СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия по внеурочной деятельности "Письма, опаленные войной"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель занятия: Возродить чувство патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, традиции эпистолярного жанра в виде письма. Показать формы работы в школьном музее.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия по внеурочной деятельности "Письма, опаленные войной"»

Мероприятие по внеурочной деятельности «Музейное дело»

«Письма, опаленные войной»


Составила: Ефимова Е.В.

учитель русского языка и литературы


Цель занятия: Возродить чувство патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, традиции эпистолярного жанра в виде письма. Показать формы работы в школьном музее.

Задачи:

Образовательные:

- знакомство с фактами событий войны из писем солдат

-совершенствовать представления о видах почтовых отправлений, умение правильно подписывать адреса, индекс и отправлять их.

Коррекционные:

- совершенствование навыков владения речевым этикетом, культурой выражения чувств;

- развитие воображения, эмпатии, креативных способностей, рефлексии, эмоционально-чувствительной сферы личности.

Воспитательные:

- Воспитание социально - активной, духовно-нравственной личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины; полноценный гражданин нашего общества;

- воспитывать уважительное отношение к защитникам Родины, к старшему поколению;

- развитие общечеловеческих нравственных качеств: благодарности, любви и уважения к людям, милосердия, отзывчивости, способности получать удовольствие от благородных честных поступков;

Оборудование мероприятия:

письма солдат, компьютеры для оцифровки писем; мультимедийная установка; ноутбук; презентация, музыкальный файл с записью песни «Эх, дороги», листы для писем, карточки с адресом полевой почты военнослужащего.                      



Сценарий мероприятия

При входе в музей встречает экскурсовод

Общий обзор по музею с показом экспозиций

В зале подготовлены компьютеры для проведения оцифровки

Выступление учащихся

Слайд 2. Учитель. Прошло уже 75 лет со времени окончания второй мировой войны, но отголоски её всё ещё доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки, оставшиеся на полях сражений, окопы и воронки от взрывов снарядов и бомб – эти раны на земле. Это и память еще оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто ковал нашу победу, обеспечивая армию всем необходимым. Одним из таких памятников войны являются солдатские письма – “треугольники”, иногда написанные на простом обрывке бумаги. Эти драгоценные сообщения с полей сражений от родных и близких, бесценные реликвии ещё хранятся в заветных коробочках, узелках, папках. Читая эти скупые строчки, можно представить, как ковалась наша победа над коричневой чумой прошлого века.

Слайд 3.Ученик1

Слайд 4. Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной – как ждали их! Не зря фронтовой треугольник остаётся одним из символов той грозной эпохи.

Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга.

Слайд 5. Как же работали связисты в условиях той страшнейшей войны? Для обеспечения почтовой связью действующей армии была создана военно-полевая почта. В прифронтовых административных центрах были созданы военно-почтовые сортировочные пункты.

Слайд 6. Задержка корреспонденции или засылка ее не по назначению расценивались как должностное преступление. Недоставало конвертов и открыток. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой “треугольник”, народ прозвал его солдатским.

Слайд 7-8. Какой же путь проходили письма с фронта? Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооруженный из подручных средств и укрепленный в удобном месте. Почтальон части ежедневно выбирал письма-“треугольники”, открытки, секретки и относил на полевую почтовую станцию. Дальнейший путь проходил обычными маршрутами в почтовых вагонах.

Слайд 9. Нередко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага. Цену писем на войне знали все! Непростая была служба у военных почтальонов.

Слайд 10. До Берлина дошел почтальон Александр Глухов. Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел запастись этими нужными принадлежностями.

От гильзы световой поток,
Где в керосине скруток ваты.
Исчадно-дымный фитилёк
Бросает тени в потолок
Штабной землянки в три наката.

Пока затишье и пока
Блестит во мраке капля света
Не спи, солдат, у огонька,
А изложи издалека
Слова любви, слова привета...

Пусть по тетрадке без полей
Сползает исповедь наклонно
В глубь милых дорогих полей
Под парусами тополей,
Не ждущих от тебя поклона.

Ты поздоровайся пером,
Прикрученным к лучинке ниткой,
С родимым домом за бугром,
С рядами яблонь за двором,
С гостеприимною калиткой.

Пока затишье и пока
Фитиль слегка на ладан дышит,
Рождайся за строкой строка:
Ты – жив! О том, наверняка,
Никто другой уж не напишет.

Слайд 11. Кому неизвестно, с каким нетерпением и тревогой ожидаются письма с фронта. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами, десятилетиями.

Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу...

Слайд 12-14. Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции – конвертов, открыток, бумаги. Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.

Слайд15-16. Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно – комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Василий Иванович Волков, житель Алтая, где осталась его семья, в письме обращается к жене: “Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям – Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко”.

Слайд 17-18. А вот строки из письма Олега Нечитовского: “Прощай, дорогая мамочка! Это мое предсмертное письмо, и, если ты его получишь, знай, что сына у тебя больше нет. Я погиб как твой сын и как сын Родины. Я не пощадил своей жизни за благо и счастье людей, за вашу спокойную старость, за счастливую жизнь детей.

Плакать не нужно! Гордись и помни меня. Рассказывай тем, которые еще только растут, что был у тебя сын и что он, не жалел себя, отдал свою жизнь за их счастье, за их радости.

Я очень волнуюсь, когда пишу тебе это письмо, но твердо верю, что то, что не успел сделать я, закончат мои товарищи. Фашистов сметут с лица земли, им и на том свете не будет спокойствия.

Целую в последний раз крепко, крепко!

Твой сын Олег

Слайд 19. Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы не хранились письма фронтовиков, до которых подчас у исследователей “не доходят руки”. А ведь история Второй мировой войны глазами ее участников – важный исторический источник. И необходимо вести работу по сбору писем с фронта, ведь уходят из жизни хранители солдатских писем.

УЧИТЕЛЬ сегодня мы научимся оцифровывать письма солдат. Эти письма хранятся в архиве музея Великой Отечественной войны в Казани. Мы с вами получили серьезное и ответственное задание оцифровать эти письма

Работа с письмами солдат (оцифровка)

Во время работы учащиеся проводят экскурсию по музею

Слайд 20. И этих писем ещё много-много. А сегодня и мы с вами попробуем научиться складывать солдатские треугольники так, как складывали солдаты в годы войны.

Такие “треугольники” не заклеивались, а складывались особым образом. Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали “письмо” из куска газеты и “отправляли” папке на фронт.

Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату.

После этого лист разворачивался, и писалось письмо. Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа.

Во время войны школьные тетрадки выдавались по счету, учительница пересчитывала листы, а страницы нумеровались. Тетрадку можно было купить, но в магазине они продавались редко. Поэтому письмо писалось убористым почерком, и заполнялись все поля, пригодные для письма. Но лицевая сторона с адресом и чистая оборотная береглись.

В случае гибели адресата, адресная сторона перечеркивалась крест-на-крест, но так, что оставался понятным обратный адрес. Запись о гибели делалась на “чистой” стороне треугольника. Иногда вернувшийся с “крестом” на адресной стороне треугольник заменял похоронку.

Если боец попадал в другую часть, госпиталь или лазарет, на “чистой” стороне писался новый адрес. Такие переадресованные письма никогда не возвращались пославшему адресату, ибо возвращенное письмо приравнивалось похоронке. Некоторые письма “гуляли” годами и находили солдата через несколько лет после войны.

УЧИТЕЛЬ. В годы войны письма – треугольники связывали фронт и тыл. Я считаю, что сегодня письма свяжут целые поколения. Солдаты отдавали жизнь за счастье других людей, за нас с вами.

- Подумайте, какие слова можно сказать солдатам, защищавшим Родину?

Домашнее задание. У вас получились треугольники. Напишите на них те слова, с которыми вы хотели обратиться к тем, кто защищал Родину, может вам помогут ваши воспитатели, а может кто-то из вас нарисует своё поздравление.

Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга перед теми, кто выжили и теми, кто погиб в этой страшной войне, кто отстоял для нас Родину и свободу.

Заканчивается мероприятие “Письма, опаленные войной”. Мы читали письма с фронта, выразили слова благодарности солдатам.

- Какие мысли и чувства вызвал у вас мероприятие?

Треугольники писем

Треугольники писем солдатских
Обожгли мои руки и боль
Тут же в сердце вошла мукой адской.
В Польше встретил последний свой бой

Тот, кто письма писал на привалах
У коптящей снарядной “свечи”,
Представлялся солдатом бывалым
В письмах к маме, они горячи.

Много лет берегли эти письма —
Сотоварищей страшной войны.
Как опавшие осенью листья
Пожелтели с годами они.

В них хранится о самой жестокой,
Самой страшной, безумной войне
Память, ставшая тенью далёкой,
Отражённая в новой весне.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!