СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературного вечера "О вы, служительницы Музы!"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературного вечера "О вы, служительницы Музы!"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного вечера "О вы, служительницы Музы!"»

ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»





«О вы, служительницы Музы!..»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной







Подготовила:

учитель русского языка и

литературы Балакина Л.В.
























«О вы, служительницы Музы!..»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной

1-ведущий. Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Её называли Лаура, Беатриче, Елена, Венера, Нефертити, Мария, Ксения, Анна… Многие из этих имён стали символами: преданности и верности – Пенелопа, красоты и женственности – Елена, вдохновения и почитания – Лаура и Беатриче, мудрости и государственного ума – Ольга и Роксолана, коварства и корыстолюбия – Марина Мнишек, всепокоряющей заступнической любви к людям – Мария.

2-ведущий. Сегодня мы расскажем о женщинах, которые добились славы своим поэтическим талантом, даром Божьим. Они опровергли мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин, их род занятий. Для обаятельнейших женщин, о которых пойдёт разговор, поэзия – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего «я», отклик сердца на радости и горести бытия.

 Звучит мелодия Сиртаки

3-ведущий. На этой фреске неизвестный художник изобразил прекрасную жительницу Помпеи. Девушка показана в момент творческого вдохновения. Ещё минута, другая – и на тонкой восковой поверхности дощечки появится новая стихотворная строфа Сапфо, , жившая в начале V века до нашей эры.

1–ведущий. Долгие годы она возглавляла школу, где девушки занимались литературой, музыкой, пением. Она сочиняла свадебные песни и гимны, исполняя их под аккомпанемент лиры или кифары. А стихи Сапфо были посвящены любви, нежности, общению подруг, девичьей красоте.

2-ведущий. Для Древних Сапфо была идеалом гармонической личности. В её честь чеканили монеты, на которых она изображалась с лирой в руках. Платон называл поэтессу жрицей красоты.

Сценка ___________________________________________

Звучит средневековая мелодия – лютня 

3-ведущий. Средневековье… При дворах знатных синьоров в замках за высокими зубчатыми стенами рождается поэзия, которая требует воспитанности и умения служить прекрасным дамам. Трубадуры – средневековые поэты – признают себя вассалами дамы, воспевают её достоинства, красоту и благородство. Любовь их неотделима от страдания, но это сладостное страдание.

1-ведущий. А прекрасная дама сидит на балконе своего замка и внимает песне, любуется природой, посещает рыцарские турниры, провожает мужа в крестовые походы. Это время подарило мировой литературе несколько женских имён, но расцвет женской поэзии пришёлся на эпоху Возрождения.

Звучит ария из оркестровой сюиты И. С. Баха

2-ведущий. Эпоха Возрождения создаёт тип просвещённой женщины, играющей значительную роль в культурной жизни Европы. Стихотворения ВерОники ГамбАра, ДжУлии ГонзАка, Туллии АрагОна,, королевы Маргариты Наварской читают, переписывают, поют, им подражают.

3-ведущий. В их поэзии вера и надежда на лучшее. Ведь жизнь женщины, аристократка она или простолюдинка, ограничивалась строгим набором правил о том, что можно и чего нельзя, жёсткой регламентацией: как ходить, что петь, что читать и кому писать. Женщины-поэты отличались широкой образованностью. Они сами создают себя, обрекая на страдания и не стремясь к известности.

 Звучит мелодия Г. Свиридова «Весна и осень»

1-ведущий. А теперь обратим свой взор к России 18 века. Строится великолепный град Петров, блистает фонтанами Петродворец, вызывает восхищение Эрмитаж. В литературе появляются имена Екатерины Княжниной, Марии Зубовой, Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой.

2-ведущий. Но несмотря на то, что что сама Екатерина II активно занималась литературной деятельностью (писала пьесы, журнальные статьи и фельетоны), в обществе глубоко укоренилось представление о том, что женщине «неприлично» заниматься сочинительством. Чаще всего представительницы прекрасного пола писали песни. И если их стихи попадали в печать, то они обычно не были подписаны настоящим именем автора.

3-ведущий. Екатерина Александровна Княжнина была любимой дочерью поэта Сумарокова, который сам занимался её образованием. Сумароков поощрял занятия дочери литературой, но в то же время считал невозможным, чтобы стихи, да ещё о любви, были написаны от лица женщины. Поэтому большинство стихотворений Екатерины Княжниной печатались без подписи.

Чтец. Тщетно я скрываю сердца скорби люты
Звучит «Casta Diva» В. Беллини

1-ведущий. Итальянская природа, роскошное буйство зелени, синева неба, голубизна воды, старинные дворцы Турина и Рима. .. Здесь прошло детство и остаток лет «царицы муз и красоты» - Зинаиды Александровны Волконской. Её образованность, талант певицы, титул и богатство мужа привлекали всеобщее внимание. Она была близка к декабристам, из её дома уезжала в Сибирь к мужу Мария Николаевна Волконская.

2-ведущий. Имя Зинаиды Александровны неотделимы от судеб Пушкина, Боратынского, Веневитинова. На её вилле в Риме находили гостеприимство писатель Гоголь, художники Александр ИвАнов и Карл Брюллов. А старость её была печальной: дом, имущество, даже склеп, где находилось тело мужа, - всё было продано за долги. Но она сумела сказать своё слово в литературе. Недаром Пушкин сказал о ней: Царица муз и красоты,


3-ведущий. Выйдя замуж за Никиту Григорьевича Волконского – родного брата декабриста Сергея Волконского, она попадает в круг ближайшего окружения императора Александра I. Но её не удовлетворяет жизнь придворной дамы. Она занимается литературой, пишет стихи и прозу.

1-ведущий. Литературно-музыкальный салон Зинаиды Волконской в Москве был одним из самых замечательных культурных центров.

ЧТЕЦ. Звезда моя! Свет предреченных дней

Исполняется Романс «Гори, гори, моя звезда»

Во время исполнения романса демонстрируются друг за другом медленно 

2-й ведущий. В Москве, на Чистых прудах близ Покровки, ещё с XVIII века стоит богатый барский особняк Ивана Александровича Пашкова. Здесь в январе 1811 года родилась Евдокия Ростопчина, будущая поэтесса. Позже другой поэт, М.Ю. Лермонтов, напишет:

Я верю: под одной звездой

Мы с вами были рождены;

Мы шли дорогою одной,

Нас обманули те же сны…

3-ведущий. Восемнадцати лет Евдокию вывезли в свет, на балы, где ей сопутствовал большой успех. Живая, остроумная, образованная, она была и очень красива: смуглое лицо, карие глаза, чёрные, с блеском, тонкие волосы. На одном из вечеров она знакомится с Пушкиным.

1-ведущий. Молодая графиня Ростопчина с упоением отдаётся стихии балов и маскарадов. Именно эти годы отмечены и первыми литературными успехами Ростопчиной. Изящные, легко написанные, стихи её ходят в списках в кругах светской образованной молодёжи и особенно среди женщин, их заучивают наизусть. Скоро стихи Ростопчиной уже публикуются в журналах.

ЧТЕЦ Дайте крылья мне перелетные,

1-ведущий. Многие стихотворения были положены на музыку Глинкой, Даргомыжским, А. Рубенштейном. Печатались её стихи и в песенниках. На «Слова для музыки» («И больно, и сладко») создал известный романс П. И. Чайковский.

1-ведущий.  В 1830 году, выделив альманах "Денница" Пушкин особо отметил как "приятную новость в нашей литературе" поэтов-женщин. В альманахе были только две женщины - Надежда Теплова и ее сестра Серафима Теплова,

2-ведущий. В 1838 году вышел первый поэтический сборник Надежды Тепловой, через год – второй. В нем были помещены стихи «На смерть А.С. Пушкина»

3ведущий.  В романсной лирике пушкинского времени широкой популярностью пользовался романс Тепловой

"Любовь - небес святое слово!.."Звучит романс (видеоролик)

Звучит мелодия Э. Артемьева из к/ф «Раба любви»

3-й ведущий. Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу ещё два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагических судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе переносили тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.

На сцену выходят Ахматова и Цветаева. 

После окончания романса

1-ведущий. Анна Ахматова не была красавицей, просто она была неотразимой. Не знала, что такое суета и мельтешение, не терпела этого в женщинах, и в какую-то злую и весёлую минуту выплеснулось:

Могла ли Биче, словно Дант, творить.

Или Лаура жар любви восславить?

Я научила женщин говорить…

Но, боже, как их замолчать заставить!

2-ведущий. Это чуть ли не единственная у Анны Ахматовой эпиграмма написана всё-таки не для посмеяния. «Я научила женщин говорить»,- вот для этого и явилась она в мир и исполнила свой долг сполна.

3-ведущий. Она учила женщин быть достойными любви, быть равными в любви, щедрыми и жертвенными. И учила мужчин выслушивать не «влюблённый лепет», которым восхищались столько веков, а слова столь же жаркие, сколь и гордые:

От других мне хвала – что зола,

От тебя и хула – похвала.

И всё. Две строчки. А нужно ли ещё хоть словцо?

1-ведущий. Это была самая свободная женщина в русской литературе, да и только ли в русской… И самая мужественная. Помните некрасовское: коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт? Да она десятилетиями не входила, а жила в подожжённом доме , и среди дыма и падающих балок с державной улыбкой говорила:

Тебе покорной? Ты сошёл с ума!

Покорна я одной господней воле…

Каково? Даже глагол ей, видите ли, лень выговорить, ни к чему, и так понятно.

2-й ведущий. Но Серебряный век подарил нам ещё одну поэтессу. Личность и наследие Зинаиды Николаевны Гиппиус занимают особое место. Яркий и глубокий лирик, одарённый прозаик, умный и тонкий критик. Её «приговора» страшились, её вниманием дорожили.

3-ведущий. А для неё единственным безусловным авторитетом был Дмитрий Мережковский, с которым она прожила в счастливом браке более полувека. Это был необычный брак. Она работала по ночам и поздно вставала. Он рано вставал и с утра садился за письменный стол, книги, критические статьи. Они спорили до бесконечности. Однажды она сказала ему: «Я умнее тебя. Ты талантлив, у тебя бывают гениальные прозрения, но я умнее тебя». Подобные споры не мешали им любить друг друга.

1-ведущий. Поэт Андрей Белый называл её Зинаидой Прекрасной. Двумя словами он написал её устный портрет: «…точно оса в человеческий рост». Она ждала революции в России как освобождения. Дождалась – как крови, грязи и насилия. Когда осознала, что прежней России не будет, вместе с мужем покинула Россию навсегда. С какой горечью Гиппиус писала:

Если гаснет свет – я ничего не вижу.

Если человек – зверь, я его ненавижу.

Если человек хуже зверя – я его убиваю.

Если кончена моя Россия – я умираю.

Видео о Гиппиус

2-ведущий. Наследницей поэтической традиции Серебряного века стала в 60-е годы неподражаемая Бела Ахмадуллина. Евгений Евтушенко, первый муж Ахмадуллиной, так пишет о ней: «Бела была одним из самых замечательных поэтов, которые существовали за всю историю русской поэзии. Уж не знаю, как Бог расположил места, но она будет где-то рядом с Цветаевой и Ахматовой, безусловно. Она была тончайшим мастером, писала такие тонкие слова, что они таяли, будто иней на ладошке».

3-ведущий. Имя Ахмадулиной — один из символов современной русской поэзии и самое живое напоминание о поэтическом буме 1960-х годов. Ее называли «женщиной, рожденной поэтом», женщиной вне времени и вне пространства, поэтессой со своим голосом и совершенно неподражаемой манерой чтения стихов.

Чтец. Ночь перед выступлением. ____________________________________

Звучит мелодия Глюка 

1-ведущий. Современная поэзия представлена не менее талантливыми именами. Среди них – Вероника Михайловвна Тушнова, известная советская поэтесса. Её стихи – пронзительные и исповедальные — ярчайший образец женской любовной лирики.

2-ведущий. На беду ли свою или на счастье, познакомилась Вероника Тушнова с поэтом и писателем Александром Яшиным, которого она горько и безнадёжно полюбила и которому посвятила свои самые прекрасные стихи

3-ведущий. «Неразрешимого не разрешить, неисцелимого не исцелить…». А исцелиться от своей любви, судя по её стихам, Вероника Тушнова могла только собственной смертью.

Чтец-девушка читает стихотворение В.Тушновой

Чтец-юноша читает стихотворениеА.Яшина


Звучит песня «А знаешь, всё ещё будет…»


1-ведущийЛариса Рубальская - сегодня, это имя известно очень многим. Всегда улыбающаяся, жизнерадостная, обаятельная женщина. И многим кажется, что у нее легкая, безоблачная, счастливая жизнь. Ларису часто спрашивают: плачет ли она когда-нибудь? «Плачу, дорогие женщины, плачу. Ничего из того, что есть у каждого человека в жизни - страдания, счастье, радость - не обошло и меня» - всегда отвечает она. Ее путь к известности и популярности, личная жизнь складывались очень непросто.

2-ведущий. Но это не отразилось на стихах  Рубальской. Многие из них полны радости, света и тепла. Они вселяют в нас надежду на лучшее будущее, согревают душу, проникают в самое сердце, близки и понятны каждому. Сама Лариса Рубальская - очень сильная женщина и умеет достойно противостоять многочисленным жизненным трудностям. Ее отличает не только поэтический талант, тонкий юмор,  но и глубокое понимание женской судьбы.

3-ведущий. Известность Ларисе принесла песня, написанная совместно с Давидом Тухмановым, в исполнении А. Малинина «Напрасные слова», которая прозвучала в 1988 Телеведущий программы «До и после полуночи» Владимир Молчанов признался в эфире: «Я вчера услышал изумительный романс «Напрасные слова» и был уверен, что автор стихов еще в веке прошлом-позапрошлом умер. А оказалось, нет. Это Лариса Рубальская». Так вся страна запомнила ее имя.

Видео Напрасные слова

Звучит романс Б. Окуджавы «Ваше величество, женщина»

1-ведущий. Женщины… Умные, красивые, талантливые. Они горели сами и освещали путь другим. Поэзией. Любовью. Красотой.

2-ведущий.

О вы, служительницы Музы



3-ведущий. Дорогие наши учителя! Вы тоже воистину служительницы Муз. А это значит, что этот поэтический призыв обращён и к Вам. Примите нашу самую искреннюю любовь к Вам.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!