«Музыка ты там и тут»,
Вед. Добрый день, дорогие ребята.
Здравствуйте уважаемые гости!
О, Музыка, блистательный каскад!
Стихи твои небесные звучат.
Ни капли нет в тебе обмана,
Ты – в пенье скрипки, арфы и органа.
Твой голос – в танце, в хороводе,
А сердце и душа – в природе.
О, Музыка, ты там и тут.
Салют тебе, о, Музыка, салют!
Сегодня наш концерт посвящен Международному дню музыки. Музыка – один из древнейших видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии она является образным отражением мира. С первых минут жизни человека она входит в его дом с колыбельной песней матери, звучит на улице, в кино, в театре.
С утра до позднего вечера мы слушаем музыку: делаем под музыку зарядку, поем на уроках музыки. Сегодняшний день мы тоже посвящаем музыке – царице всех искусств.
Вед. Звучит песня «Музыка»
ВЕД. Международный день музыки учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО.
Ребята, а вы знаете кто был инициатором учреждения такого чудесного праздника? (ответ зала- Д Шостакович). Правильно. Этот день отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
Вед. Звучит «Вокализ» С.В. Рахманинова
Интересно, о чем думает композитор, прежде чем приступить к созданию своего шедевра?
Может быть, с такими словами рождается музыка:
Чистый лист бумаги,
Нотная строка…
звуки всей Вселенной
В мыслях у меня…
Дай мне силы, Боже,
Это удержать,
Красоту созвучий
Людям передать!
Обычно, сочиняя музыку, композитор предварительно обдумывает множество деталей, делает наброски, наигрывает её на инструменте и только потом уже записывает своё сочинение на нотной бумаге.
Йозеф Гайдн любил работать за фортепиано. А вот, к примеру, Петр Ильич Чайковский сочинял музыку мысленно, во время прогулок по живописным местам.
Звучит « Первый концерт П.И. Чайковского»
ВЕД. И вот музыка, наконец, создана и записана. Но кто же нам, слушателям, поможет познакомиться с произведением?
(Ответ зала. В этом нам поможет музыкант-исполнитель). Правильно, это человек, прекрасно владеющий музыкальным инструментом или голосом, исполняющий музыкальные произведения для нас с вами.
Исполнитель является посредником между композитором и слушателем. Он должен не просто прекрасно исполнить музыку, но и точно передать смысл, содержание, чувства, заложенные в произведении. Не случайно исполнительство считается одним из видов художественного творчества, то есть искусством.
Вед 1 Вы и будете сейчас исполнителями. «Во саду ли» - ложкари
Загадки:
Чем похоже пианино
На бегущую машину?
Есть у них одна деталь
Под названием … (Педаль.)
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент —
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (Гитара.)
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре — президент! (Дирижёр.)
В нём четыре музыканта,
Виртуоза и таланта,
Пропоют любой мотив.
Как зовётся коллектив. (Квартет.)
— Назовите русскую народную плясовую имени насекомого.
(«Комаринская» или «Камаринская».)
— Комары, делая до 600 взмахов крыльев в секунду, издают писк. На какую ноту?
(Фа-диез.)
— Докажите, что большинство овощных растений из всех нот предпочитают ноту ре.
(Репа, редька, редис, перец, огурец, хрен, сельдерей, ревень, порей.)
— Шмель, делая 120-140 взмахов крыльев в секунду, издаёт низкое гудение. На какую ноту?
(На до или до-диез.)
— Какой овощ звали копать в песне Антошку?
(Картошку.)
-Полёт какого насекомого положен на ноты?
(Музыкальная картинка «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова».)
-Сколько нот сразу может брать птица?
А. Одну. В. Две.
Б. Три. Г. Семь.
(У птиц голосовая щель образуется в каждом бронхе и действует независимо друг от друга.)
-Какое музыкальное произведение широко известно всем начинающим музыкантам?
А. «Кошачья полька». В. «Собачий вальс».
Б. «Коровий полонез»; Г. «Тараканий марш».
-Как называется матросская песня и танец?
А. «Морячка». В. «Матроска».
Б. «Яблочко». Г. «Лодочка».
Вед Музыка! Музыка! Праздник души!
Праздник отметить скорей поспеши!
Сколько же радости, сколько богатства
Дарит нам музыки светлое царство!
Вед Как безграничен образный мир музыки! В ней можно услышать пение птиц и шелест листвы, шепот волн и порывы ветра, капли дождя и восход солнца. Все это можно имитировать с помощью музыкальных инструментов.
Вед Друзья, давайте послушаем как в музыке с помощью голоса, а если быть точнее с помощью искусного хорового пения изображен «полет шмеля»?!
(хор турецкого полет шмеля). Картинка
Вед Музыка может передать настроение человека: печаль, тревогу, радость и горе; передать в звуках состояние природы, погоды. Под музыку можно танцевать.
Игра «Регулятор звука»
Описание игры: Ведущий предлагает залу немножко пошуметь (покричать или похлопать в ладоши), причем громкость шума должна соответствовать уровню поставленной горизонтально руки ведущего — когда рука опущена до конца вниз, должно быть тихо, когда же в самом верху, наоборот, зал должен шуметь изо всех сил.
Погоняв волну шума вверх, вниз и подергав рукой туда-сюда, можно разделить зал на две части, каждая из которых будет регулироваться одной из рук ведущего. Затем поэкспериментировать с совместной громкостью, а потом «затушить» шум, успокоив зал.
Вед. Наш сегодняшний концерт проходит в преддверии еще одного большого праздника – ДНЯ УЧИТЕЛЯ!
Идут года, столетий нити
Сверкают в синей бездне звезд.
Но слово теплое «учитель»
Всегда растрогает до слез!
2. Всегда заставит вспомнить что-то
Родное, близкое тебе
В 20 веке и в двухсотом
Все: УЧИТЕЛЬ ВЕЧЕН НА ЗЕМЛЕ!
Вед. Дорогие педагоги, от всей души поздравляем вас с профессиональным праздником! Желаем вам здоровья и счастья!
Вед. Песня «Мы желаем счастья вам»
Вед. Дорогие друзья, наш праздник подошел к концу. Сегодня мы с вами окунулись в чудесный и волшебный мир музыки. В этом нам помогли ученики нашей школы, а так же их педагоги.
Мы желаем вам, дорогие ребята, и вам, уважаемые взрослые, чтобы музыка была с вами на протяжении всей жизни, и никогда вас не покидала !
До новых встреч!!!