СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Бориса Котова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка литературного вечера знакомит с творчеством Бориса Котова.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Бориса Котова»



Сценарий литературного вечера, посвященного Борису Котову

Умри, но стой! Назад ни шагу!

Ты эту землю не отдашь…


Цели: расширить читательские интересы студентов, познакомить с жизнью и творчеством поэта-земляка Б.А. Котова, приобщить студентов к духовным ценностям родного края; развивать творческие способности студентов, логическое и ассоциативное мышление; совершенствовать навыки публичного выступления, культуру устной речи, развить навыки выразительного чтения, потребности в чтении; воспитывать патриотические качества студентов: любовь к родному Отечеству, родному языку, поэзии; продолжить работу над воспитанием таких моральных качеств, как преданность своему гражданскому долгу, сохранение памяти о великом подвиге советских людей во время Великой Отечественной войны.

Слово преподавателя

Всем вам знакомо слово Родина. Это Отечество, родная страна или место рождения. Любовь к «большой» Родине вырастает из любви к родине «малой» - родным местам, отчему краю, городу или селу. Наш родной край, Донбасс, воспевали и воспевают талантливые люди, наши земляки –донбасские поэты и писатели.

Вспомните имена наших соотечественников, с чьим творчеством Вы уже знакомы? Чьи произведения читали?

Мне хочется назвать имена таких известных в Донбассе авторов, как Белаш Б.Ф., Беспощадный П.Г., Галкин И.В., Ионов А.В., Рыбалко Н.А.

А в год 75-летия Великой Победы хочется вспомнить имена поэтов-земляков, участников Великой Отечественной войны. С одним из таких поэтов мы сегодня и познакомимся.

1-й ведущий:

22 июня 1941 года. Воскресенье. «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие…».

От2-й ведущий:

Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человечества 22 июня 1941 года осталось как роковая дата, как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа с фашистскими захватчиками.

1-й чтец:

Войны слева и войны справа.
В центре - смертная карусель.
И задумчивая Полтава
Перед нами лежит, как цель.

Плач старухи и крик девчурки
На развалинах изб стоит,
Я завидую нынче Шурке,
Что в Донбассе ведет бои.

1-й ведущий:

Это стихотворение наш земляк, Борис Котов, написал 28 августа 1943 года. А ровно через месяц поэт геройски погиб на землях Черкассчины, там для него закончилась война…

От2-й ведущий:

Наша сегодняшняя встреча посвящена Герою Советского Союза Борису Александровичу Котову - не только Герою, но и поэту. Такого сочетания - поэт и Герой, погибший в бою, не было и нет. И это уже даёт право считать его уникальным, неповторимым человеком, человеком-легендой.

Сообщение студента:

Будущий поэт родился в 1909 году в селе Пахотный Угол, Тамбовской области. в семье православного священника и школьного учителя Александра Николаевича и Веры Ивановны Котовых. Борису было всего 3 года, когда, в 1912 году, учительская семья Котовых перебралась на постоянное место жительства в Усманский уезд, в село Пушкари, а потом и в сам город Усмань.

Во время учебы в школе, Борис

увлекался литературой, старательно

учился, а стихи писать начал рано, будучи

учеником старших классов. Стихам Бориса

Александровича присущи лиричность,

правдивость.

(Звучит музыка)

Студент читает стихотворение Б. Котова «Дуб»:

Я стою в зелёной кроне, молодые ветки свеся,

И четыре ветра с маху ударяют вдруг меня.

По безоблачному небу бродит солнце, бродит месяц,

И весны крутые соки подо мной хранит земля.

Я прожил в семье зелёной двадцать пять кудрявых вёсен,

Двадцать пять сухих морозов одевали меня в бронь.

Гнула буря, задыхаясь, в неприветливую осень,

И палил в июльский полдень солнца южного огонь.

Проходили годы, хмурясь по опушкам и окопам,

По полям и перелескам, по просторам голубым…

У опушки шли обозы, мчались всадники галопом,

Обрывали песню пули, натыкаясь на дубы.

Но, сметая непогоду, шла весна упрямым шагом,

Выходило в поле стадо, вёл машину тракторист,

Под корою чернозёма собирали корни влагу,

И заветренные почки распускались в свежий лист.

Распахнулся мир огромный, в жарких схватках закалённый,

Над полями и водою, над развёрнутой листвой…

Поднимается на смену молодой дубняк зелёный…

И весёлый свежий ветер пахнет мятой и травой.

1-й ведущий:

В юношеские годы Борис отличался трудолюбием, был правдив и серьёзен. В свободное время много читал. У Котовых была большая библиотека, в основном книги, принадлежащие матери: Аксаков, Тургенев, Мамин-Сибиряк, Бунин, Гоголь, Пушкин, Толстой, а также подшивки журнала «Нива» и Новый энциклопедический словарь. В 1928 году Борис окончил школу в числе лучших учеников.









От2-й ведущий:

В воспоминаниях о Борисе Александровиче Котове говорится как о хорошем товарище, смелом, скромном, не терпящим ни над кем насмешек. Он любил природу, увлекался охотой, собирал коллекции бабочек и жуков, яйца диких птиц и любил сажать деревья, увлекался рыбной ловлей.

Студент читает стихотворение Б. Котова «На реке»:

Куличий посвист тонкий,

На восемь вёрст- вода,

От нашей плоскодонки

Ни всплеска, ни следа.

Уходит берег вправо,

Под кружево моста.

К воде подходят травы

И стройный краснотал.

Волна растёт под ветром

И забирает ширь.

На десять километров

Стеною - камыши.

И заводь мёртвым блеском

Лежит среди осок,

Скользит с грузилом леска

На голубой песок.

Без весельного стука

Под крышей камыша

Мы ожидаем щуку

И сторожим ерша.

И вот, нацелясь сбоку,

Хвостом затронув грязь,

Подходит строгий окунь,

Медлительный карась.

Кувшинки,словно звёзды,

На голубой воде.

Вдыхать нам свежий воздух

И сердцем молодеть.

И, в лодку сбросив майки,

Вновь погружать весло,

У солнца отнимая

Богатое тепло.

Куличий посвист тонкий,

На восемь вёрст – вода.

От нашей плоскодонки

Ни всплеска, ни следа.

1-й ведущий:

Основное влияние на воспитание детей оказывала мать Вера Ивановна, бывший педагог, имевшая высшее образование. Тихая по характеру и трудолюбивая женщина, она, несмотря на свою занятость по хозяйству, всё время отдавала воспитанию детей. В семье Котовых было 4 брата и 2 сестры. Отец поэта Александр Николаевич был священником, арестован и расстрелян в 1937 году. Но именно матери, Вере Ивановне, посвящено много стихов.

Студент читает стихотворение «Мать»:

Ни солнца, ни ветра. И тополя в ряд.

И тлеет, костром разгораясь, заря.

Тропинка от речки. И, радость храня,

Весёлые избы встречают меня.

И пыль торопливо ложится у ног,

Распахнуты двери и вымыт порог.

И там, за порогом, улыбку тая,

Стоит в ожидании мама моя.

Повязан заботливо старый платок,

Но тусклы глаза и седеет висок.

Я верю с трудом. Не в далёком ли сне

Ты вскинула руки сухие ко мне?

Я сяду поспешно за крашеный стол,

По – прежнему бодрый, больной и простой,

Потрогаю бороду правой рукой,

Нарушу молчанья тревожный покой:

- Года пролетают, как вихри, легки,

В них солнце и буря, в них ветер с реки,

В них скрыто дыханье богатой земли-

На юг и на север летят журавли.

Снега, молодые метели метут,

Дожди пролетают, и вишни цветут,

И осень шуршит пожелтелой травой…

Но мама качает седой головой:

- Я долгие годы растила тебя,

Чтоб шёл ты в ряду однолетних ребят,

Взлетал над землёю и строил мосты,

Распахивал зябь и врубался в пласты.

И вот ты проходишь сквозь разницу лет

В пикейной рубашке, по форме одет.

Горит на фуражке путейский значок,

Под тяжестью дней не согнулось плечо.

Я делать упрёка тебе не берусь,

Но кажется лишней ненужная грусть,

И я раскрываю с волненьем окно.

От2-й ведущий:

После окончания Усманской средней школы №1 Борис начал работать в селе Сторожевские Хутора Усманского уезда секретарём сельского совета. Уже в эти годы он написал свою повесть «Записки ликвидатора». Талант пробивал себе дорогу и в поэзии, и в прозе. С 1929 года начал публиковать стихи в периодических изданиях «Новая деревня», «Журнал крестьянской молодёжи», «Комбайн».

1-й ведущий:

В 1931 году в жизни Бориса Котова происходит крутой поворот. Он едет на Донбасс. Горловка, шахта № 9, «Подземгаз» -начало новой страницы в его жизни. Целое десятилетие работал он на шахте, писал стихи.

От2-й ведущий:

В дальнейшем его стихи публиковались в газетах "Кочегарка", "Социалистический Донбасс", в альманахе "Литературный Донбасс", в коллективных сборниках "Сдаем пробу", "Комбайн", "На-гора". Будучи очень требовательным к себе, Б. Котов печатался сравнительно немного. В архиве его обнаружена не публиковавшаяся проза.

Студент читает стихотворение «Наступление ночи»:

Когда засыпают грачи, успокоясь,
И воздух от сумерек влажен и чист,
С проверенной скоростью угольный поезд
Выводит донецкий седой машинист.

В раскрытую степь, в голубые просторы
По переплетам упрямых мостов
И мимо зеленых огней семафоров
Протянется уголь донецких пластов.

Трамвай, простучав по мосту с опозданьем,
Сквозь парк разноцветной ракетой плывет,
И низко над крышею шахтного зданья
Знакомою трассой спешит самолет.

Мы вместе выходим, два брата, два друга,
Мы встретим в забое весеннюю ночь,
Чтоб рухнул веками спрессованный уголь,
Который не в силах людей превозмочь.

Чтоб глухо гудела под натиском лава,
Металась зажатая в лавах жара
И добрая наша шахтерская слава,
Пройдя по ходкам, поднялась "на-гора",

Где ночь беспокойна от гула моторов,
Где лязг вагонеток и песни побед...
И вот по туманным заречным просторам
Идет торопливый весенний рассвет.

1-й ведущий:

Незадолго до войны поэт подготовил свой первый сборник, которому не суждено было увидеть свет. Именно годы работы на Горловкой шахте стали плодотворными для поэта. В 1940 году написано стихотворение «Сентябрь».

Студент читает стихотворение «Сентябрь»:

Ветер вскинул пыль повыше,
И немного погодя
Вдруг ударили о крышу
Две дробиночки дождя,
И, качая подорожник,
Заставляя травы лечь,
Обложной осенний дождик
Начинает землю сечь.
Это снова ранний вечер
Тенью встанет у окон,
И в туман оденет плечи
Потемневший террикон.
Выйдет позднею порою
Вновь соседка на крыльцо,
От дождя платком закроет
Моложавое лицо.
Дым осядет полновесный,
Листья ринутся во тьму...
И опять подступит песня
Близко к сердцу моему.


2-й ведущий:

Когда фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, Борис Котов отправляется на фронт в действующую армию. Несмотря на то, что по состоянию здоровья он был невоеннообязанным, в апреле 1942 года Борис Котов добился призыва в Красную Армию. Родным в письме он заявил: «Мне стыдно перед братьями, что я до сих пор защищаю Родину не с оружием в руках». С сентября 1942 года он, уже с оружием в руках, находился на фронтах Великой Отечественной войны. Из семьи Котовых на фронте воевали все четыре брата: Митрофан, Александр, Борис, Николай. Домой вернулся один Александр.

1-й ведущий:

Примерно полтора года пробыл на фронте Борис Александрович Котов, сержант, командир миномётного расчёта. Сколько раз за время пребывания на передовой смерть приходила к нему, но Борис с однополчанами побеждал врага. Он был страшен в бою с гитлеровцами – этот красивый русский парень, вчерашний шахтер, суровый мститель за страдания и слёзы людей.

2-й ведущий:

В одном из писем домой в 1943 году он писал так: «Письмо мамы получил поздно вечером, поплакал немного, потом пошёл на свою батарею и отвесил 30 минут по фашистам. Это – начало мести за Фанюшку (убитый брат)…Вечная память герою. Живу в лесу, стреляю по врагу, готовлюсь скоро к великим боям».

Студент читает стихотворение «Последнее письмо»:

В полночь холодно, в полдень жарко.

Верет хочет всю пыль смести.

Остаётся рабочий Харьков

Вехой, пройденной на пути.


Войны слева и войны справа,

В центре – смертная карусель.

И задумчивая Полтава

Перед нами лежит, как цель.


Плач старухи и крик девчурки

На развалинах изб стоит.

Я завидую ныне Шурке,

Что в Донбассе ведёт бои.

1-й ведущий:

26 августа 1943 года командир миномёта 1-й миномётной роты сержант Котов в бою под Ново-Построинка уничтожил точным огнём две пулемётные точки противника, что позволило советским пехотинцам продвинуться вперёд. А 28 августа под селом Перелески уничтожил до 15 солдат противника. За этот эпизод был награждён медалью «За отвагу» (25 сентября 1943).

2-й ведущий:

27 сентября 1943 года Борис Котов в составе штурмовой группы переправился через Днепр. Огнём своего миномёта он обеспечивал переправу войск через реку.

1-й ведущий:

И вот последний бой, за месяц с небольшим до освобождения Киева…

29 сентября 1943 года командир миномётного расчёта сержант Борис Котов при отражении контратаки противника вывел миномёт на открытую позицию и вёл огонь, пока не закончились мины. После чего с винтовкой и гранатами бросился в бой. Вместе с остальными бойцами в рукопашном бою, гранатами и винтовкой уничтожал солдат противника. В бою был убит осколком мины.

2-й ведущий:

Борис Александрович Котов геройски погиб на Днепровском берегу неподалёку от г. Канева. Скупые строки наградного листа сообщают об этом так:

«Немцы наступали колоннами, поддержанные огнём из самоходной пушки «Фердинанд». Расстреляв запас мин, сержант Котов вооружился винтовкой и гранатами…бросился на немцев и вступил в рукопашный бой. Уничтожая врагов, т.Котов наводил панику в рядах противника и, когда немцы подались назад и обратились в бегство, преследовал врагов… увлекал за собой остальных бойцов. Осколком мины т.Котов был убит. Он пал смертью храбрых» Указом Президиума Верховного Совета ССС от 3 июня 1944 г. Б.А.Котов удостоен посмертно высокой почести – звания Героя Советского Союза. Похоронен Б.Котов в приднепровском селе

Пекари в братской могиле.

1-й ведущий:

Вспоминая сегодня жизнь и стихи Бориса Котова, мы отдаём дань всенародного уважения и любви поэту-земляку и Герою. Он

ушёл из жизни 34-летним. Его жизнь была короткой, как песня. Но эта песня и сегодня трогает души людей, делая их чище и богаче. Он не допел свою лучшую песню, но её должны допеть другие. Посмертно Б.Котов был принят в члены Союза писателей СССР.

Студент читает стихотворение «Мне бы крылья»:

Здесь волнующие ели,

В росах буйные кусты.

Настороженный пропеллер

Над могилою застыл.


Мне бы крылья! С грузной силой

Рвать туман и облака…

Над суровою могилой

Грусть нежданно коротка.


Грусть скрывается в бессилье,

Гаснет искрой на ветру,

Тает в громе эскадрильи,

Проходящей по утру.


О могиле в буйных травах,

Где спокойный человек,

Сохранится только слава,

Укреплённая навек.


Мне бы крылья! С бурей биться!

Карту льдов пересекать!

Вместо сбитой пулей птицы

Новой птицей замелькать.


Сквозь метельные атаки

Над Донбассом и Читой

Даже выше Коккнаки

Уходить за высотой.


Жить для радостного права.

Открывать просторы дня.

О крылатых людях славу

Над республикой поднять!

2-й ведущий:

К десятилетию со дня смерти Б.А. Котова в 1953 году в Донецке вышел сборник его стихотворений. В 1963 году выходит в свет сборник стихотворений под названием «Недопетая песня».

1-й ведущий:

Тематика литературных произведений Б.Котова – жизненный путь самого поэта и то прекрасное будущее, за которое он отдал свою жизнь. Он сам говорил так: «Я слагаю стихи о любви, о полях, о забое».

Седой камыш не дрогнет в тишине,

И заводь спит огромная, немая.

Кусты сухие тянутся ко мне,

Изломанные руки поднимая.

2-й ведущий:

Живя и работая в Донбассе, Б.Котов душевно пишет о шахтёрах, о процветании Донбасса, о трудовых подвигах горняков.

Студент читает стихотворение «И сразу вспомнишь про Донбасс»:

Здесь ветер крепче и грубей,

Деревья яростней и выше.

И воркованье голубей

Под низкою зелёной крышей,

А утром чуть шагнёшь на мол,

И море синее встречает

Ударом ветра, всплеском волн

И крикам беспокойных чаек.

К знакомым скалам повернув,

Садишься на широкий камень,

Голубоватую волну

Встречаешь жаркими руками.

Но, в гулкой тишине дробясь,

Ударит взрыв каменоломни,

И сразу вспомнишь про Донбасс,

Про шахту номер девять вспомнишь.

И, подступившей песне рад,

Вдруг запоёшь, забыв усталость:

«Товарищ, выходи, пора…

До смены полчаса осталось…»

1-й ведущий:

Борис Котов был тонким, лиричным человеком. У него много стихов о природе, о любви, о женщине. Лирика Б.А. Котова отличается глубиной чувств, тонкостью, наблюдательностью, яркостью, горячей влюблённостью в жизнь. Сам поэт мечтал «о тех лучших стихах, которые ещё не написал». Его стихи и жизнь учат беззаветной любви к Родине, зовут в кипучие будни страны, к труду, на подвиги во имя счастья людей.

2-й ведущий:

Сейчас, когда добытый в суровой борьбе Отечественной войны, мир на Донбасской земле пошатнулся, кто не повторит страстные строки, написанные нашим земляком:

Теперь иные звуки,

Но, коль нагрянет враг,

Возьму винтовку в руки

И выровняю шаг!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!