СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературного вечера "Отечество нам - Царское село"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит учащимся глубже проникнуться в творчество великого поэта

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного вечера "Отечество нам - Царское село"»


Литературный вечер,

посвященный ______ годовщине с основания

Царскосельского Лицея


«Отечество нам Царское Село…»


Цель: помочь учащимся почувствовать притягательную силу личности А.С.Пушкина, волшебную магию его стихов и прозы, ощутить подлинное величие школьного братства и

духовной близости учителей и учеников первого лицейского выпуска.



(Звучит «Вальс-фантазия» М. Глинки. Демонстрируется слайд: памятник Пушкину-лицеисту).


1-й ведущий: Уважаемые дамы и господа! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвященном двухсотлетней годовщине Царскосельского Лицея!


2-й ведущий: Пушкинский Лицей! Пушкинский выпуск! Сколько легенд, сколько мифов вокруг этого первого выпуска! Каждый выпускник хотя и в разной степени, но принес славу Лицею, славу России!


1-й ведущий: Но мы вспоминаем этот выпуск не только поэтому. Для нас важно и то, что пушкинский выпуск доказал всем, что истинное школьное братство не выдумка учителей и писателей, оно на самом деле существует и будет существовать до тех пор, пока мы молоды и полны высоких стремлений и любви к Родине.


2-й ведущий: И каждый из нас сегодня мечтает о такой дружбе, о такой же духовной близости учителей и учеников, о таком же школьном братстве.



1-й ведущий: Может быть, не сразу, но именно Пушкин стал центральной фигурой этого прекрасного союза, его певцом, его духовным центром, Поэтому мы сегодня достанем с полки его портрет и снова увидим его молодым и веселым.



(Снова звучит та же музыка. Демонстрируется слайд: портрет молодого Пушкина).



3-й ведущий: Мы приглашаем вас, наших современников всего на двести лет назад, в первые десятилетия 19 века. Вот мы видим быстрого мальчишку со светло-русыми кудрями, который, расположившись в карете рядом с важным господином, собственным дядей, едет из второй столицы в первую.


4-й ведущий: Карета выезжает из Москвы на рассвете июльского дня, чтобы на третий день к вечеру успеть в столичный город Санкт-Петербург. А потом еще на двадцать верст к югу, где мальчик увидит старинные дворцы и галереи, мраморные «призраки героев», девушку, разбившую о камень свой бронзовый кувшин, -


И дряхлый пук дерев, и светлую долину,

И злачных берегов знакомую картину,

И в тихом озере, средь блещущих зыбей,

Станицу гордую спокойных лебедей…

(Снова демонстрируется слайд: памятник Пушкину-лицеисту).


3-й ведущий: Только не сидит еще на скамейке небольшого садика тот бронзовый отрок, который в наши дни встречает гостей, подперев курчавую голову рукою. Пока еще туда впервые едет отрок живой, превеселый, непоседливый…


4-й ведущий: 19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их величали «первый курс Царскосельского Лицея», так что они могли считать себя и школьниками (им было в среднем лет по двенадцати) и студентами (потому что после окончания Лицея уже не надо было учиться ни в каком другом учебном заведении).


3-й ведущий: Еще более года назад, 12 августа 1810 года, царь Александр 1 подписал проект, составленный всесильным в ту пору Михаилом Сперанским.


(Демонстрируется слайд: портрет М.Сперанского).


Старики называли его подьячим, а он, утвердившись во власти, издавал один указ за другим. Первый – о придворных званиях, второй – о гражданских чинах. Великосветские люди проводили жизнь в праздности, с колыбели получали чин камер-юнкера, а с ним и чин пятого класса. По новым указам сословие чиновников должно было бросить старые привычки и готовиться к экзаменам по естественному праву и математике. Наук испугались все. Учиться наукам по обязанности – не дворянское дело. Подьячий учинил хаос и все перевернул.


(Звучит «Сентиментальный вальс» Чайковского).


1-й ведущий: (на фоне музыки) День министра кончался. Он взял с полки «Дон Кихота» и, раскрыв наугад, стал читать. Дружба толстого Пансы с сухопарым дворянином была самой высокой поэзией, которую он знавал. Одиночество исчезло. Почитав с полчаса, он отложил книгу и своим ровным круглым почерком написал на листке: «Об особенном лицее. Все состояния».


2-ведущий: Так появился проект о создании в двадцати верстах от столицы особого, закрытого учебного заведения, где небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России.


(Звучит «Полонез» Ф. Шопена. Демонстрируется слайд: Царскосельский Лицей).


1-й чтец: 19 октября 1825 года опальный Пушкин напишет свое знаменитое стихотворение, посвященном 14-й годовщине со дня открытия Лицея. В нем будут такие строки:


Полней, полней! И сердцем возгоря,

Опять до дна до капли выпивайте!

Но за кого , о други, угадайте!

Ура, наш царь! Так выпьем за царя!

Он человек, им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим его неправое гоненье…

Он взял Париж, он основал Лицей!

(Демонстрируются слайды: портрет Александра, устав Лицея).



1-й ведущий: План особого учебного заведения Сперанский составлял вместе с Малиновским, который и должен был стать его директором. Новое училище должно было носить название античного ликея – загородного афинского портика, где Аристотель учил и воспитывал своих учеников. Новая порода людей должна была возникнуть в полной разлуке с домашними. Молодые люди брались из дворянских семей с различным достатком. Они составляли одно общество, без всякого различия в столе и одежде, преподавание должно было вестись на русском языке; в образе жизни и взаимном обращении следовало добиваться полного равенства.


3-й ведущий: - А будут ли телесные наказания?

4-й ведущий: Об этом осторожно спросил Малиновский.

1-й ведущий: - Нет, Василий Федорович.

2-й ведущий: Таков был короткий ответ Сперанского.

1-й ведущий: И не ради вольностей дворянских, а потому что это унизительно, обидно и на всю жизнь запоминается.

3-й ведущий: Предстояло, однако, главное – выбор учителей.


(Демонстрируется слайд: портрет А.Куницына).


1-й чтец: ВЫ помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли, и встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей…


(Звучит фрагмент стихотворения А.С.Пушкина «Была пора… наш праздник молодой…»)



3-й ведущий: Профессор Александр Петрович Куницын преподавал лицеистам естественное право. Будучи человеком гуманистических убеждений, разделяющим просветительские взгляды на естественное равенство людей, Куницын оказал большое влияние на мировоззрение своих воспитанников, привил им ненависть к деспотии, уважение к человеческой личности. На открытии Лицея ему было предложено

выступит с речью.


(Звучит «Пассакалия» Г.Генделя – сначала тихо, затем громче, по нарастающей).


2-й чтец: (из дневника Куницына): « В день открытия с утра стали прибывать кареты. Мундиры поистине слепили глаза. Приехала из Гатчины старая императрица со статс-дамами и дочерью, великой княгиней, и , наконец, сам государь со свитой. Отслужив молебен, Лицей открыли. Василий Федорович Малиновский сказал свою речь. Он был бледен, запинался, и голос его не был слышен. Прочли список воспитанников и прочее, и тут настала мой черед. Я начал читать свою речь с неприятным чувством. Читал я громко, ибо меня предупредили, что государь глуховат. Постепенно стесненность моя исчезла. Когда я сделал нападение на аристократию, только и гордящуюся, что своими предками, некоторые гости хмурились, не скрывая неудовольствия, но государь, прислонив ладонь к уху, слушал внимательно. На следующий день Малиновский поздравил меня с орденом – за речь.

1-й чтец: (на фоне музыки)


Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

ИМ чистая лампада возжена…


(Демонстрируется портрет юного Пушкина, звучит романс «Поднимем бокалы»).



2-й чтец: Друзья мои, Прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.


Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.



1-й ведущий: В числе первых воспитанников Лицея, кроме Пушкина, были: Корф Вольховский, Горчаков, Яковлев, Матюшкин, Малиновский, Илличевский, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, Броглио и др.


3-й чтец: Товарищи! Сегодня праздник наш,

Заветный срок! Сегодня там, далече,

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирных чаш.


На пир любви душой стремлюсь и я,

Вот вижу вас, вот милых обнимаю,

Я праздника порядок учреждаю…

Я вдохновлен, о , слушайте, друзья…


Чтоб тридцать мест нас ожидали снова!

Садитеся, как вы садились там,

Когда места в сени святого крова

Отличие предписывало нам.


Спартанскою душой пленяя нас,

Воспитанный суровою Минервой,

Пускай опять Вольховский сядет первый,

Последним я, иль Брольо, иль Данзас.



4-й ведущий: В числа, места («первый», «последний») любили играть лицеисты - всю жизнь подписывали письма друг другу лицейскими номерами: по номерам комнат. Пушкин - № 14, а рядом №13 – Иван Пущин. Легкий стук в стенку был их условным знаком.


(Демонстрируется слайд: Комнаты Пушкина и Пущина).


Дружба, начавшаяся в Лицее, продлилась всю жизнь и воспета в стихах



1-й ведущий: В стихотворении «19 октября 1825 года» Пушкин писал:

…Поэта дом опальный

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил.


Пущин был первым из друзей, кто навестил Пушкина в Михайловском.


(Демонстрируется слайд: встреча Пушкина и Пущина в Михайловском. Звучит «Пастораль» Свиридова).


2-й ведущий: (из записок о Пушкине) «Кон несут среди сугробов, опасности нет… в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо – править не нужно. Скачем опять в гору, извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота при громе колокольчика. Не было сил остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…Я оглядываюсь… вижу на крыльце Пушкина босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило».


3-й ведущий: Разговоры были откровенными. Прщались далеко за полночь. «Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось6 как будто чувствовали, что в последний раз вместе пьем и пьем на вечную разлуку…Кони рванули в гору. Послышалось: «Прощай, друг!» Ворота скрипнули за мною..»


4-й ведущий: Вместе с другими декабристами Пущин был приговорен к ссылке в Сибирь. В первый день своего приезда в Читинский острог он получил переданное ему с женой декабриста Муравьева послание Пушкина.


4-й чтец: Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой в душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!



(Звучит «Вальс» Г.Свиридова. Демонстрируется слайд: Дельвиг- лицеист).



1-й чтец:

Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.



1-й ведущий: Дельвига Пушкин любил. В беспечности и лени Дельвига была какая-то храбрость, дерзость. Учился он плохо, его собственная лень доставляла ему видимое наслаждение. Небывалая, всепобеждающая и в то же время безобидная, простодушная леность стала основной темой лицейских преданий о Дельвиге.Однако не забудем, что речь идет о поэте, который уйдя из жизни в возрасте 32 лет, оставил потомкам около 200 произведений, не считая переводов; издавал 2 альманаха, сотрудничал во многих журналах и был деятельным участником нескольких литературных обществ.


2-й ведущий: Пушкин писал о Дельвиге: «Любббббовь к поэзии пробудилась в нем рано. Он знал почти наизусть «Собрание русских стихотворений, изданное Жуковским. С Державиным он не расставался. Знал латинских инемецких поэтов».


2-й чтец: (стихотворение А.Дельвига «Друзьям»)


Я редко пел, но весело, друзья!

Моя душа свободно разливалась.

О Царский сад, тебя ль забуду я ?

Твоей красой волшебной оживлялась

Проказница фантазия моя,

И со струной струна перекликалась,

В согласный звон сливалась под рукой,-

И вы, друзья, любили голос мой.



3-й ведущий: «Никто на свете не был мне ближе Дельвига», - признавался Пушкин, горько оплакивая безвременную кончину своего друга.


3-й чтец: Чем чаще празднует лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем весели мрачнее;

Тем глуше звон заздравных чаш,

И наши песни тем грустнее.


Шесть мест упраздненных стоят,

Шести друзей не узрим боле,

Они разбросанные спят -

Кто здесь, кто там: на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.


И мнится, очередь за мной,

Зовет меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений,

Туда, в толпу теней родных,

Навек от нас утекший гений



(Звучит «Тройка» Г. Свиридова. Демонстрируется слайд: Кюхельбекер-лицеист).



4-й ведущий: Оказалось, что Вильгельм Кюхельбекер , который почти не знал русского языка, тоже пишет стихи. Все в нем возбуждало желание дразнить: походка, рост, глухота. Он был трудолюбив, упрям, тщеславен, обидчив. Плохо зная язык, он читал и писал по целым дням, вскакивал по ночам и писал в темноте.


4-й чтец: С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали,

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел;

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.



1-й ведущий: Вильгельма любили. Но это не мешало смеяться над ним. А он готов был на месте убить обидчика – нрав у него бешеный.

. Однажды Кюхельбекер вызвал на дуэль горячо любившего его, но не упускавшего случая подтрунить над ним Пушкина. Пушкин очень не хотел этой глупой дуэли, но отказаться было нельзя. Дельвиг был секундантам Кюхельбекера и стоял слева от него.

Когда Кюхельбекер начал целиться, Пушкин закричал: «Дельвиг, встань

на мое место, здесь безопаснее1» Кюхельбекер взбесился, рука дрогнула, он сделал пол-оборота и пробил фуражку на голове Дельвига. «Послушай, товарищ, - сказал Пушкин, - без лести – ты стоишь дружбы, без эпиграммы – пороху не стоишь», - и бросил пистолет.


(Звучит «Романс» Г. Свиридова)


1-й чтец (на фоне музыки):


Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты,

Опомнимся – но поздно! И уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, нетто ль и снами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?


2-й ведущий: В декабре 1825 года Вильгельм Кюхельбекер на Сенатской площади среди декабристов. Затем арест, тюремные скитания, ссылка.

: ИЗ дневника Пушкина: «Вчерашний день был для меня замечателен…На станции едва я начал читать Шиллера, как вдруг подъехали четыре тройки с фельдъегерем…Один из арестантов с живостью на меня взглянул. Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга – я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг другу в объятия. Жандармы нас растащили.»


2-й чтец: (Стихотворение Кюхельбекера «19 октября 1836г.»


Поминки нашей юности – и я

Их праздновать хочу. Воспоминанья!

В лучах дрожащих тихого мерцанья

Воскресните. Предстаньте мне, друзья!

Пусть созерцает вас душа моя,

Всех вас, Лицея нашего семья!

Я с вами был когда-то счастлив, молод, -

Вы с сердца свеете туман и холод.

Чьи резче всех рисуются черты

Пред взорами моими? Как перуны

Сибирских гроз, его златые струны

Рокочут: Пушкин, Пушкин! Это ты! любили



(Звучит «Романс» Г. Свиридова. Демонстрируется слайд: Пушкин на экзамене).



3-й ведущий: Сначала его звали французом, потому что никто не писал инее говорил по-французски, как он. Еще его звали Обезьяной. Миша Яковлев говорил, что не Пушкин похож на обезьяну, а обезьяна на Пушкина. Так он и изображал его: одиноко прыгающим по классной комнате, грызущим в задумчивости перья и вдруг, внезапно, видящим на кафедре профессора. В особенности удавался ему смех Пушкина: внезапный, короткий, отрывистый и до того радостный, что все смеялись.


3-й чтец: В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал

, В те дни в таинственных долинах,

Весной при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.


4-й ведущий: Многие лицеисты не просто писали стихи, но стали признанными поэтами. Однако, первым стихотворцем всегда был Пушкин. Пущин вспоминает: «При самом начале – он наш поэт». Но…


4-й чтец: Промчались годы заточенья,

Недолго, милые друзья,

Нам видеть кров уединенья

И Царскосельские поля.


Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.



(Звучит торжественная музыка).



1-й ведущий: Из воспоминаний Пушкина: «Это было в 1815г. На публичном экзамене в Лицее.Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.» Державин был стар. Его усадили в кресло, где он задремал. Вдруг раздался звонкий голос. И этот голос сказал ему, и никому другому: «- Воспоминания в Царском Селе».

Он вдруг задрожал, повторяя отвислыми, грубыми, солдатскими губами, без звука, без голоса, эти слова. Он всматривался в школяра, и школяр, казалось, смотрел на него и читал…




1-й чтец:


Бессмертны вы вовек, о росски исполины,

В боях воспитаны средь бранных непогод!

О вас, сподвижники, друзья Екатерины,

Пройдет молва из рода в род.


О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян.

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян.


Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам, страшась, дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громозвучных лир.


2-й ведущий: Когда Александр закончил, только некоторые смотрели на него; большая часть смотрела на Державина. Старик, согнутый в три погибели, все выпрямлялся и теперь, откинув голову, стоял; лицо его было в восторге, слезы текли по морщинистым щекам. Вдруг он с неожиданной легкостью отодвинул кресло и выбежал, чтобы обнять чтеца. Но Александра уже не было. Его искали, но не нашли. Через несколько месяцев Гавриила Романович скажет приехавшему к нему Аксакову: «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в Лицее перещеголял всех писателей».


3-й Ведущий: 19 октября 1811 в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет двадцать девять юношей обучатся и получат аттестаты. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве и юности они читают повести и легенды о греческих и римских героях, а ведь сами еще прижизни и вскоре после смерти становятся легендой…


3-й чтец:


Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности и всех ее затей.



4-й ведущий: Важно ли, когда в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? Сто, двести, две тысячи лет назад? Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? Пересекают они свою страну на поезде, самолете или в карете, на почтовых лошадях? КОНЕЧНО, РАЗНИЦА ВЕКОВ НАМ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНА. Но ВЕДЬ СКОЛЬКО ОБЩЕГО! Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», мы вдруг замечаем то, что вблизи было почти неразличимо…. И, устремляясь в прошлое, мы как будто соединяем длинной цепью наше сегодня и их далеко. А если еще на том, дальнем конце цепи оказывается одноклассник необыкновенный, юный чародей, которому подвластно все – «И неба содроганье, и горний ангелов полет…» - тогда ему и его друзьям совсем легко к нам пожаловать, ибо тот славный мальчишка, тот веселый одноклассник легко и просто ведет за собой своих друзей в историю, в настоящее, в будущее…


4-й чтец: Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст.

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу из заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.



( Звучит фоновая музыка)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!