СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия к Международному дню 8 марта «Цветы в легендах, поэзии, музыке и живописи»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия к Международному дню 8 марта «Цветы в легендах, поэзии, музыке и живописи»»

Смоленское областное государственное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»







Сценарий мероприятия к Международному дню 8 марта


«Цветы в легендах, поэзии, музыке и живописи»




Подготовил: Коренькова Наталья Викторовна,

методист





Смоленск 2022


Сценарий мероприятия к Международному дню 8 марта


«Цветы в легендах, поэзии, музыке и живописи»




Цель мероприятия:


- представить учащимся возможность осознать значение изображения и символики цветов в жизни человека их роль в мировой художественной культуре


Задачи:


-показать роль древних мастеров и выдающихся деятелей культуры в воспитании и передачи последующим поколениям эстетического вкуса


-пробудить у участников и зрителей фантазию и любознательность в постижении заданной темы


-направить учащихся на самостоятельный поиск, отбор и анализ исторических фактов, литературных и художественных примеров разных стилей и эпох


Оформление: на доске рисунки цветов работы учащихся. На партах у учащихся гербарии, рисунки и лепные изображения цветов.


На экране проецируется мультимедиа презентации о цветах в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и садово – парковом искусстве подготовленные учащимися и педагогом.


Участники: учащиеся 14-16 лет.


Ход мероприятия


На экране представляется презентация посвящённая садово – парковому искусству и конкурсам цветоводов разных стран, в музыкальном оформлении - «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».


Слово педагога:


  • Давным-давно стали прахом империи, истлели одежды, дома, вымерли мамонты, исчез след многих поколений, прошло великое оледенение, и среди этого выжило и осталось на земле маленькое чудо- цветок, и наполняет наши сердца нежностью, любовью и покоем.


Ведь в мире необходимо не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.


Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям».


Мир цветов таинственен и чудесен. Цветы, эти прекрасные, хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком. Цветы сопровождают на всю жизнь: это символ признания в любви, они

встречают нас при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах, они с нами и в последнем пути…


Когда в XX веке была вскрыта гробница египетского фараона Тутанхамона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшавшие мумию, но поверх всех украшений лежал скромный букетик сухих полевых цветов. Так выразила молодая вдова свою любовь к умершему супругу.


«Когда вы будете в Спасском, - писал И.С. Тургенев в 1882 году своим друзьям Полонским из Парижа, понимая, что болен смертельно,- поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, Родине поклонитесь, которую я, вероятно, никогда не увижу». И просил прислать «сиреневый цветок». Полонские выполнили эту просьбу.


«У меня на окне всегда цветы»,- писал своей соседке по имению Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин. Он подарил ей стихотворение «Цветы последние».


Цветы последние милей Роскошных первенцев полей. Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас. Так иногда разлуки час Живее сладкого свиданья.

На одной из улиц Амстердама туристам показывают место, где когда-то стояли два больших дома, проданные их хозяином за несколько луковиц тюльпана.


Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Со страниц поэтических сборников веет на нас слабым ароматом вечерних цветов, запахом морских водорослей, слышим дальний звон колокольчиков. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними, поэт душой. (В презентации использованы произведения живописи: А.Дюрер «Сосна», Я.Д.де Хем «Букет цветов в стеклянной вазе», Я.Брейгель «Нотюрморт с золотой чашей», А. ван Дейк «Автопортрет с подсолнухом», А. Босхарт «Натюрморт» и т.д)


Давайте же и мы посмотрим в добрые, доверчивые глаза цветов, полюбуемся ими, и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.


  1. Учащийся:


Идет весна-красна и одаривает нас первыми цветами. Самый храбрый из них- подснежник. Цветок весны, идущий к нам по снегу,-

Простой цветок, но сколько он несет


Добра и радости, и счастья человеку. В. Иванов


  1. Учащийся:
  • Древняя легенда рассказывает, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег, и Еве было очень холодно, тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы.


Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника - надежда.


А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки, солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.


  1. Учащийся:


На поля дохнуло ветром вешним, Ивы распустились за прудом.

У тропинки маленький подснежник Загорелся синим огоньком.

Закачался, слабенький и гибкий, Удивленно радуясь всему,

И в ответ с приветливой улыбкой


Солнце наклоняется к нему. С. Красиков


Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».


  1. Учащийся:


  • Незабудка - пожалуй, это самый маленький цветок, но сколько стихов о нем, легенд и народных сказаний.


У леса и реки на перепутке, Где выстлана березовая гать, Такие загорели незабудки,

Окинешь взором, глаз не оторвать.


  1. Учащийся:


- Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и хотела удалиться, но услышала слабый голосок: «Ты забыла меня, Флора, дай мне, пожалуйста, имя». Флора еле разглядела в разнотравье маленький голубой цветочек. «Хорошо,- сказала Флора,- будешь называться незабудкой, а еще я наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою Родину».

А вот еще легенда. Путешественник остался в чужой стране и стал сказочно богатым и знатным. А мать долго ждала его и, отчаявшись, попросила прохожего гусляра отнести сыну букетик незабудок. Пришел гусляр в чужую страну, увидел сына, утопающего в роскоши, и попросил разрешения спеть ему. И спел он сыну колыбельную, которую ему пела мать, и передал букетик незабудок. Ничто не могла остановить сына. Цветы и песни подсказали ему дорогу, и пришел он к своей матери, потому что незабудка- цветок постоянства и верности.


  1. Учащийся:


Очарование этого цветка никого не может оставить равнодушным. Проснулся лес. Весной разбужены,

Деревья по ветру парят. Веселых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят. С. Красиков


  1. Учащийся:


- По древнерусской легенде, морская царица Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистой и беззаветной любви.


Ландыши были любимыми цветами П.И.Чайковского, Н.М. Карамзина, И.А. Бунина, А.И Куприна, М.Е. Репина, Софьи Ковалевской.

  1. Учащийся:


О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечный лучей; Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает- О чем, неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой. А.А.Фет «Первый ландыш»


  1. Учащийся:


- Идешь по летнему лугу и видишь среди разнотравья голубые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая…Что-то удивительно родное таится в этих нежных милых цветах. У колокольчика есть много имен - балаболки, звонцы, бубны, неботочки, но во всех этих названиях звучит любовь к нему. В самом облике этого цветка и в названии слышится нежная музыка.


  1. Учащийся:


Колокольчики мои, Цветики степные,

Что глядите на меня, Темно-голубые?

И о чем звените вы В день веселый мая, Средь некошеной

Головой качая? А.К. Толстой


  1. Учащийся:


Знакомые с детства родные ромашки Мы рвем на лужайке у тихой реки,

Как белые звезды, средь розовой кашки Они развернули свои лепестки.

  1. Учащийся:


Невозможно, проходя мимо поляны, на которой растут ромашки, остаться равнодушным. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который всё видит. Он смотрит на нас, будто доверчивые детские глаза. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда. Ее обычно сопровождают эпитеты «скромная», «полевая», но трудно обойтись без неё, сплетая венок, собирая букет полевых цветов или, гадая на судьбу: любит - не любит.


1 Учащийся: Ромашка, излучая свет, На солнышко похожая,

Бежит везде за нами вслед, Своя, а не прихожая.

До поздней осени на нас Бросает взгляды смелые Её веселый желтый глаз Через ресницы белые.

Она в лугу, она в лесу И рядом - на обочине, По всей земле её красу Ветра рассредоточили.

По всем полянам и полям Ромашка с мая месяца

На счастье вам, на радость вам Растет, цветет и светится. М. Дудин 2 Учащийся:

Иван Сергеевич Тургенев преподносил своим друзьям только фиалки. Фиалка была любимым цветков великой русской актрисы- Марии Ермоловой. Горячо любил и воспевал фиалки Александр Блок. Ночное благоухание фиалок, признавался Тютчев, наполняло его душу «невыразимым чувством таинственности и погружало в состояние благоговейной сосредоточенности».


В презентации показаны живописные работы русских художников: К Коровин «Настурции», М. Врубель «Цветы», К Маковский «Цветы», В. Борисов – Мусатов «Нотюрморт. Цветы», П. Кончаловский «Цветы дигиталис», К. Малевич «Цветочница», И. Шишкин «Опушка леса», Н. Пиросмани «Женщина с цветами и зонтиком», А. Павленко «Страна цветов», и т. д.


  1. Учащийся:


Древние греки считали фиалки вестниками наступившей весны. У многих народов фиалка была символом скорби и печали, лепестками этих цветов усыпали покойных на смертном одре, провожая их в последний путь до реки Стикс. Древнеримский миф рассказывает о происхождении фиалки трехцветной. Однажды в жаркий день Венере захотелось искупаться и она выбрала отдаленный грот, чтобы никто её не увидел, и с удовольствием плескалась в источнике. Но, обернувшись, она увидела, что из-за камней на неё удивленно смотрят несколько пастушков. Разгневанная, она обратилась к Юпитеру и потребовала смерти чересчур любопытным юношам. Юпитеру её требование показалось слишком суровым, и он ограничился тем, что превратил пастушков цветы, на которых навсегда застыло выражение лиц юных проказников.

Кельты считали скромную фиалку символом невинности и непорочной чистоты, что подтверждал обычай усыпать фиалками брачные ложа молодоженов и могилы безвременно ушедших молодых дев.


В христианстве фиалка обозначает смирение и покорность. Как эмблему постоянства, верности и сердечной привязанности посылали этот цветок красавицы средневековья своим галантным рыцарям. В драматическом сплетении судеб Наполеона Бонапарта и его супруги Жозефины фиалки оставили яркий след, засушенный цветки император до самой смерти хранил в золотом медальоне. В презентации показаны работы художников – импрессионистов.


Еще в 13 веке монах и алхимик Альберт Великий утверждал, что сорванные в полнолуние фиалки способны пробуждать любовь, и написал верный способ привораживания любимого человека.


  1. Учащийся:


Стихотворение А.Блока «Ночная фиалка».


  1. Учащийся:


Темной ночью белых лилий Сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой Обвевает их.

Ночь их чашечки раскрыла, Ночь хранит цветы

В одеянии невинном Чистой красоты.

И.Бунин


  1. Учащийся:


Лилия получила свое название от древнегалльского слова «ли-ли», что значит «белый-белый», по библейской легенде этот цветок вырос из слез Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности, ее дарили невесте.


  1. Учащийся:


Я лилий нарвала прекрасных и душистых, Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой, С их лепестков, дрожащих и росистых,

Пила я аромат, и счастье, и покой.

И сердце трепетно сжималось, как от боли, А бледные цветы качали головой,

И вновь мечтала я о той далекой воле, Анна Ахматова

  1. Учащийся:


Роза-символ божественной тайны. Поэтесса Древней Греции Сафо за шесть веков до н.э. назвала розу царицей цветов.


Анакреон писал, что роза появилась из белоснежной морской пены, падавшей с тела Афродиты, богини любви и красоты, когда богиня с первыми лучами утренней зари выходила из моря. Рассказывают, что египетская царица Клеопатра, когда принимала Марка Антония, приказала усыпать пол в зале пиршества лепестками роз. По христианским обычаям роза-символ милосердия, душевной чистоты, любви к богу.


Ученики рассказывают о своих гербариях, демонстрируют их.


  1. Учащийся:


О ней поют поэты всех веков,


Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток алых лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей. Как он прекрасен, холоден и чист,- Глубокий кубок, полный аромата,

Как дружен с ним простой и скромный лист, Темно-зеленый, по краям зубчатый.

За лепесток заходит лепесток


И все они своей пурпурной тканью Струят неиссякаемый поток

Душистого и свежего дыханья. С.Я Маршак «Абхазская роза»


  1. Учащийся:


Как хороши, как свежи были розы


В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость Моих цветов заветных, дорогих; Казалось мне, в них расцветала радость, Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая, Прелестная, как ангел красоты; Венки из роз искала молодая-

И я сорвал заветные цветы. И.П. Мятлев


  1. Учащийся:


Гладиолус- цветок победы.


В древнем Риме гладиолусы считались цветами гладиаторов. Даже слово «гладиолус» и

«гладиатор» происходят от латинского «гладиус» - «меч». Поэтому у римлян существовало поверье, что амулет из корней гладиолусов помогает одерживать победы над врагом и защищает в бою. Именно африканские виды, будучи завезенными в Европу в 16-19 веках, пробудили интерес к гладиолусам как к декоративным растениям и стали предками современных садовых.


  1. Учащийся:


Июнь- время ирисов. Не устаешь любоваться их захватывающей дух красотой. В саду Ренуара во Франции, где до сих пор поддерживается первоначальная композиция, сиреневые ирисы высажены большим бордюром над стенкой из крупных камней. Ирисы были любимыми цветами великих живописцев-Ван Гога, Моне, Ренуара. В саду Моне до сих пор наряду с новыми выращивают и те сорта, которые сажал он. (Показ слайдов – картины художников – импрессионистов)


Для иллюстрации загадок используются лепные и живописные работы учащихся. Загадки о цветах.

  1. Желтый Антошка Вертится на ножке. Где солнце стоит,

Туда он глядит. (подсолнух)


  1. Горел в траве росистой

Фонарик золотой. Потом померк, потух

И превратился в пух. (одуванчик)



  1. Снимем мы среди болота Замечательное фото.

Очень яркая картинка- Распустилась здесь… (кувшинка)

  1. Голова на ножке, В голове горошки.

Солнце жжет макушку,


Хочет сделать погремушку. (мак)


  1. Я- травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфету. (ирис)


  1. Цветик желто-золотистый, Как цыпленочек пушистый. Сразу вянет от мороза

Наша неженка… (мимоза)


  1. Учащийся:


О каком цветке идет речь? Колюч, нескладен, толстоватый, Как лысый еж, набитый ватой. Подумать: и живет такой.

Хоть нет в нем пользы никакой! Что от колючей ждать пустышки,

Ни дна ему и ни покрышки! Но жизнь есть жизнь.

Живет покуда.


Пока не совершится чудо.


Он выбросит в заветный срок Один-единственный цветов Неповторимой красоты.

Пусть эти редкие цветы


Заставят нас с почтеньем как-то По-новому взглянуть на…

(кактус) (В.Захарченко)


Чтение учащимися своих сочинений о цветах.


  1. Учащийся:


Мы ждем весну и лето, с ярким летом и веселыми дождями, с говором дубрав и ароматами цветов. Но теперь, когда вы посмотрите в глаза цветов, не спешите сорвать их.


  1. Учащийся:


Не рви цветов, не надо. Их нежный аромат Наполнил воздух сада, Они так красят сад!

Ведь у тебя, малютка, Есть дома много роз… А здесь вот незабудка,

Вот ландыш, полный слез; Левкой такой душистый, Горошек, резеда, Ромашки серебристой

Пахучая гряда;


И с нивы занесенный Прелестный василек,

И мак кичливо-сонный, И белый-белый дрок.

Не рви ж цветов, не надо! Их нежный аромат Наполнил воздух сада,

Они так красят сад! Л.Чарская


  1. Учащийся:


С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я: цветы, как люди, плачут И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад- Видите, моргая еле-еле,

На людей глядят


Все цветы, как дети в колыбели. Расул Гамзатов


Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока, пусть каждый из вас посадит и вырастит хотя бы один цветок.


М. Горький «Из письма к сыну»: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Вот если бы ты всегда и везде оставлял после себя только хорошее: цветы, мысли, славные воспоминания о себе, легка и приятна была бы твоя жизнь».


Сыплются, падают семена,

Как будто слезы.


Подвенечная красота цветущей земли Затмевает величие неба!

И всюду цветы, цветы, цветы, хрупкие и вечные!


Пантомима «Парад цветов» под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!