СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарии мероприятий к Международному дню родного языка для 1-4 и 5-9 класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарии для двух мероприятий (в начальной школе и в среднем звене). Для визуализации беседы можно использовать презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Сценарии мероприятий к Международному дню родного языка для 1-4 и 5-9 класса.»

Сценарий мероприятия, посвященного Международному дню родного языка, «Лингвистические раскопки» (приключенческая игра)

Пояснительная записка

Современные тенденции в методике преподавания русского языка в школе ставят перед учителем новые задачи. Федеральный государственный образовательный стандарт, направленный на «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий», опирается на системно - деятельностный подход, который позволяет достигать «целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся». Процесс развития личности происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно - фактологический, описательно – поисковый или творческий. Предлагаемое внеклассное мероприятие по русскому языку «Лингвистические раскопки» построено в форме игры (приключенческая игра) - один из основных жанров , требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Подобная форма проведения мероприятия способствует формированию ряда компетенций: учебно-познавательной, информационной, лингвистической, интеллектуальной, коммуникативной. Суть «Лингвистических раскопок» заключается в поиске пропавших из высказываний о русском языке слов. По мере решения поставленных перед командами задач археологи – лингвисты по буквам восстанавливают слова. Каждое выполненное задание позволяет открыть одну или несколько букв.

Сценарий игры «Лингвистические раскопки» для 1-4 класса

(проводят ученики старших классов)

Цель: развивать познавательную активность школьников, прививать интерес к особенностям русского языка

Задачи:

- углубление знаний о русском языке, формирование лингвистической компетенции;

- формирование коммуникативной культуры школьников;

- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьника: любознательности, инициативности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Оборудование и материалы

  1. Маршрутные листы

  2. Таблички с буквами С О ЛМ В ЕЕ С П К Я О А К М Л О О К М Ж А Д ЕВ Е Т

  3. Листы с заданиями по количеству команд

  4. Грамоты для награждения команд

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, любители русского языка!

Ведущий 2. Язык – это острое оружие дипломатов, политиков, деятелей искусств.

Ведущий 1. Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка.

Ведущий 2. Войны могут начать с принятия законов о языке… Хотите мира, говорят дипломаты, берегите свой язык, уважайте чужой и при этом оставайтесь реалистами.

Ведущий 1. Нам повезло! Мы владеем одним из пяти основных языков мира. (В мире насчитывается 6800 языков, среди них – 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, хинди).

Ведущий 2. Это ли не повод, чтобы гордиться…

Ведущий 1. … как гордились русским языком Пушкин, Тургенев, Толстой …

Ведущий 2. …и многие другие русские и зарубежные классики.

Ведущий 1. Сегодня, нам предстоит восстановить высказывание о русском языке.

Ведущий 2. Для этого команды отправятся в путешествие и произведут «лингвистические раскопки». Каждая команда имеет название. Капитаны команд руководят «раскопками» в своей группе. На определённом этапе команда может выполнять сразу несколько заданий. По мере выполнения заданий (по результатам каждого этапа «раскопок») жюри выдаёт букву для расшифровки пропавших слов, которую вы прикрепляете к свободным ячейкам в табличке, расположенной на рабочих столах.

Ведущий 1. Так постепенно каждая команда найдёт исчезнувшие слова и продемонстрирует ход и результат своей работы.

Ведущий 2. Итак, мы отправляемся в лингвистическую экспедицию!

Ведущий 1. Конкурс «Назови одним словом». Пример: Повесить нос …. (грустить).

1-я команда. Зарубить на носу … (запомнить).

Богатый человек …. (богач).

2-я команда. В час по чайной ложке …. (медленно).

Весёлый человек …… (весельчак).

Ведущий 2. Конкурс «Ответь на «5».От каждой команды выступает по 1 человеку. Прочти правильно, что здесь написано:

Портфель, случай, красивее, средство, баловать, арест, петля.

Алфавит, статуя, звонит, столяр, повторим, каталог, начать.

Километр, магазин, километр, библиотека, шофер, партер, начал.

Ведущий 1. Конкурс «Кто больше найдёт».

Из букв слова ТРАНСПОРТ составьте как можно больше новых слов. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово.

Ведущий 2. Конкурс «Эрудит» За три минуты придумать как можно больше устойчивых сочетаний, имеющих в своём составе название какого- либо животного или птицы. (Волком смотреть, собаку съел, козёл отпущения, белая ворона, как с гуся вода.)

Ведущий 1. Анаграммы. Карточки с заданиями раздать каждому участнику. Необходимо из букв одного слова составить новое слово: за каждый правильный ответ 1 балл.

Кулак (кукла); коршун (шнурок); право (повар).

Каприз (приказ); клоун (кулон, колун); сорт (рост, трос).

Камыш (мышка); кант (танк); просо (опрос).

Ведущий 2. Весёлый привал (метаграммы).

С «М»- приятен, золотист, очень сладок и душист,

С «Л»- зимой бывает, а весной исчезает.

(Мёд — лёд)

С буквы «К» живу в лесу,

С буквы «Ч» овец пасу.

(Кабан — чабан)

С буквы «Р» она течёт,

С буквы «П» для нас печёт

Кулебяки и ватрушки,

Варит кашу и галушки.

(Речка — печка)

С буквой «О» -

Арктический и антарктический,

Без неё

Я знак математический.

(Полюс — плюс)

С мягким «Л» я – под землёй

Бываю каменным и бурым.

А с твёрдым – в комнате любой,

В геометрической фигуре.

(Уголь — угол)

С «Б» — смертельной я бываю;

С «М» — меха я пожираю;

С «Р» — актёру я нужна;

С «С» — для повара важна. ( Боль — моль – роль — соль).

Ведущий 1. Конкурс капитанов. Капитаны должны проявить смекалку и ответить на следующие вопросы:

Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Сто – л, г, к)

Что стоит в середине Волги? (Буква Л)

Чем кончается день и начинается ночь? (Мягким знаком)

Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным)

Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке)

Какие буквы никогда не бывают в начале слова? (Буквы ъ, ь, ы)

Ведущий 2. Хитрые вопросы. Как из маленького хвостика сделать большой? (Убрать «ик», получится «хвост»).Можно ли превратить рыбу в человека? (Добавить «ак» — рыбак)

Ведущий 1. Заключение

Из букв собрать высказывание

Смекалка во всяком деле поможет.














Сценарий игры «Лингвистические раскопки» для 5-9 класса

Цель мероприятия: формирование позитивного отношения к изучению родных языков обучающихся

Задачи мероприятия:

-формирование понимания роли родных языков в сохранении родной культуры, в личностном развитии человека, в становлении его профессиональных интересов;

- приобщение подрастающего поколения к своей национальной культуре, национальному искусству и воспитание уважения к культуре и традициям различных национальностей;

- активное вовлечение школьников в творческую и исследовательскую работу по родному языку, используя знания в области краеведения, связанные с родным языком, с именами русских, башкирских, татарских и чувашских выдающихся людей, деятелей;

- повышение социальной активности обучающихся, создание условий для их самореализации;

- воспитание у ребенка чувств любви к малой родине, родному языку, уважения и взаимопонимания друг к другу, чувства гордости за свой народ;

Формы организации деятельности детей: языковая игра для команд 5-9 классов.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация

Ход мероприятия

Здравствуйте! Я рада всех вас видеть сегодня на этом мероприятии. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, о чём речь?

Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным, за него тянут, вынуждая что-то сказать. На нем вертится то, что вот - вот вспомнил. Его распускают, когда не надо. Его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Он бывает без костей, острый, сладкий. Что же это такое?

Правильно, язык. Для чего он существует? Да, для общения между людьми. Мы с вами живем в многонациональной стране, в классах даже у вас собраны представители пяти-шести национальностей, и у каждого из вас есть родной язык, на котором вы разговариваете между собой и дома, с родными, на котором вам пели колыбельные песни, перед сном сказывали сказки.

Послушайте, пожалуйста, четверостишие поэта Вяземского: «Язык есть исповедь народа:

В нем слышится его природа,

Душа и быт родной».

Это девиз нашего мероприятия. Объясните, что такое исповедь и природа народа? Как понимаете слова поэта?

Поэт пишет, что в языке каждого народа отражается его отношение к действительности, знания о мире, культура, его психологическое своеобразие: что увидел народ в данном предмете, как он его назвал, каким символическим значением наделил.

Попробуйте назвать тему мероприятия. Чем мы с вами будем заниматься сегодня? Сегодня 21 февраля - День родного языка. «Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия в его материальных и нематериальных формах», -написано в документах ЮНЕСКО. Наша цель - побыть исследователями и посмотреть на наш инструмент общения с точки зрения взаимосвязи языка и культуры, прикоснуться к увлекательной науке – лингвокультурологии, произведем лингвистические раскопки. А кто совершает раскопки, с какой целью это делает? А что мы будем раскапывать и искать?

Балкарский поэт Кайсын Кулиев писал: "Язык любого народа, независимо от его численности, заключает в себе целый мир, а это - одно из чудес нашего света". Окунёмся в мир наших языков, увидим их красоту, великолепие, своеобразие, чудеса. Итак, в путь.

I. Начнём, пожалуй, с традиций, этикетов народов. Как вы понимаете значение слова "Этикет"? У каждого народа существуют свои традиции, обряды. Любой воспитанный человек должен уважительно относиться к традициям, культуре своего и других народов и стараться больше узнавать о них.

Мы все разные. Русские приглашают на чашку чая, поляк на чашку кофе. Когда болгарину предложили чай, он сказал, что не болен. В Болгарии чай – лечебное средство. Какие различия в этикетах народов вы знаете?

Европейцы во время разговора смотрят друг другу в глаза, если партнер отводит взгляд, считается, что он не честен, что-то скрывает. А японцы это «глаза в глаза» считают чуть не грубостью. Европейцы, здороваясь, протягивают руки, а у китайцев, японцев и индейцев это не принято. И они вынуждены пожать конечность чужого человека. (Как если бы приезжий совал для приветствия босую ногу). А это означает приветствия на вашем родном языке? Например, в Архангельском районе, приветствуя друг друга, башкиры говорят: «В порядке ли вы? Здоровы ли?»

( Иҫәнмеһегеҙ! Һаумыhығыҙ!). Ответ: «Здоровы пока» (Әле иҫәнбеҙ). Прощание: «Прощайте» (Хушығыҙ). У удмуртов – «Идешь, да?» «Возвращаешься?» - приветствие. Еврей пожелает: «Мир вам!», а перс: «Будь весел!» Гренландцы констатируют: «Хорошая погода!» А что же означают наши приветствия? Что же мы желаем друг другу при встрече? Заполните таблицу.

Язык

Приветствие

Что означает

Русские

Здравствуйте

До свидания

Будьте здоровы

До встречи

Башкиры

"Һаумығыгыҙ?"

« Һау булығыҙ!»

Здоровы ли вы?

Будьте здоровы!

Татары

Исәнмесез!

"Салям"

Сау булыгыз

Здоровы ли вы?

Привет!

Мордва(Эрзя и мокша )

Шумбрат

Крепкий , здоровый

Чуваши

Ыра кун


Молодежь

при встрече

произносит

"Аван-и"

Добрый день

У встреченного на улице чуваши спросят: "Куда идешь?", у работающего - "Что делаешь?" Или скажут ему: "Пусть даст сил". Входя в дом, спрашивают, здоровы ли. Уходя, пожелают:

« Оставайтесь со здоровьем».

Марийцы

"Салам лийже" или "Поро лийже"

Здравствуйте

Армяне

"Барев дзез"

Добро вам

Нормы этикета подчиняются сложившимся у данного народа ценностям, поэтому при общении с людьми других национальностей и стран необходимо знать их обычаи, традиции, этикет. Так и с языком.

Определение понятия «Языковая картина мира»

Взгляд народа на мир сквозь призму языка называется языковая картина мира. Каждый народ в одном и том же предмете видит свое, по каким-то признакам

именует его.

Давайте проведем лингвистический эксперимент.

1.Цветок, который ранней весной распускается, назван у разных народов по-разному:

подснежник – в русском языке,

снежный колокольчик – в немецком,

снежная стрела – во французском ,

умырзая – на башкирском и татарском языках.

Объясните, на что обратил каждый народ при даче названия.

Взгляд на предмет при его названии отражается во внутренней форме слова.

Русские: на ранее появление из-под снега: растение распускается сразу после таяния снега, символизирует начало весны. Немцы, французы сохранили связь со снегом, но немцы обратили внимание на форму, французы - на быстрый рост. Умырзая - этимология не ясна, но есть намек на грусть и быстротечность судьбы этого цветка.

2.Как образованы шиповник, подсолнечник? Переведите на башкирский язык. А как называются эти растения на чувашском, армянском языках? Гѳл-емеш (цветок - плод), кѳнбағыш (склоняющийся на день).

3.Приведите названия растений (деревьев, цветов, трав) с прозрачной внутренней формой на русском и родном языках.

Земляника - растет близко к земле (загадка: "Растёт низко, к земле близко)".

Малина- оттенок красного- символ красоты, хорошей, сладкой жизни.

Боярышник- от "боярышня", цветы белые, плоды красные, куст украшен красными плодами, подобно богатой, нарядно одетой барыне

Например, трава белозор, имеет целебные свойства "К глазам приложишь, воспаление снимает, узоришь все". Белый (в противовес черному) и зор -зрение.

Плакун-трава- по поверью, считается, что трава заставляет плакать злых духов. Она в состоянии излечить любую болезнь. В данных названиях отражены древние поверья и свойства самого растения.

Понятие "Экзотизмы"

У каждого народа есть слова символы: например, свет и тьма – противопоставление жизни и смерти, добро и зло, божественная (созидательная) и нечистая (разрушительная) силы и т.д. Но символическое значение слов в разных культурах может не совпадать. Приведите свои примеры.

У европейцев черный цвет является символом траура, в Японии же – это белый цвет.

Символами каких стран являются береза, сакура, липа, клен?

Мы говорим, «белый как снег», у казахов и киргизов – «белый, как молоко», у узбеков – «белый как хлопок». Как вы думаете, почему?

Кислый у французов, немцев воспринимают как лимон; русские, белорусы, украинцы – борщ, киргизы – как кумыс, айран.

В каждом языке есть большое количество слов, не имеющих точного перевода на другие языки, которые обозначают специфические явления, реалии данной национальной культуры – их называют экзотизмами.

1.«Полиглоты» Назовите страны в строчках согласно экзотизмам:

Скипер, шиллинг –

Арык, кишлак -

Сакура, икебана -

Бишбармак, баурсак, кумыс, курай – (Великобритания,Узбекистан, Япония, Башкортостан)

2.«Прятки». Найдите спрятанные слова. Распределите лексику, обозначающую реалии русского быта по смысловым группам.

Распределите безэквивалентную лексику наименований реалий традиционного русского быта по смысловым группам (устно).

Тройка, рассольник, сени, передник, оглобли, сарафан, баян, подвода, жмурки, изба, рубаха, ставни, палисадник, окрошка, попона, ушанка, сани, кисель, каша, хомут, прятки, хоровод, варежки, шашки, квас, валенки, частушка, сорочка, барыня, гусли, бублик, лапша, балалайка, баранка, городки.

-названия одежды;

- национальные блюда;

- предметы домашнего обихода;

-обычаи, праздники

3.Распределите заимствования из тюркских языков по группам:

-лексика, связанная с религией;

-лексика, указывающая на социальный статус или чин;

-обычаи, праздники;

-предметы домашнего обихода;

-национальные блюда и напитки;

-названия одежды.

Объясните их значение.

Алла, акын, палас, казан, кумыс, мулла, сесен, ислам, Коран, тюбетейка, кунак, чакчак, калым, аркан, мечеть, бай, сабантуй, бишбармак, камзол, айран, чалма.

Теперь обратимся к фразеологизмам. Во фразеологических оборотах разных языков много общего, потому что они отражают общечеловеческие понятия и взгляд народа на мир, и они отличаются своей национальной спецификой.

4.Сравните устойчивые сравнения в разных языках. Приведите примеры сравнений в родном языке. В какой ситуации можно их употребить?

Как стройный тополь (русский)

Как чинара (персидский)

Как ива (башкирский)

Здоров, как бык (русский)

Здоров, как слон (вьетнамский)

Как дуб (башкирский)

Голодный как охотник (английский)

5.Аналогии. Вам предлагаются пословицы народов мира, а вы попытайтесь найти русский вариант, похожий на предложенный:

1.Трава всегда зеленее по ту сторону забора (англ).- Хорошо там, где нас нет.

2. Лучше день подумать, чем целую неделю впустую трудиться (фин) – Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3. Рис рассыплешь- собрать можно, слово скажешь –назад не вернешь

(корейская).- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

4.Как псу муха.(польс)- Как корове седло.

5.Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу.(болгарск.)- Когда рак на горе свистнет.

6.И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.)- Одна паршивая овца все стадо портит.

7.Это пока ещё написано на звёздах (немец.)- По воде вилами писано.

8.Когда сойдутся два воскресенья (английский)-Ждать, пока на камне цветы вырастут (японский)-Когда свиньи полетят (английский)-Когда выпадет красный снег (башкирский)-После дождичка в четверг (русский)

9. «Бычьи рога в мешок не спрячешь»(монгол.) Шило в мешке не утаишь(русск.).

10.«Слишком много поваров портят бульон» (англ.) – «У семи нянек дитя без глазу»( русск.).

Завершились сегодняшние раскопки, вы все хорошо поработали. Было вам интересно? Что нового для себя открыли? Чему научились? К какому выводу вы пришли?

Каждый народ и его языки неповторимы. В языке отражается культура, история народа, его видение мира, отношение к нему, поэтому необходимо с большим вниманием и любовью относиться к нему, с уважением воспринимать другие языки и народы.

Всем спасибо за хорошую и плодотворную работу! Сегодня нет победителей и побеждённых, а только любители своего родного слова, языка. И пусть напутствием для вас прозвучат стихи Павловой Лины о родном языке:

Родной язык — твоя земля,

На нем говорят леса и поля.

Плавно на нем река говорит,

Гудок парохода в ответ ей вторит.

На нем колыбельную мама поет,

Ребенок родную речь узнает.

Без языка не бывает народа,

Поздравляю с днем языка вас родного.

Народы живут на планете большой,

Пусть все берегут язык свой родной,

Чтоб сохранить его для детей

И говорить с землею своей.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!