Сценарий квеста
Тема: Тайны русского языка.
Цель: создать условия для повышения интереса школьников к русскому языку, культуре путем использования новой формы интеллектуального досуга обучающихся (игры-квеста); развивать любознательность и интерес к изучению русского языка; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать умение работать в команде.
Участники: в квесте участвуют сборные команды. Состав команд: 7 участников (по два обучающихся от 5-7 классов) и оператор (фотокорреспондент). Из числа участников выбираются капитаны. Оператор (фотокорреспондент) фиксирует выполнение заданий.
Условия проведения квеста.
Игра начинается одновременно для всех участников; все имеют равные шансы на победу.
Перед началом игры обязательно проводится инструктаж о правилах техники безопасности.
Задания квеста построены на знании разделов русского языка.
Каждая команда получает пакет с заданиями и инструкцией по прохождению квеста.
Команде необходимо пройти индивидуальный маршрут из 6 пунктов.
При подсчете баллов учитываются правильность и скорость выполнения заданий.
Инструкция для участников
1. Ознакомьтесь с заданиями.
2. Определитесь, как вы будете выполнять задания: всей командой или распределите задания между членами команды.
3. Задания можно выполнять в любом порядке.
4. Будьте внимательны при записи ответов.
5. При необходимости вы можете воспользоваться подсказками.
6. После выполнения последнего задания листы с ответами положите в пакет и предоставьте в кабинет русского языка.
План проведения квеста
1. Знакомство с командами.
2. Вступительное слово. Ознакомление с условиями проведения игры-квеста. Инструктаж.
3. Вручение пакетов с заданиями.
4. Старт игры-квеста.
5. Прохождение маршрута.
6. Финиш.
7. Просмотр видео и фотоматериалов.
8. Подведение итогов. Награждение.
Задания для квеста
Задание № 1 Объясните значения устаревших слов. Соотнесите стрелочками слова с их значениями. | Задание№ 2 Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова? Соотнесите стрелочками слова с их значениями. |
Тать | Горе | Волнователь | Горизонт |
Вепрь | Глаз | Глазоём | Маршрут |
Ланита | Путь | Ловкосилие | Телефон |
Агнец | Правая рука | Подобень | Гимнастика |
Рамо | Кабан | Сине-алый | Агитатор |
Десница | Ягнёнок | Дальнеразговорня | Портрет |
Око | Плечо | Путевик | Фиолетовый |
Зеница | Вор | | |
Стезя | Щека | | |
Лихо | Зрачок | | |
Подсказка в кабинете биологии. | Подсказка возле кабинета изостудии. |
Задание № 3
Угадайте предметы.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает этот предмет. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него.
________________________________
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя.
________________________________
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться.
________________________________
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата.
________________________________
5. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки.
________________________________
6. Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристаёт или дрожит, как у известного дерева. Что это?
_________________________________
Подсказка в кабинете истории.
Задание № 4
К предложенным пословицам разных народов подберите соответствующие по смыслу русские пословицы. Например, удмуртская пословица: «Слово не стрела, а сердце пронзает». Ей соответствует русская: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской – устанешь».
___________________________________________________________________
Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда».
___________________________________________________________________
Каракалпакская: «Если кривы дерева, то и тень от них крива».
___________________________________________________________________
Украинская: «И живи до старости, и учись до старости».
___________________________________________________________________
Малайская: «Кончил шить – оборвал нить».
___________________________________________________________________
Английская: «Спешащий таракан в суп попадет».
____________________________________________________________________
Английская: «Нечего ругать кошку, когда сыр съеден».
____________________________________________________________________
Подсказка в кабинете английского языка.
Задание № 5 «Переведи с древнерусского на русский».
Переведите слова на современный русский язык.
Близъко - _____________, къдъ - ______, сьдъсь - _________, бъчела - __________, сватьба - ______________, съдоровъ - ______________, двашьды - ___________, истьба - ___________, цьсарь - __________, дъстоканъ - ________________.
Задание № 6 «Аз и буки – начало всей науки».
Прочитайте слова, пользуясь кириллицей.
| Для записи слов |
1. Ша, како, он, люди, аз | |
2. Буки, ук, како, веди, аз | |
3. Рцы, он, добро, иже, наш, аз | |
4. Ук, червь, есть, наш, иже, како | |
5. Червь, есть, люди, он, веди, есть, како | |
6. Глаголь, рцы, аз, мыслете, он, твердо, аз | |
Подсказки
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
В кабинете на парте разложены предметы: шапка, колесо, лист, камень, иголка, соль.
Задание № 4
1. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской – устанешь».
Русская пословица отвечает на вопрос: Как нужно передвигаться, чтобы дальше уехать?
2. Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда».
В русской пословице речь идет о рыбке в пруде.
3. Каракалпакская: «Если кривы дерева, то и тень от них крива».
В русской пословице речь идет о яблоке и яблоне.
4. Украинская: «И живи до старости, и учись до старости».
В русской пословице говорится, что жить и учиться нужно 100 лет.
5. Малайская: «Кончил шить – оборвал нить».
В русской пословице говорится о том, что нужно делать после завершения дела.
6. Английская: «Спешащий таракан в суп попадет».
В русской пословице говорится о том, что может случиться, если поспешишь.
7. Английская: «Нечего ругать кошку, когда сыр съеден».
В русской пословице речь идет о драке и кулаках.
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ
Задание № 1 | Задание№ 2 |
Тать | Вор | Волнователь | Агитатор |
Вепрь | Кабан | Глазоём | Горизонт |
Ланита | Щека | Ловкосилие | Гимнастика |
Агнец | Ягнёнок | Подобень | Портрет |
Рамо | Плечо | Сине-алый | Фиолетовый |
Десница | Правая рука | Дальнеразговорня | Телефон |
Око | Глаз | Путевик | Маршрут |
Зеница | Зрачок | | |
Стезя | Путь | | |
Лихо | горе | | |
Задание № 3 Угадайте предметы.
1. КАМЕНЬ 2. ИГОЛКА 3. СОЛЬ 4. ШАПКА 5. КОЛЕСО 6. ЛИСТ
Задание № 4
1. Тише едешь – дальше будешь.
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3. Яблочко от яблони недалеко падает.
4. Век живи – век учись.
5. Кончил дело – гуляй смело. Конец – делу венец.
6. Поспешишь – людей насмешишь.
7. После драки кулаками не машут.
Задание № 5 «Переведи с древнерусского на русский».
Переведите слова на современный русский язык.
Близъко – близко, къдъ – где, сьдъсь – здесь, бъчела – пчела, сватьба – свадьба, съдоровъ – здоров, двашьды – дважды, истьба – изба, цьсарь – царь, дъстоканъ – стакан.
Задание № 6 «Аз и буки – начало всей науки».
Прочитайте слова, пользуясь кириллицей.
1. ШКОЛА 2. БУКВА 3. РОДИНА 4. УЧЕНИК 5. ЧЕЛОВЕК 6. ГРАМОТА