СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-драматической композиции "Тропа к Гоголю"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-драматической композиции "Тропа к Гоголю"»

Сценарий

литературно-драматической композиции «Тропа к Гоголю»


(1) Музыкальное вступление.

Н.А.Римский–Корсаков «Ночь перед Рождеством». Опера. Увертюра (фрагмент).


1-й ведущий. Однажды Гоголь вышел из кареты

На свежий воздух. Думать было лень.

Но он во мгле увидел силуэты

Полузабытых тощих деревень.

Он пожалел безрадостное племя,

Оплакал детства светлые года,

Не смог представить будущее время –

И произнес: - Как скучно, господа!

Возможно, однажды все было иначе… Юный, полный надежд Николай Гоголь, подъезжая к Петербургу, готов был воскликнуть, как потом воскликнет его герой: «Эх, Петербург! Что за жизнь, право…»

Жизнь – это поэзия, и уже готова поэма. Да, жизнь – это творчество, подобное игре, актерству. Он уверен, что блистательные сцены столицы покроют цветами в его честь. И эти надежды были не беспочвенны.

(2) Уже в годы гимназического обучения Николай Гоголь, по сути, руководил театром Нежинской гимназии (3).

Костюмы, реквизит, материалы для декораций присылали из дома, а Николай сочинял презабавные сценки и вдохновенно репетировал с одноклассниками. Несколько спектаклей, сыгранных гимназистами, были весьма благосклонно приняты Дворянским собранием и дирекцией гимназии. Поэтому сомнений в шумном петербургском успехе не было.


(4) 2-й ведущий. Но северная столица встретила пылкого юношу промозглым декабрьским равнодушием. Блистательный Невский… «красавица нашей столицы…Всемогущий Невский проспект!..»

(5) Там «сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

(6) Проба в труппу Александринского театра была провалена, подвергнутая критике поэма предана сожжению. А затем началась обыкновенная департаментская служба, в которой Гоголь был подобен сотням обыкновенных молодых провинциалов, нашедших скромное местечко в столице. Но нечто необыкновенное происходило с Гоголем. «Если бы втрое, вчетверо, всотеро раз было более нужд, и тогда они не поколебали меня и не остановили…на моей дороге», - писал он матери. И уже в начале 1830 года выходит в свет повесть «Басаврюк, или вечер накануне Ивана Купала», из народного предания, как гласил подзаголовок, повесть, рассказанная дьячком Покровской церкви.

(7) Вскоре Гоголь знакомится с Жуковским, Дельвигом, Плетневым и, наконец, желанное свершилось…Он представлен Пушкину. Беседы летними вечерами в кругу литераторов не прошли даром, и спустя три месяца вышли «Вечера на хуторе близ Диканьки», рассказы, «собранные» весельчаком и балагуром, пасечником Рудым Панько из милой Гоголю Диканьки (8).

Художественное чтение фрагмента Предисловия «Это что за невидаль…»


(9) 3-й ведущий. Может быть, именно эти строки поразили Пушкина, и он записал: «Сейчас прочел Вечера близ Диканьки (10).

Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная… А местами какая поэзия!.. Все это необыкновенно в нашей нынешней литературе…»

Первых читателей поразила не только искрометная веселость, искренность, открытость игры, но особая поэзия и философия чудесного, фантастического…

Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Майская ночь». Эпизод «Появление русалок».

Инсценировка эпизода повести «Майская ночь, или Утопленница». Левко, Панночка и Ведьма.


1-й ведущий. Распознать и одолеть, победить зло герои повестей могут благодаря милосердию и любви, чувству юмора и смекалке…

Инсценировка эпизода повести «Ночь перед Рождеством». Черт и Вакула.


2-й ведущий. Светом искреннего чувства, тонким юмором и верой в победную силу добра пронизан финал повести «Ночь перед Рождеством».

Инсценировка финала повести «Ночь перед Рождеством».


3-й ведущий. Грозной силой унижения Черта, уничтожения зла, по мысли Гоголя, должно стать искусство, искусство художественного слова. Мы вслушались в слово Гоголя, в речи его героев и попытались озвучить их.


3-й ведущий. Негаснущее, бойкое и задушевное, трепетное и вопрошающее слово-дело Гоголя словно врезается в сознание, требует действия и события, соучастия здесь и сейчас. И снова Гоголь на театральной сцене, но он уже не актер, он автор. (11)

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем». Драматург Гоголь понимал, сколь сложен его замысел для актерского воплощения, поэтому сам принимал участие в репетициях.

(12) Но актерам премьерного спектакля не удалось выразить подлинный смысл конфликта.

(13) Последующие поколения исполнителей и режиссеров по-разному истолковывали глубину социального, психологического и философского смысла пьесы. (14)

Неисчерпаемость, удивительная пластика характеров стали вдохновляющим источником актерского искусства. Великий актер М.Чехов признавался, что ему хотелось «лепить, ваять» образ гоголевского персонажа. (15)

Художественное чтение монолога Хлестакова «Эх, Петербург!..»


1-й ведущий. Бесценно то, чем одаривает Гоголь своих читателей: на призыв к творчеству подлинный читатель откликнется сотворчеством. (16)

Чтение фрагментов лучших ученических сочинений, посвященных Н.В.Гоголю.


2-й ведущий. Не сомневаюсь, вы услышали в этих сочинениях мысль самого Гоголя: «Писатель, если только он одарен… есть гражданин земли своей». Чувством гражданской сопричастности, «пробуждением сознания о нас самих», как говорил Н.Г.Чернышевский, пронизаны размышления всех, кто обратился к произведениям писателя, кто вступил в диалог с ним.


3-й ведущий. О себе, о своем жизненном предназначении Гоголь мыслил так: «Я писатель, а долг писателя – не одно доставленье приятного занятия уму и вкусу; строго взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе…».

(17) Польза душе – покаяние, подвиг духовного очищения и постоянное вопрошание: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?..»

(18) Страстным обращением к читателям, соотечественникам, согражданам стала поэма «мертвые души», поэма о России.


1-й ведущий. В Предисловии к поэме Гоголь писал: «сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна». И если творчество автора – одна большая книга, единый художественный мир, то сегодня мы можем сказать: «Великая книга Гоголя нужна и полезна читателю».


(19) 2-й ведущий. В проникновенно-скорбный и мудрых строчках Завещания писателя выражена его последняя воля: «Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке… Кто после моей смерти вырастет выше духом…, тот покажет, что он любил меня и был мне другом, и сим только воздвигнет мне памятник». (20)

А вы стали другом и воздвигли свой памятник Гоголю?




Примерный план слайд-программы,

сопровождающей литературно-драматическую композицию

«Тропа к Гоголю»

  1. Портрет Н. В. Гоголя. Художник Ф.А. Моллер. 1841.

  2. Н.В.Гоголь-гимназист. Гравюра.

  3. Нежинская гимназия высших наук.

  4. Дом каретника Иоахима в Петербурге, где жил Гоголь. Художник

Э.Б.Бернштейн.

  1. Два часа на Невском проспекте.1830. Лист из альбома карикатур.

  2. Александринский театр в Петербурге. 1830-е гг. Литография.

  3. Спасо-Преображенская церковь в Сорочинцах.

  4. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Титульный лист.

  5. Портрет А.С.Пушкина. Художник О.Кипренский.

  6. Н.В.Гоголь. Автолитография А.Г.Венецианова. 1834.

  7. «Ревизор». Цензурованная копия с авторской правкой.

12. Гоголь на репетиции комедии «Ревизор» в Москве.

13. Афиша премьеры комедии.

14. И.Сосницкий в роли Городничего.

15. М.Чехов в роли Хлестакова.

16. Н.В.Гоголь. Рисунок В.Горяева.

17. Титульный лист первого тома «Мертвых душ».

18. Н.В.Гоголь на набережной Невы. Портрет работы Горюнова.

19. Данилов монастырь, где был похоронен Н.В.Гоголь.

20. Москва. Памятник Н.В.Гоголю. Скульптор Н.А.Андреев.

Литература для учителя и учащихся


  1. Гоголь Н.В.Арабески. – М., 1990

  2. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. – М., 1990.

  3. Гоголь Н.В. Проза. Статьи.- М., 1977.

  4. Золотусский И.П. По следам Гоголя. – М., 1984.

  5. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе.- Киев, 1988.

  6. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987.

  7. Манн Ю.В. Смелость изобретения. – М., 1975.

8. Манн Ю.В. Николай Гоголь. Жизнь и творчество. – М., 1971.











Скачать

© 2022, 175 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!