СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия "Некрасовские чтения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка мероприятия, приуроченного к 200- летию Н.А. Некрасова

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия "Некрасовские чтения"»

НЕКРАСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

200 лет со дня рождения…

Слайд 1. Некрасовские чтения (звучит музыка)

1. Приветствие

- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада всех вас приветствовать на мероприятии, посвященном великому поэту и писателю своего времени – Николаю Алексеевичу Некрасову. Вы подготовили чтение наизусть произведений поэта. Сегодня в этом кабинете прозвучат стихи, которым неподвластно время.

Мы попытаемся хоть отчасти прикоснуться к творчеству Н.А. Некрасова, вспомним проблемы, которые волновали поэта, и рассмотрим основные темы его творчества.

Слайд 2 (200)

- Ребята, как вы думаете, почему именно эта цифра появилась на экране?

- Назовите годы жизни писателя (1821-1878г) (Слайд 3)

- Эпиграфом к мероприятию послужат слова Расула Гамзатова (Слайд 4)

2. Ассоциации

- Ребята, когда вы слышите фамилию Некрасов, какие ассоциации у вас возникают? (Можете называть имена сущ., прил., можно указывать с/с)

3. Новаторство в произведениях Н.А. Некрасова и основные темы творчества

1. Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского  народа, т.е простого крестьянина, его нужды, стремления.

2. Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязных петербургских улицах, о крестьянине, о труде бурлаков и т.д.

3. Новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас грубую, неблагозвучную, с точки зрения сторонников чистого искусства.

4. Некрасов широко использует трехсложные  рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

5. Для лирики Некрасова характерен полифонизм (многоголосье): голоса автора и героев сливаются.

6. Лирика Некрасова социальна: отражает вопросы общественного устройства человеческих отношений, всегда проникнута гражданственностью.

Слайд 5. Основные темы творчества: тема народа, тема детства и детского труда, тема судьбы русской женщины, тема Родины, тема матери, тема поэта и поэзии, тема любви, идеал общественного деятеля, тема природы.

4. Викторина (слайды)

Вопросы:

-Где родился писатель? (Родился в небольшом городке Немирове Подольской губернии (на Украине) 28 ноября (10 декабря) 1821 года, (а умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге).

- Назовите пристрастие, которое наследовал Николай Некрасов от своего отца. (Охотничья страсть, охота)

- Назовите первое учебное заведение, в котором он полюбил чтение? (Ярославская гимназия)

- Ради благополучия своего сына эта женщина подчинялась всю жизнь «угрюмому невежде» и «жребий свой несла в молчании рабы»? Кто она? (Мать Некрасова – Елена Андреевна)

- Издателем какого журнала становится Н.А.Некрасов с 1847 года? (Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым с января 1847 года издаёт журнал «Современник»)

- Некрасов так писал в одном из своих стихотворений: «Когда ещё всё в мире спит: / И алый свет едва скользит / По бледно-голубым волнам, / Я убегал к родной реке». О какой реке говорится в этом стихотворении? (О реке Волге)

- В поэме «Мать» Н. Некрасов пишет о такие строки: «Я отроком покинул отчий дом. / (За словом я в столицу торопился.) / В шестнадцать лет я жил своим трудом / И между тем урывками учился». О каком городе идет речь? (О Петербурге)

Трудные слова (дать толкование) (слайды)

- а) «С старым Мазаем я бил дупелей»; б) начал частенько Мазай пуделять»
(«Дедушка Мазай и зайцы») (Дупеля - болотные птицы из семейства бекасов. Пуделять - промахиваться при стрельбе).




Афоризмы Н.А. Некрасова

Задание: продолжите афоризмы Н. Некрасова) (слайд)

- То сердце не научится любить, …. (которое устало ненавидеть)

- Кто живет без печали и гнева, … (тот не любит отчизны своей)

- Поэтом можешь ты не быть, … (но гражданином быть обязан)

5. Основная часть. Чтение наизусть стихотворений и отрывков из произведений.

Открытый микрофон. «Прикоснемся к творчеству поэта…» (слайд)

Основные темы творчества

1 тема: ТЕМА НАРОДА (слайды)

- Творчество великого поэта было посвящено народу. Основной мотив и пафос некрасовской поэзии – это жизнь угнетенного народа, его боль и страдания. Это тема впервые прозвучала так явственно именно у Н. Некрасова.

Чтецы №1. 7 класс, «Размышление у парадного подъезда».

Чтец №2. 10 класс, поэма «Кому на Руси жить хорошо».

2 тема. ТЕМА ДЕТСТВА И ДЕТСКОГО ТРУДА (слайды)

- Тема детства проходит через всё творчество Н. Некрасова. Мир детства привлекает поэта и тем, что это – лучшая пора человеческой жизни. В некрасовских произведениях дети предстают безгрешными душами, которые вынуждены страдать и мучиться. Но вместе с тем это озорные, веселые и светлые души.

Чтец №3. 5 класс, «Крестьянские дети».

Чтец № 4. 6 класс, «Дедушка» (отрывок из поэмы «Дедушка»).

3 тема. ТЕМА СУДЬБЫ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ (слайды)

- Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения писателя. В образе русской женщины Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Чтец № 5. 7 класс. Глава «Екатерина Трубецкая» (отрывок из поэмы «Русские женщины»).

Чтец № 6. 8 класс, «Еду ли ночью по улице темной…».

4 тема. ТЕМА РОДИНЫ (слайды)

- Тема Родины связана с патриотизмом и народностью поэзии Н. Некрасова. Поэт любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. Этот образ проходит через всё его творчество. (Стих. «Родина», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Тишина» и др.)

Чтец №7. 8 класс, «Тишина».

5 тема. ТЕМА МАТЕРИ (слайды)

- Н. Некрасова связывало с матерью чувство глубокой привязанности и любви. Он сочувствовал ее страдальческой доле, тяжелой жизни с суровым мужем, всегда вспоминал о ней с большой теплотой. Своих героинь-матерей поэт наделил характерными чертами: беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прощать, стойкость и мужество.

Чтец №8. 8 класс, «Мать».

Чтец №9. 5 класс, «Внимая ужасам войны».

6 тема. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ (слайды)

- Тема поэта и поэзии у Н. Некрасова неразрывно связана с народом, поскольку именно любовь к народу вдохновляет поэта на создание стихотворений. Муза поэта «в терновом венце», страдающая. Некрасов считал, что поэт не может оставаться равнодушным, когда страдает народ (Стихотворения «Элегия», «Поэт и гражданин», «Муза» и др.).

Чтец №10. 8 класс, «Поэту».

7 тема. ТЕМА ЛЮБВИ (слайды)

- Лирику Н. Некрасова часто называли «прозой любви». Поэт показывает любовь как тяжелый труд двух людей. В своих произведениях Некрасов открывает другую сторону отношений – показывает ревность, самоутверждение, порывы страстей, ссоры. Драматичной была любовь поэта, которая связала его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой.

Чтец №11. 9 класс, «Сердцу».

Чтец №12. 8 класс, «Мы с тобой бестолковые люди».

8 тема. ИДЕАЛ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ (слайды)

- Идеал общественного деятеля в творчестве Некрасова – это истинный гражданин своего Отечества. В поэтических раздумьях запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Николая Добролюбова, В. Белинского, Н. Чернышевского («Памяти Белинского», «Пророк», «Памяти Добролюбова» и др.).

Чтец №13. 8 класс, «Памяти Белинского».

Чтец. №14. 8 класс, «Пророк» (памяти Чернышевского).

9 тема. ТЕМА ПРИРОДЫ (слайды)

- Для Н.А. Некрасова природа – одушевленный предмет. Она вселяет надежду в будущее, вдохновляет и поддерживает в трудную минуту.

Чтец №15. 6 класс, «Славная осень» (отрывок из стихотворения «Железная дорога»).

Чтец №16. 6 класс, «Мороз-воевода» (отрывок из произведения «Мороз, Красный нос»)

Чтец №17. 6 класс, «Снежок»

Чтец №18. 6 класс, «На Волге».

Чтец №19. 5 класс, «Дедушка Мазай и зайцы».

- Ребята, мы с вами рассмотрели основные темы творчества писателя. Надеюсь, вы получили только положительные эмоции, узнали много нового и интересного! А сейчас послушайте романс «Тройка». Для вас исполняет учитель музыки - Каринэ Гайковна.



Спасибо за внимание!

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!