СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мастер-класса " Адаптация учебных заданий для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачастую в классе присутствуют обучающиеся, у которых есть трудности в освоении учебной программы. Для того, чтобы обучающимся был понятен материал, полезно использовать способы адаптации учебных заданий. Учителю важно оттачивать своё умение в помощи обучающимся в освоении учебного материала. Это способствует профессиональному росту и эффективности работы. Данный мастер-класс был проведен на «Педагог-исследователь: ценности традиций и новаций»  , вы можете ознакомиться с ним в разделе " Галерея".

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мастер-класса " Адаптация учебных заданий для детей с ограниченными возможностями здоровья"»

Здравствуйте, уважаемые участники , рады видеть вас на нашем мастер классе, посвященному адаптации учебного материала для детей с ОВЗ. Как вы думаете, а что такое адаптация учебного материала? Зачем адаптировать задания?

Слайд 2

В условиях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 гг.), образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами особенно актуальным становится обучение и воспитание детей с ОВЗ.

Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, на мой взгляд, столь необходимые на сегодняшний день.

На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, используем в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создание индивидуальных программы развития. Все это поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.

Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, принцип доступности. Все занятия должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

Для того чтобы организованное занятие с учеником с ОВЗ было эффективным, необходимо, учитывая слабые стороны, опираться на сильные, например: слабые стороны: трудности в концентрации внимания (не может сконцентрировать внимание на деталях); трудности в восприятии речи (приходится повторять по нескольку раз); трудности в выполнении заданий по инструкции; моторная неловкость; неаккуратность; медлительность; рассеянность; болтливость; ученики с ЗПР часто отвлекаются на посторонние раздражители в классе, отвечают на вопрос, не дослушав его до конца, суетливы, вертятся на стуле. сильные стороны: отзывчивость; доброта; дружелюбие; непосредственность; проявление творческих способностей.

При обучении детей с ОВЗ применяются коррекционные подходы и специальные приемы, которые помогают успешно осваивать программу. Право на получение образования ребенком с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ЗПР, в специально созданных условиях закреплено законодательно. В 79 статье Закона «Об Образовании» перечисляются специальные образовательные условия, к которым относятся и адаптация учебного материала , давайте рассмотрим определение психолога Макарьева. Адаптированный учебный материал - задания, созданные в соответствии между актуализированными потребностями обучающегося, его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий.

Хаустов выделил несколько способов адаптации учебного материалов

Давайте рассмотрим данные способы на конкретных примерах, я прохожу практику во 2 классе, и в классе есть девочка, которая испытывает трудности в обучении, при проведении диагностики были выделены особенности психофизического развития ребенка.

Особенности внимания: внимание на уроке привлекается с трудом; оно неустойчивое; переключаемость снижена. Девочка постоянно отвлекается, рассеянна.

Особенности памяти: медленно запоминает даже небольшой по объему материал; плохо сохраняет и воспроизводит с ошибками информацию; память кратковременная, в основном, механическая, зрительная память очень плохая, но развита наглядно-образная память.

Речь: неразвита связная речь, темп речи очень быстрый; речь иногда очень выразительна. Девочка умеет поддерживать тему разговора, задавать вопросы. Читает плохо, чтение слоговое. Девочка очень медленно пишет. Лучше понимает сказанное, благодаря картинкам и наглядным пособиям и многократному повторению.

В контакт со взрослыми и детьми вступает очень легко, доброжелательна, дружит с одноклассниками, помогает им. Иногда у нее случаются конфликты, чаще всего связанные с учебной деятельностью. Девочка становится капризной и отказывается выполнять задания, это связано с тем, что она не может проявлять длительное волевое усилие.

Особенности мышления: самостоятельно ребенок затрудняется сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.

1. В ситуациях, когда у ребенка существуют трудности понимания обращенной речи, требуется упрощение инструкции к заданию:

Данный прием адаптации включает:

• разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;

• замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;

• дублирование устных инструкций письменными.

2. В некоторых случаях необходимо осуществлять индивидуальный подбор стимульных материалов, учитывающий ярко выраженные специфические интересы ребенка. Так, например, ученик может решать задачу не на счетных палочках, а на игрушечных машинках из любимого мультфильма; читать предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев мультфильма.

3. При трудностях в понимании содержания задания используется дополнительная визуализация. Например, при непонимании условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировку условий задачи с помощью реальных предметов. При знакомстве с твердыми и мягкими звуками на уроках чтения можно представить их в виде твердого камешка (или синего кубика) и мягкой травки (или зеленого помпона).

4.Минимизация двойных требований

В процессе обучения детям довольно часто предъявляются задания, содержащие в себе двойные требования: решить задачу и записать ее в тетрадь, списать текст и подчеркнуть гласные буквы и т.д. Выполнение таких заданий – часто сложная задача для детей с РАС. В подобных случаях необходимо сконцентрироваться на основной цели и максимально исключить дополнительные требования.

5. . Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности

При изучении нового типа примеров по математике ученик может выполнить не 10 примеров, как весь класс, а только 5, что будет достаточным для отработки конкретного навыка.

6. Упрощение содержания задания

Например, все ученики пересказывают прочитанный текст, а ребенок с ЗПР подбирает к простым предложениям из этого текста, напечатанным на отдельных листочках, соответствующие картинки. На уроках математики ученик с ЗПР может вместо примеров на умножение многозначных чисел решить примеры с этими же числами, но только на сложение, так как этот навык уже отработан.

П: В последнее время в общеобразовательные школы приходят дети, которым рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дети, имеющие нарушения речи, испытывают трудности при обучении в школе.

Фонетические нарушения, нарушения морфологической структуры слова, ограниченный словарный запас у обучающихся с ТНР наблюдаются не только в устной, но и в письменной речи. Именно поэтому наибольшую сложность вызывает усвоение программного материала по русскому языку.

В моем классе учится девочка с ТНР. На практике мной были проведены диагностики.

После проведения диагностики и наблюдения можно выделить особенности психофизического развития обучающегося:

У обучающейся с тяжелыми нарушениями речи отмечается как многообразие речевых дефектов, так и определенные особенности протекания психического развития.

- отмечается отсутствие мотивации обучения, снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность, повышенная утомляемость, низкая работоспособность.

- ребёнку трудно сосредоточиться на задании, преобладает непроизвольное внимание. Они легко расстраиваются, боятся сталкиваться с трудностями.

- в процессе выполнения заданий совершенно отсутствует самостоятельность.

При проведении диагностики было выявлено, что у ребенка с ТНР внимание фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Память характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации. Также испытывает трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением.

Для того, чтобы упростить ей задачу, я предлагаю использовать такие методы и приёмы как:

1. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Данный приём позволит визуально воспринимать информацию, не упуская никаких важных деталей.

2. Если в упражнении большой текст, то следует сократить его; разбить на части, упростить инструкции. Так ребёнок не только справится с заданием, но и не отстанет от класса.

3. Использование визуальных карточек. Как уже говорилось, визуальный материал является одним из главных помощников детей с ТНР. Следует использовать реалистичные изображение или предметы, с помощью которых обучающийся научится ассоциировать понятия и реальные объекты. Например, при изучении твёрдого и мягкого знаков можно использовать камень и вату.

4. Денотатные схемы и кластеры. Если у обучающегося отмечаются трудности в усвоении и структурировании материала, то данный приём подойдёт как нельзя кстати.

В образовательной деятельности под кластером понимается графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть кластера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

5. Интересы ребёнка. В некоторых случаях необходимо осуществлять индивидуальный подбор стимульных материалов, учитывающий ярко выраженные специфические интересы ребенка. Так, например, на уроке «гостем» станет любимый герой ребёнка. Задания, тексты и прочее можно переделать, включая туда данного персонажа.

Таким образом, способы и приемы адаптации задания могут быть совершенно разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания.

Способ адаптации зависит от особенностей переработки информации, уровня сформированности учебных навыков, интеллектуального развития и от других особенностей обучающегося с ЗПР Для ребенка задание может быть таким же, как и у всех остальных учеников, но меньшим по объему и с упрощенной наглядной инструкцией.

При составлении рекомендаций по адаптации учебных заданий важно помнить о том, что:

1. Адаптация заданий применяется только по мере необходимости. В зависимости от особенностей обучающегося, адаптация может быть как минимальной, так и значительной.

2. Степень адаптации заданий должна постепенно ослабляться. Другими словами, необходимо, чтобы ребенок с ЗПР постепенно начал выполнять задания на одинаковых условиях со сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.

3. При использовании адаптированных заданий фронтальная инструкция, по возможности, остается для всех общей. Например, «спишите», «прочитайте», «решите пример» и т.п. При этом тьютор, который помогает ребенку на уроке, не должен дублировать инструкции, произнесенные учителем, а пользуясь указательным жестом или частичной физической подсказкой, привлекает внимание ученика к учителю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!