Сценарий литературно-музыкальной гостиной,
посвященной М.Ю.Лермонтову
На фоне изображения гор на авансцене сидит М.Ю.Лермонтов (в исполнении ученика)
Учащийся: Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу раньше,
Мой ум немного совершит:
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или бог – или никто!
1-ый ведущий: Нашу литературную гостиную мы посвящаем Михаилу Юрьевичу Лермонтову, жизнь которого была неразрывно связана с Кавказом.
2-ой ведущий: О южные горы…
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
3-ой ведущий: Эта любовь взаимна. В городах Кавказа есть множество мест, где побывал поэт. Благодарные потомки воздвигли памятники ему.
4-ый ведущий: Главным памятником М.Ю.Лермонтова, конечно, стала его замечательная поэзия, все творчество. Незаурядные способности необычайно талантливого человека проявлялись во многих областях искусства: литературе, живописи, музыке.
2-ой ведущий: Вот что писала ему родственница и близкий друг Александра Михайловна Верещагина - в 1835 году.
3-ий ведущий: "Мой дорогой Мишель, я больше не беспокоюсь о вашей будущности, когда-нибудь вы станете великим человеком… Вы мне ничего не говорите о ваших сочинениях. Я надеюсь, что вы пишете хорошо…Что касается вашего рисования, говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю; умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар… А ваша музыка? Играете ли вы по-прежнему увертюру "Немой из Партичи", поете ли вы дуэт из "Семирамиды", столь памятный, поете ли вы его как раньше во все горло и до потери дыхания?"
4-ий ведущий: Стихотворения, проза, музыкальные пристрастия поэта, которые не могли не отразиться в его творчестве, произведения, которые вдохновляли русских и современных композиторов на создание множества романсов, опер…
Звучит романс на стихи Лермонтова
1-ый ведущий: В автобиографических набросках Михаил Юрьевич рассказывает, что с детских лет он «разлюбил игрушки и начал мечтать». Шести лет уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно – сладостное чувство уж волновало его душу, когда полный месяц светил в окно на его детскую кроватку.
Звучит музыка С. Прокофьева «Мимолетности»
Учащийся в роли поэта: Кто мне поверит, что я знал любовь, имея десять лет от роду? Я не знаю, кто была она, откуда, но эта загадка, этот потерянный рай до могилы будет терзать мой ум!..
Учащийся в роли ангела (на фоне музыки):
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Люди друг к другу зависть питают.
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал…
Учащийся в роли поэта: Мне всегда весело, когда я так высоко над миром. Чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она невольно делается, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.
1-ый ведущий: Многие стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова носят «песенные» названия: «Казачья колыбельная», к которой поэт, по преданию, сам написал музыку, и романсы, и «Русская мелодия», и две «Европейские мелодии»...
2-ой ведущий: Поэт включает песни во многие свои произведения. Это "Песня" в "Кавказском пленнике", "Черкесская песня" и "Песня Селима" в "Измаил-Бее".
3-ий ведущий: К колыбельным песням у поэта было особое отношение. Со школьной поры известны нам слова Лермонтова: "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее я не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она произвела прежнее действие. Ее напевала моя покойная мать".
1-й ведущий: Кавказ, можно сказать, стал второй родиной М.Ю.Лермонтова. "Как сладкую песню отчизны моей - люблю я Кавказ"…
2-ой ведущий: Он душою прилепился к этому, по выражению Н.Огарева "приюту русского свободомыслия, где по воле правительства собирались изгнанники". Во время первой ссылки поэт исколесил немало горных дорог, был в Тамани, Кизляре, Шуте, Кубе, Кахетии, Тифлисе и других местах, богатых фольклорными традициями.
3-ой ведущий: Он проделал почти тот же путь, что и Александр Сергеевич Пушкин…
«… дивный гений…
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой»
4-ий ведущий: Но в отличие от своего кумира, Михаил Юрьевич проделал этот путь один.
Звучит романс «Белеет парус одинокий…»
1-ый ведущий: Романсы на стихи М.Ю.Лермонтова часто звучали в аристократических салонах и более скромных гостиных. Исполняли их и известные певцы, и музыканты – любители. Читали и ценили и стихи поэта.
2-ой ведущий: Вдохновенный гимн женщине сложен на страницах русской литературы. "Женственное" начало пронизывает все творчество Лермонтова. Чуть ли не каждый свой женский образ он, так или иначе, связывает с музыкой, песней, танцем. Это придает лермонтовским героиням особое обаяние, чистоту, романтическую возвышенность.
Сцена из драмы «Маскарад» в исполнении учителей, родителей и обучающихся.
Действие 3. Сцена первая. БАЛ
Выход первый
Хозяйка
Я баронессу жду, не знаю:
Приедет ли – мне, право, было б жаль
За вас……………………………………
До слов: Хозяйка
Почти все съехались, и здесь нам будет тесно,
Прошу вас в залу, господа!
Учащиеся танцуют вальс ( «Маскарад»)
За ними наблюдают небольшие группы гостей бала.
После вальса:
Хозяйка
Не худо бы немного отдохнуть.
Дама (другой) Так жарко, что я здесь растаю.
Петков
Настасья Павловна споет нам что-нибудь.
Нина
Романсов новых , право, я не знаю,
А старые наскучили самой.
Дама:
Ах, в самом деле, спой же, Нина, спой.
Хозяйка:
Ты так мила, что, верно, не заставишь
Себя просить напрасно целый час.
Нина:
Но слушать со вниманьем мой приказ,
Хоть этим наказаньем вас авось исправишь! (Поет романс)
Звучит стихотворение Лермонтова «Я видел раз ее в веселом вихре бала».
1-ый ведущий: Разные люди встречаются на пути странствований Печорина: Максим Максимыч, черкешенка Бэла, княжна Мери, Вера, герои из "Тамани" и «Фаталиста»"...
2-ой ведущий. Повесть "Тамань", по словам Д.В.Григоровича, - от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом». Товарищ Лермонтова по Школе юнкеров и позднее по лейб-гвардии Гродненскому полку М.И. Цейдлер, который посетил Тамань через год после М.Ю.Лермонтова, подробно описал дни, проведенные в этом небольшом городишке, и отметил сходство своего описания с «поэтическим рассказом о Тамани в «Герое нашего времени».
Звучит отрывок из "Тамани" (со слов «Полный месяц светил на камышовую крышу… до слов завтра отправлюсь в Геленджик») в исполнении обучающегося 9 класса.
4-ый ведущий: Немного рождалось поэтов, которые так «слышали» мир и видели его так, - динамично, объемно, красочно.
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» в исполнении учащейся 9 класса.
1-ый ведущий: Видеть все и слышать все Лермонтову помогал его глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, кипе-ние боя, скачку, преследование, пейзажи. Если бы поэт профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником. (Обращается внимание на выставку рисунков М. Ю. Лермонтова, посвящённых Кавказу)
3-ий ведущий: Создавая «Героя нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов, не вообра-жал жизнь, а рисовал такою, какой она являлась в действительности.
2-й ведущий: Писатель нашел новые художественные средства, которых еще не знала ни русская, ни западная литература…
4-ый ведущий: И которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широко-го изображения лиц и характеров с умением показать объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого.
Обучающиеся 10-х классов инсценируют отрывок из романа «Герой нашего времени»,
глава «Княжна Мери», запись от 22 мая)
1-ый ведущий: Михаил Юрьевич Лермонтов по натуре свободолюбивый. Таковы и герои большинства его произведений.
2-ой ведущий: Мцыри - главный герой одноименной поэмы – стремится вырваться из монастырского плена.
3-ий ведущий: Главный мотив, побуждающий его к побегу, - свободолюбие.
4-ый ведущий: Это взгляд на жизнь как на активное действие, отказ от жизни, если она не борьба.
Сцена из поэмы «Мцыри» в исполнении обучающегося 10 класса .
1-ый ведущий: Поэт страстно любил жизнь, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, подвигу.
2-ой ведущий: все, что им было создано за 13 лет творчества - это подвиг во имя свободы и Родины.
3-ий ведущий: И заключается он не только в прославлении Бородинской победы, в строках «Люблю Отчизну я…», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о родине, ни о свободе…
4-ый ведущий: Но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни…
1-ый ведущий: С юных лет светское общество, с которым поэт был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное. Его герой, независимый в мыслях и поступках, сталкивается с обществом. О нем судачит свет…
Обучающиеся 11 класса инсценируют отрывок
из романтической драмы М.Ю.Лермонтова «Странный человек».Сцена II.
2-ой ведущий: «Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способ-ность «перевоплощаться» - в Арбенина, в Печорина, в Максима Максимыча, соединение просто-ты и возвышенности, естественности и оригинальности– свойства не только созданий Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строго-го, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмеш-ливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, и волей, и проницательным, беспощад-ным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.» (Ираклий Андроников)
1-ый ведущий: И вновь и вновь приходим в гости к Лермонтову, чтобы вспомнить героев, им сотворенных, прочитать его стихотворения и послушать посвящения поэту.
4-ый ведущий: Помнят благодарные потомки о великом сыне России, доказательством тому и наша литературная гостиная
1-ий ведущий: Он был рожден для счастья, для надежд
И вдохновений мирных!
2–ой ведущий: Но, безумный,
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил – и бог не спас!
3-ий ведущий: Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас…
4-ый ведущий: Он сохранил и блеск лазурных глаз,
И звонкий детский смех, и речь живую,
1-ый ведущий: И веру гордую в людей и жизнь иную.
На фоне музыки обучающийся, исполняющий роль М.Ю.Лермонтова:
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
(Музыка продолжает звучать, обучающиеся провожают гостей)
.
.
7