомнить с учащимися 4 класса русские народные пословицы и поговорки.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа на тему "Азбука народной мудрости"»

Классный час «Азбука народной мудрости».

Цели: рассказать о ценности пословиц, поговорок и фразеологизмов, способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса учащихся.

Подготовительная работа: разучивание пословиц и поговорок, подготовка выставки рисунков к пословицам, деление класса на команды.

Оборудование: выставка детских рисунков, карточки с пословицами и поговорками, презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход классного часа

I.Вступительное слово

Учитель: У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше, чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течение многих веков. В пословицах отражена повседневная жизнь людей, условия труда, культура, взаимоотношения людей.

Пословицы и поговорки легко запоминаются. Ведь в одном предложении заключён огромный смысл, есть ритм, рифма. Каждое слово весомо, содержательно и точно.

О ценности пословиц и поговорок сказано в них самих.

Учащиеся:

  • Каждая поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

  • На всякого Егорку своя поговорка.

  • Пословица не на ветер молвится.

  • Из поговорки слова не выкинешь.

  • Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

  • Глупая речь не пословица.

  • Пословица – всем делам помощница.

Владимир Иванович Даль, составитель Толкового словаря живого великорусского языка, писал, что пословица – «это цвет народного ума, это житейская народная правда».

Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете пословицы поговорки и крылатые выражения. Предлагаю небольшое соревнование.



II. Конкурсы на знание пословиц

  1. Потерянные слова

Учитель. Я говорю начало пословицы, а вы должны её закончить. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

  • Слово – серебро, а … (молчание – золото).

  • Весна красна цветами, а … (осень снопами).

  • Ученье – свет, а… (неученье – тьма).

  • Корень ученья горек, да … (плод сладок).

  • Волков бояться – … (в лес не ходить).

  • Не имей сто рублей, а …(имей сто друзей).

  • По одёжке встречают, а …(по уму провожают).

  1. Домино

Учитель. Очень много есть у русского народа пословиц о хлебе. Как вы думаете, почему? Каждая команда получает бумажные полоски, на которых написаны начало и конец пословиц. Ваша задача – как можно быстрее восстановить пословицы. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее всех.

Начало пословицы

Окончание пословицы

Если хлеба ни куска, …

… хлеба не придумаешь.

Хлеб-соль дружбу водит, …

… так и хлеб на столе.

Хлеб да вода – …

… а ссору выводит.

Сколько ни думай, а лучше …

… молодецкая еда.

Пот на спине, …

… так и в тереме тоска.



Ответы:

  • Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

  • Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.

  • Хлеб да вода – молодецкая еда.

  • Сколько ни думай, а лучше хлеба не придумаешь.

  • Пот на спине, так и хлеб на столе.



  1. Вспомни пословицу

Учитель. Ребята, сейчас каждая команда должна восстановить пословицу по двум словам из неё.

  • Лес-дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров.)

  • Дело-мастер (Дело мастера боится.)

  • Дело-безделье (Маленькое дело лучше большого безделья.)

  • Дело-потеха (Делу – время, потехе – час.)

  • Язык-дело (Не спеши языком - торопись делом.)

  • Хлеб-голова (Хлеб – всему голова.)

На обсуждение даётся 3 минуты.



  1. На разных языках

Учитель. Сравните китайские и русские пословицы, найдите пословицы, выражающие одну и ту же мысль.



Китайские пословицы

Русские пословицы

1.Торопливым людям не хватает мудрости.

А. На безрыбье и рак рыба.

2.Лекарь лекаря не порочит.

Б. Поспешишь – людей насмешишь.

3.Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья.

В. Ворон ворону глаз не выклюет.

4.Слабого обижает, а сильного боится.

Г. Молодец против овец, а против молодца сам овца.

5.Написанное на бумаге и боги не сотрут.

Д. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

6.Зонт готовь, когда ясная погода.

Е. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

7.Двумя руками трудно ухватить двух угрей.

Ж. Что написано пером, того не вырубишь топором.

8.Где нет деревьев, и полынь считается деревом.

З. Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Ответы:

1 – Б; 2 – В; 3 – Е; 4 – Г; 5 – Ж; 6 – З; 7 – Д; 8 – А.



Физкультминутка.



  1. Турнир знатоков

Учитель. По фрагментам пословиц нужно догадаться, о каком предмете, качестве или явлении идёт речь.

  • Приходит во время еды. (Аппетит)

  • Без труда из водоёма не вытащишь. (Рыбка)

  • Дорога к обеду. (Ложка)

  • В счастье украшает, а в несчастье утешает. (Книга)

  • Девичья краса. (Коса)

  • Зеркало души. (Глаза)

  • Какая птица предпочтительнее летающего в небе журавля? (Синица)

  • Его невозможно накинуть на всякий роток. (Платок)

  • Всему голова. (Хлеб)

  • Им нельзя испортить кашу. (Масло)

  • Кого считают по осени? (Цыплят)

  • Знающий свой шесток. (Сверчок)

  1. Шифровка

Учитель. Задача команд – расшифровать пословицу.

ВТИ ХОМО МУТЕЧ ЕРТИВ ОДЯТСЯ. (В тихом омуте черти водятся.)

ЬСУГ ЕЬНИВС ЕН ЩИРАВОТ. (Гусь свинье не товарищ.)



  1. Счастливое число

Учитель. Число «семь» с давних пор считалось священным. Назовите пословицы с этим числом.

  • Семеро одного не ждут.

  • Семь раз примерь – один раз отрежь.

  • Лук семь недугов лечит.

  • Семь бед – один ответ.

  • Семь пятниц на неделе.

  • У ленивого Емели 7 воскресений на неделе.

  • Семь вёрст до небес и всё лесом.

  • Семь дел в одни руки не берут.

  • За семь вёрст киселя хлебать.

  • У семи нянек дитя без глаза.



  1. Пословицы в рисунках

Учитель. Команды показывают рисунки, приготовленные к конкурсу. Соперники отгадывают по иллюстрации пословицу.



III. Подведение итогов

Учитель. В этой игре каждый победитель, потому что все получили новые знания о пословицах.

И в завершении нашего классного часа послушайте стихотворение А.Л. Барто «Пословицы», которое прочтут наши учащиеся.

К бабушке Савельевне

Мы в колхоз идём.

Утопает в зелени

Невысокий дом.


Нам шуметь не велено,

Тихо входим в сад.

— Бабушка Савельевна,

Впустите ребят?


— Бабушка Савельевна,

Верно или нет,

Что на той неделе вам

Минует двести лет?

Старые пословицы

Собирает класс,

Потому приходится

Беспокоить вас.


Засмеялась бабушка,

Шутит: — Ну и ну,

До двухсот, ребятушки,

Вряд ли дотяну.


Но скажу по совести,

Восемьдесят — есть.

Вам нужны пословицы?

Что ж, прошу присесть!


Говорит Савельевна:

— Где у вас тетрадь?

— Бабушка помедлила,

Стала вспоминать…


Двадцать две пословицы

Вспомнила подряд.

Двадцать две пословицы,

Это целый клад!


А всего собрал их класс

Чуть не полтораста,

И они не в бровь, а в глаз

Попадают часто.


Ноет кто-то из ребят:

— Скучно, делать нечего.

— А ему кричит отряд:

— «Лежит лежень до вечера».


Нынче в лагере кино,

Шурке нездоровится.

Говорит ему звено:

— Про тебя пословица:

«Заболели кости,

Так не думай в гости».


Суп дежурная сварила

Вместе с мухомором.

Чуть беды не натворила!

Ей сказали хором:

— «Какова Аксинья,

Такова ботвинья».


Что ж, Савельевна права,

Помним мы её слова:

«Пословица

Ввек не сломится».
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!