СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия на тему : "А. Вампилов на школьной сцене".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: расширить кругозор обучающихся о жизни и творчестве писателя; разыграть произведения писателя на школьной сцене; донести до обучающихся, что главное в произведениях писателя - оставаться человеком, а бездуховного начала мельчает жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия на тему : "А. Вампилов на школьной сцене".»

Сценарий мероприятия на тему: «А. Вампилов на школьной сцене».

Цель: расширить кругозор обучающихся по биографии писателя и по его творчеству.

Задачи:

-разыграть произведения писателя на школьной сцене;

-показать признание творчества А.Вампилова во всем мире;

-донести до обучающихся, что главное в произведениях писателя - оставаться человеком и без духовного начала мельчает жизнь.

Оборудование: презентация «А. Вампилов на школьной сцене»,музыкальные произведения: С. Есенин «Клен ты мой опавший», Н. Рубцов «В горнице моей светло…», гитара, для сапожника одежда: фартук, сапожный крем, молоточик.

Ведущий1:

- Евгений, этот год- год литературы. И я хочу поговорить о нашем земляке- об Александре Вампилове. Его жизнь оборвалась на самом взлете, в самом расцвете. Жизнь, которой, казалось, не будет конца и которой, казалось, он сам привык диктовать условия: ведь он даже не позволил себе утонуть.

В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Саня поплыл к берегу.

Чудесная старая сказка о неутомимой и храброй лягушке, сбившей молоко в масло, сказка, которая вела его всю жизнь, должна была бы выручить и на этот раз. Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало...

Ведущий 2:

- Да, признание нарастало стремительно. Приведем факты: 1973 году Вампилов становится одним из лидеров репертуара: "Старший сын" идет в тридцати девяти театрах страны, "Прощание в июне" - в пятнадцати, "Прошлым летом в Чулимске" - в четырнадцати, "Провинциальные анекдоты" - в восьми. В 1982 году "Утиная охота" появляется на сценах вашингтонского театра Спектакли по пьесе "Прошлым летом в Чулимске" поставлены в Торонто (Канада) и Хаустоне (США), "Старший сын" идет в Далласе (США).

Ведущий3:

- Из письма отца ( отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы),матери :

"Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник - сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я все вижу писателей.

Первый раз, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. Ему дали целый мешочек (10 кг), а мне полмешка. Боюсь, как бы писатель не родился...

Сны бывают часто наоборот, скорее всего будет просто балбес, каких много на свете. Лишь бы был здоровый, мог бы чувствовать всю соль жизни под солнцем.»

Ведущий 2:

-19 августа 1937 года, в Кутулике, появился на свет в семье Вампиловых четвертый ребенок.

- Валентин Вампилов родился в 1898 году. С Анастасией Прокопьевной Копыловой - Тасей, матерью Александра - они познакомились на учительских путях-перепутьях. Анастасия Прокопьевна Копылова родилась в 1906 году в семье преподавателя закона божьего иркутской женской гимназии. После школы и краткосрочных учительских курсов уехала в деревню: собирала детей по дворам, учила их сидеть за партой, держать в руке карандаш. Поступила на математическое отделение заочного учительского института, стала преподавать алгебру и геометрию в старших классах.



Ведущий 4:

- 1944 год. Мальчик пошел в первый класс.

Как и положено сыну учительницы, он учился хорошо, ровно, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домре, потом на гитаре, старинной, еще дедовской, позднее постиг нотную грамоту, играл в школьном оркестре.Никому в голову не приходило, что в музыке Вампилов был самоучкой.

Все вспоминают, что Александр прекрасно пел. У него был небольшой, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера. Склонившийся над гитарой Вампилов сразу покорял любую аудиторию. Но пел он нечасто, только среди своих, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи Есенина и Рубцова.

- Исполняется песня на стихи Рубцова «В горнице моей светло…».

Ведущий 2:

-Но вернемся к детству. В школе на уроках литературы - чтение по ролям (он - за Сатина, Барона), конечно же, драмкружок с непременной "Молодой гвардией" (он - Сережа Тюленин).И все-таки главное, как у всякого мальчишки, было за порогом школы: "рыбалка, футбол, туманные первые романы". Рыбалка на местной речке Кутуличке или на Белой. Всегда рядом собака, часто приблудная - Бой, Буска, Пират.

Ведущий 1:

- О туманных первых романах есть у Вампилова произведение «Свидание», которое попытаемся сейчас разыграть.

Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит

сапожник, последний из кустарей-одиночек. Это бородатый благообразный

старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты - все в образцовом порядке. К нему подходит молодой человек в пиджаке.

СТУДЕНТ. Здравствуйте!

САПОЖНИК. Добрый день!

СТУДЕНТ. Изнываете без работы?

САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции...

СТУДЕНТ (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность.Привычка ходить не глядя под ноги... Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.

САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная...

СТУДЕНТ (поспешно и категорически). Десять рублей!

САПОЖНИК. Сколько?

СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.

САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.

СТУДЕНТ. Только десять.

САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки - по три раза в сутки... И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.

СТУДЕНТ. Но-но!

САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки - тридцать рублей!

СТУДЕНТ. Ну хорошо... Среднее арифметическое между десятью и тридцатью- двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее.Промедление смертельно.

САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.

СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.

САПОЖНИК (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое. Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди... Гляди, девушки-то, девушки-то, так и шьют, так и шьют!

Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.

ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!

ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте,пожалуйста.

СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.

ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.

ДЕВУШКА. Но войдите в положение.

САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель...

СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.

ДЕВУШКА. Вы не имеете права... Мастер согласен.

СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте... то есть вам придется

постоять.

ДЕВУШКА. Благодарю... Поймите, меня ждут...

СТУДЕНТ. Очень рад за вас... (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.

ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве,но элементарная вежливость, порядочность...

СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились...

ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы... (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну

хорошо... Я прошу вас, вы понимаете, прошу... Я даже признаюсь вам... мне

нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье...

СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.)

Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места - и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: "Уступите мне свое счастье!" С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте.

Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука.

Спешите - вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?

ДЕВУШКА (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.

СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.)

Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!

САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?

ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.

СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах...

ДЕВУШКА (вспыхивая). Нет, это вы - хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?

СТУДЕНТ (с ужасом). Крылову?

САПОЖНИК. Пять, не больше.

ДЕВУШКА (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая). Вы... Вы самый наглый хам...

СТУДЕНТ (бледнея). Вы... Вы - Лиля?..

ДЕВУШКА (нервно). Что! Так это вы... Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!...

Прощайте! Не смейте звонить. (Быстро уходит.)

САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней...

СТУДЕНТ (бормочет). Девушка с нежным голосом! Гордая любовь... Первая встреча...

САПОЖНИК (краснея от любопытства). В чем дело?

СТУДЕНТ (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том что свидание

состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дыша в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил... Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание...

САПОЖНИК. Хе-хе... Феодал рвет струны...

СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.

Ведущий 1:

-Год рождения Вампилова был годом 100- летия со дня смерти Пушкина, в честь которого он был назван Александром.

Ведущий 2:

-Писательская судьба оказалась короткой- всего-11 лет. За эти годы было создано 273 новеллы, один роман, 6 пьес.

Ведущий1:

- Главный вопрос, который постоянно задает Вампилов в своих произведениях: останешься ли ты, человек, человеком?

Ведущий2:

-Но, читая Вампилова, снова и снова возвращается с надеждой к старому убеждению Достоевского «Мир спасет красота».

Ведущий1:

-Он был молод, но удивительно хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно, сосредоточено и серьезно. Точность своих наблюдений он точно выражал и в характерах своих героев.

Ведущий 4:

- "Из детства. 1946 год. В июле на покосе стрелочник Говорухин поймал хорька. Принес домой и затеял жарить. Говорушиха изругала его и выгнала из избы. Он успел схватить сковородку и под бугром, за огородом, у речки сжарил-таки добычу. Говорушиха, пухлая, громадная и разгневанная, стояла на меже, материлась, грозилась изувечить.

- Сковородку, змей, испоганил!

- Иди, иди сюда, - кричал снизу Говорухин, - попробуй! Ты попробуй - за милу душу пошиташ! (посчитаешь).

Ведущий 3:

-Мариха - глухая, одинокая, несчастная старуха. В лесу на ягодах мы взрывали рядом с ней толовые шашки, украденные на складе в каменоломне. Хотели проверить - глухая ли она, не притворяется ли? Она была абсолютно глуха.

Ведущий 2:

-Аксинья - женщина, вернувшаяся с войны. Глухая, носила солдатские штаны, не мылась, материлась и пила. Дралась, но никогда не плакала. Даже пьяная. Говорила мужским зычным голосом. Курила махорку, и было противно видеть гримасу, с которой она поминутно сплевывала себе под ноги. Работала за мужика. Только песни пела по-бабьи, высоким, вытягивающим душу голосом. Мелодия песни, которую пела пьяная Аксинья, сильно походила на тему первой части из Первой симфонии Чайковского.

Ведущий 1:

-Митька Широколобов - немтырь. И его двоюродный брат рыжий Сережа, тоже немой. Обоим лет по сорок. Митька большой физической силы, злой. Бил жену и детей. Дети говорящие, тихие, казалось, с навеки испуганными глазами. Старшего Петьку Широколобова помню семилетним, неестественно большеголовым, рахитичным, постоянно вздрагивающим от недавних побоев. Недавно встретил его в трамвае. Не знаю, как мне удалось его узнать. Он - моряк, на побывке. Здоровый и, как мне показалось, нахальный парень.

- Как живешь?

- Ништяк!

- Отец дома? Как он?

- Помер, - весело говорит Пашка (так в тексте. - Е.Г.) - в пейсят пятом зимой простудился и помер. Ну, я пошел. Счастливенько!



Ведущий2:

-Без веры и любви, без духовного начала, которые определяют мысли и поступки, без сознания, для чего живет и как живет , человек мельчает, теряет ту человеческую суть, без которой он мертв при жизни.

Ведущий 1:

-Русский гений издавна венчает

Тех, которые мало живут…

Все вместе:

- Так ли это?

Ведущий 2:

- Писать надо о том, от чего не спится по ночам…

  • Ведущий2:

  • -Благодарить?
    Все:-

  • Благодарить...

  • Ведущий2:

  • -За боль?
    Все:

  • -За боль еще важнее!
    Ведущий2:

  • -Простить обидчика?
    Все:

  • -Простить...

  • Он слаб и в страхе. Ты сильнее.
    Ведущий2:

  • -Принять скорбящего?
    Все:

  • -Принять его все скорби и тревоги...
    Ведущий 2:

  • -Поднять упавшего?

  • Все:

  • -Поднять...
    Он твой собрат. Один из многих.
    Ведущий2 :

  • -Благословить?
    Все:

  • -Благословить...
    Ведущий2:

  • -И проклинающих?
    Все:

  • -Их тоже...
    Ведущий2:

  • -Любить жестокий мир?
    Все:

  • -Любить...
    Его спасти любовь лишь может...






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!