СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий концерта «По страницам популярной и джазовой музыки»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Популярная и джазовая музыка – это, прежде всего, музыка 20 века, который в истории человечества играет совершенно особую роль: не было века более трагического и не было века, во время которого человечество совершило бы такой огромный скачок, прорыв во всех областях жизни, в том числе и в искусстве.

Одним из уникальных явлений в музыке 20 века является джаз. Это феномен, совершенно ни на что не похожий, свободный, независимый, непредсказуемый, легкий, он стремительно ворвался в музыку 20 века и за кратчайший срок покорил весь мир, став одним из самых популярных музыкальных жанров.

 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий концерта «По страницам популярной и джазовой музыки»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»











СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА

«ПО СТРАНИЦАМ ПОПУЛЯРНОЙ И ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ»















Ведущая: Мазурова Л.В.








Добрый вечер, дорогие друзья!

Добрый вечер, дорогие гости!


«Попури на темы из киномузыки А.Петрова», обр. Н. Капитановой

(Исполняет фортепианный ансамбль в составе Егоровой С.В. и Сергеенковой И.С.)


В середине марта в нашей школе проходил II городской фестиваль-конкурс популярной и джазовой музыки «Музыкальные искорки», в котором принимали участие учащиеся средних и старших классов. Особенность этого конкурса заключалась в том, что музыка звучала в исполнении не только фортепиано, как это было на I фестивале-конкурсе, но и духовых, народных инструментов, скрипки, и не только в сольном, но и в ансамблевом исполнении. Конкурс получился очень интересным. Прозвучало много замечательной музыки, поэтому было решено из самых ярких выступлений сделать концерт «По страницам популярной и джазовой музыки».

Популярная и джазовая музыка – это, прежде всего, музыка 20 века, который в истории человечества играет совершенно особую роль: не было века более трагического и не было века, во время которого человечество совершило бы такой огромный скачок, прорыв во всех областях жизни, в том числе и в искусстве.

Одним из уникальных явлений в музыке 20 века является джаз. Это феномен, совершенно ни на что не похожий, свободный, независимый, непредсказуемый, легкий, он стремительно ворвался в музыку 20 века и за кратчайший срок покорил весь мир, став одним из самых популярных музыкальных жанров.

Что такое джаз? Когда одного из самых гениальных джазовых музыкантов, великого трубача Луи Амстронга спросили: «Что такое джаз?» - он ответил: «Если вы не притоптываете ногой, слушая эту музыку, и раз вы об этом спрашиваете, вам никогда не понять, что такое джаз!»

Да, в джазе необходимо чувствовать необыкновенную энергетику этой музыки, которая выражается, прежде всего, в особой ритмической пульсации, называемой свингом.

Блюз, спиричуэл и регтайм – вот что является основой джаза. Блюз и спиричуэл возникли среди потомков африканских негров, когда-то насильно завезенных в Америку для работы на плантациях. Оторванные от Родины, они находили утешение в музыке. Обладая обостренным чувством ритма, негры пели необыкновенные песни, которые получили название блюз. Народ очень религиозный, не имея своих церквей, они молились вместе с белыми и пели христианские религиозные гимны, но пели их совершенно по-своему, сопровождая пение хлопками и притопыванием. Это и есть спиричуэлы – негритянские духовые гимны.

В конце 19 века появились негритянские музыканты, которые не зная нот, пытались играть очень модные тогда французские танцы, польки, кадрили с использованием синкопированного ритма в мелодии. Так появился регтайм (разорванное время).

Уолтер Дональдсон «Yes,sir»

(Исполняет фортепианный ансамбль в составе Груздовой Марины и Арбековой Софии,

класс преподавателя Батюты Е.А.)


С одной стороны регтайм – это форма инструментального музицирования, связанного с негритянским фольклором, а с другой стороны – это очень модный в начале 20 века эксцентрический танец.

Королем регтайма является Скотт Джоплин – один из первых негритянский профессиональных композиторов, основоположник классического концертного регтайма. Скотт Джоплин был и великолепным пианистом, обладал яркой, своеобразной манерой исполнения регтаймов и даже написал руководство по игре этой музыки. А всего у композитора около 600 регтаймов.

Скотт Джоплин «Регтайм»

(Исполняет Власенкова Полина, класс преподавателя Батюты Е.А.)


Ну, а колыбелью джаза, а многие даже говорят родиной джаза, является Новый Орлеан – совершенно удивительный город, в котором на 50 000 жителей было 3 оперных труппы, несколько симфонических и десятки танцевальных оркестров. И, конечно, огромное количество музыкантов – белых и черных. Белые были, в основном, профессиональными музыкантами, а черные не знали даже нот, и когда к ним в руки попадали инструменты, прежде всего духовые, они начинали подражать белым музыкантам и при этом вносили столько нового, неожиданного, оригинального, яркого, динамичного, присущего именно негритянской манере исполнения, что белым оставалось только завидовать.

Стали появляться оркестры, в которых играли и белые и черные музыканты. Любимым занятием музыкантов были соревнования между ними, которые длились часами, а иногда и сутками. Так рождалось искусство импровизации, без которого джаза не существует.

Импровизация – это сочинение во время исполнения, и это самая яркая самая удивительная черта джаза. Одним из первых, кто соединил в оркестре белых и черных музыкантов, был выдающийся джазовый музыкант, потомок эмигрантов из России – Бенни Гудмен. Это абсолютно знаковая фигура в мире джаза, блистательный кларнетист, композитор, дирижер, он помог многим негритянским музыкантам добиться общественного признания. «Король свинга» - такой титул носит Бенни Гудмен.


В нашем концерте звучит хореографическая композиция на музыку

Б. Гудмена «Синг, синг»

в исполнении танцевального коллектива «Арабеск»,

руководитель Носкова Е.В.


Говоря о джазовой музыке, невозможно не вспомнить еще одно имя – Джордж Гершвин, выдающийся американский композитор начала 20 века, который родился в семье русских эмигрантов. У него не было систематизированного музыкального образования. В 15 лет он работал продавцом в музыкальном салоне, и именно здесь он познакомился с огромным миром музыки, и именно здесь сформировался его музыкальный вкус, и родилась идея самому стать и музыкантом, и композитором. Познакомившись с негритянской музыкой, он буквально «заболел ею». Джордж Гершвин постоянно ходил в те места, где звучал джаз и впитывал в себя эти удивительные мелодии и ритмы.

Возникла мечта – соединить классическую музыку с джазом, и композитор блестяще ее осуществил в произведении для фортепиано и симфонического оркестра «Рапсодия в стиле блюз». На премьере присутствовали: И. Стравинский, С. Рахманинов, Л. Стоковский и другие знаменитости.

«Рапсодия в стиле блюз» имела грандиозный успех. До сих пор это произведение пользуется огромной популярностью и у пианистов, и у публики.

Вершиной творчества Гершвина стала опера «Порги и Бесс», в которой соединяется академическая и джазовая музыка. Это первая американская национальная опера из жизни американских негров.


Д. Гершвин «Любимый мой»

(Исполняет Тимошенко Алина, класс преподавателя Батюты Е.А.)

Д. Гершвин «Я чувствую ритм»

(Исполняет Скоморощенкова Екатерина, класс преподавателя Мазуровой Л.В.)


В 20-е годы прошлого века необыкновенно популярной стала танцевальная музыка, возникшая на основе джазовых ритмов: фокстрот, чарльстон, тустеп, джайв; джазовые ритмы оказали влияние и на латиноамериканские танцы, такие как румба, самба, сделав их еще более яркими и динамичными.


С. Аллерм «Самба»

(Исполняет инструментальный ансамбль, руководитель и концертмейстер Егорова С.В.)


Надо сказать, что вся эта танцевальная музыка необыкновенно популярна и в наши дни. Современная молодежь с удовольствием отплясывает эти танцы. Об этом говорит существование огромного количества конкурсов и чемпионатов самых разных уровней, начиная с городских, заканчивая самыми высокостатусными международными конкурсами.

Не остались без внимания и старинные бальные танцы. Например: галоп – это французский бальный танец 19 века, а в пьесе российского композитора 20 века А. Самонова он звучит с элементами синкопированного, джазового ритма.


А. Самонов «галоп»

(Исполняет инструментальный ансамбль, руководитель и концертмейстер Егорова С.В.)


Говоря о популярной танцевальной музыке, невозможно не вспомнить о танго. Это латиноамериканский танец афроиспанского происхождения. В начале 20 века очень популярным было аргентинское танго, и именно оно попало в Европу, став одним из самых популярных танцев.


«Дождь идет» (танго)

(Исполняет Ульченкова София, класс преподавателя Батюты Е.А.)


Появление джаза в Советском Союзе связано, прежде всего, с именем Л.О. Утесова – одного из самых популярных артистов эстрады в 20 годы. Будучи в Париже, он попал на концерт американского джаз-банда «Шоколадные ребята» и буквально заболел джазом. Утесов стал создателем 1-го джаз-оркестра в Ленинграде. Огромную роль в развитии советского джаза сыграл замечательный композитор Исаак Дунаевский, автор музыки к фильмам «Веселые ребята» и «Цирк». И еще одно имя, без которого невозможно себе представить советский джаз - Александр Цфасман – профессиональный музыкант, замечательный композитор, дирижер, он всю свою творческую деятельность посвятил развитию советской эстрадной музыки. Будучи пианистом-виртуозом, он первым в России исполнил «Рапсодию в стиле блюз» Д. Гершвина.


А. Цфасман «Неудачное свидание»

(Исполняет скрипичный ансамбль в составе Кожемякиной Веры и Смоленской Дарьи,

класс преподавателя Соболевой Л.Н.)


В течение всего 20 века музыка продолжает развиваться. Появляются новые музыкальные направления, стили, новые музыкальные жанры. И к этому имеет непосредственное отношение стремительное развитие новых технологий. Один из новейших музыкальных стилей называется нью-эйдж – музыка будущего с расслабляющим и легким звучанием. Композиторы этого направления обращаются к теме живой природы, самопознанию, это романтические мелодии любви. Южнокорейский композитор и пианист Ирума пишет музыку этого направления.


Ирума «Река в тебе»

(Исполняет Ульченкова Карина, класс преподавателя Сергеенковой И.С.)


Но вернемся к традиционному джазу. Буги-вуги – фортепианный стиль джазовой музыки, для которой характерна импровизационность, техническая виртуозность и огромное разнообразие ритмических фигур, - все это в правой руке, а в левой - строгая остинатная фигура. Буги-вуги – это и модный эксцентричный танец.

Николай Мордасов – композитор 20 века и замечательный талантливейший педагог, создатель и руководитель нескольких детских джазовых коллективов и автор огромного количества джазовых пьес для фортепиано. К сожалению, вышли всего 2 его сборника.


Н. Мордасов «Буги – вуги»

(Исполняет Тумашевич Раймонд, класс преподавателя Батюты Е.А.)


В нашем концерте звучат еще одни «Буги-вуги» немецкого композитора, пианиста и аранжировщика Манфреда Шмитца


«Минорные буги»

(Исполняет Полина Екатерина, класс преподавателя Егоровой С.В.)


Милан Двожак – чешский композитор, пианист и педагог, автор музыки к фильмам и автор джазовых этюдов.


М. Дворжак «Этюд № 6»

(Исполняет Сергеенков Никита, класс преподавателя Егоровой С.В.)


20 век подарил человечеству не только джаз, но и кино, а вместе с ним новый музыкальный жанр – киномузыку. В 20 веке трудно назвать композитора, который хотя бы раз не обратился к киномузыке. Но есть композиторы, чье творчество связано именно с кино. К таким композиторам относится Оливье Туссен, французский композитор, поп-певец, аранжировщик. Его композиторское творчество связано с музыкой для кино и телевидения. Он даже получил премию «Сезар» за лучшую музыку к фильму.

В 70 годы Туссен сотрудничал с другим французским композитором Полом де Сенневилем. Вместе они написали замечательные песни, которые исполняют известные певцы, такие как Далида, Мирей Матье и др.


О. Туссен, П. де Сенневиль «Мелодия»

(Исполняет Полещук Кирилл, класс преподавателя Егоровой С.В.)


Музыку к 124 фильмам написал знаменитый французский композитор Френсис Лей. В 1970 году он получил премию «Оскар» за музыку к американскому фильму «История любви», ставшей необыкновенно популярной. В этом фильме звучит песня, которая так и называется «История любви» и которая является одной из самых красивых песен о любви.


Ф. Лей «История любви»

(Исполняет скрипичный ансамбль в составе Триняк М.В. и Смоленской С.С., концертмейстер Егорова С.В.)


Наверное, многие из сидящих в зале смотрели замечательный фильм о войне советско-французского производства «Тегеран – 43». Центральным событием фильма является знаменитая встреча в Тегеране 3-х лидеров: Сталина, Рузвельта и Черчиля. Но в фильме еще есть удивительная история любви советского разведчика и французской девушки. Война соединила их и разлучила. Много лет спустя они нашли друг друга, но встретиться им было не суждено. В фильме звучит потрясающая по красоте песня. Ее авторами являются 2 друга армянского происхождения, но с французским гражданством: замечательный французский композитор Жорж Гарваренц и поэт, композитор и певец, необыкновенно талантливый человек Шарль Азнавур.

Шарль Азнавур является автором русского текста этой песни. Ну, а в фильме ее исполняют Ш. Азнавур и Мирей Матье – и это лучшее исполнение.


Ж. Гарваренц «Вечная любовь»

(Исполняет скрипичный ансамбль в составе Соболевой Л.Н. и Смоленской С.С.)


Я сегодня назвала имена многих выдающихся джазовых композиторов и исполнителей, и этот список можно продолжать очень долго. Но еще одно имя я все же хочу произнести – Дюк (герцог) Эллингтон – негритянский композитор, пианист, аранжировщик, создатель уникального джазового оркестра импровизирующих солистов, основным методом работы которого стало совместное композиторское творчество музыкантов – коллективная импровизация. Популярность оркестра была необычайно велика, он выступал в лучших концертных залах, таких как Метрополитен-опера, Корнеги-холл и другие. С гастролями оркестр выступал не только в США, но и в странах Латинской Америки, Европы, Азии, а в 1971 году был в СССР.


Д. Эллингтон «Караван»

(Исполняет скрипичное трио в составе

Соболевой Л.Н., Смоленской С.С. и Триняк М.В., концертмейстер Егорова С.В.)


В репертуаре ансамбля русских народных инструментов музыка самых различных жанров: народная, классическая и музыка современных композиторов. Валерий Фадеев – петербургский композитор, автор множества произведений для русских народных инструментов, произведений для оркестра русских народных инструментов. Пьесы В. Фадеева отличаются ярким интонационным языком, большим ритмическим разнообразием, они звучат свежо и современно.


В. Фадеев «Веселая карусель»

(Выступает ансамбль русских народных инструментов,

руководитель Самордина Н.Н., концертмейстер Козлова Н.А.)


Музыка Леонида Афанасьева знакома очень многим. Необыкновенная задушевность, проникновенность, лиризм, мелодическая выразительность – отличительные черты поистине русского композитора. Особой популярностью пользуется его музыка к фильмам.


Л. Афанасьев «Гляжу в озера синие»

из к/ф «Тени исчезают в полдень»

(Выступает ансамбль русских народных инструментов,

руководитель Самордина Н.Н., концертмейстер Козлова Н.А.)


Я благодарю всех участников концерта, благодарю публику за теплый прием.

До новых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!