СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенная методическая разработка учитывает уже имеющееся знакомство детей с темой Холокост в рамках изучения на уроках истории темы Великой Отечественной Войны. Она дает возможность углубить эмоциональное восприятие темы, т.к. предполагает проведение мероприятия памяти во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Белгорода















Сценарий мероприятия,

посвященного Дню памяти жертв Холокоста



Разработчик:

Белько Анжела Павловна,

старшая вожатая

МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода












Белгород, 2021 г.

Пояснительная записка.


Тема Холокоста, несмотря на прошедшее с тех страшных событий время, до сих пор остается важной и актуальной в наши дни в связи с обостряющимися этнонациональными конфликтами в современном мире.

Необходимо, чтобы каждое новое поколение знало и помнило о трагических событиях, имеющих место в истории. Знание исторического опыта человечества – порой трагического – позволяет воспитывать гуманизм и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей.

Предложенная методическая разработка учитывает уже имеющееся знакомство детей с темой Холокост в рамках изучения на уроках истории темы Великой Отечественной Войны. Она дает возможность углубить эмоциональное восприятие темы, т.к. предполагает проведение мероприятия памяти во внеурочное время.

Мероприятие предлагается для учащихся 9 – 11 классов.

Цели мероприятия:

Образовательная:

1) ознакомить учащихся с историческим фактом трагедии Холокоста;

2) повысить информационную грамотность учащихся;

3) продолжить формирование аналитических умений учащихся при работе с историческими источниками;

Развивающая:

1) развить навыки социальной восприимчивости и доверия;

2) развить навыки монологической речи, творческих навыков;

3) развить умение выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;

4) развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;

Воспитательная:

1) воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;

2) научить защищать идеи гуманизма;

3) обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.


Задачи мероприятия:

  • Способствовать пониманию учащимися проблем, связанных с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами геноцида.

  • Вспомнить совместно с учащимися события Великой Отечественной войны и геноцида, провозглашённые фашистской Германией.

  • Воспитывать уважительное отношение к людям – гражданам России и представителям других народов, ответственность за свои дела и поступки.

  • Формировать патриотизм, гражданственность.


Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран; презентация, запись аудио и видео материалов.


Методы: наглядные, словесные.




Сценарий мероприятия,

посвященного Дню памяти жертв Холокоста.



Звучат звуки сирены. Запись Левитана о начале второй мировой войны.

Выходят чтецы в черных костюмах. На фоне музыки читают стихи.

1чтец. Десятки миллионов жизней забрал с собой один pежим;

Перемолола мясорубка все кости в невесомый дым.

Евреи, русские, татары, французы, немцы, англичане..:

Смешалось всё. Для всех един был бич с названием «фашизм»


2 чтец. Пусть позади полсотни лет, пусть документов многих нет,

Но память вечная живет, и боль на сердце не дает

Забыть кровавый геноцид. И Холокост в висках шумит,

Моля живущих, чтобы вновь такой беды не допустить.


3 чтец. Мы будем помнить вечно эту боль,

Замученных на празднике фашизма,

Но не забывших гордость и любовь

И заплативших за геройство жизнью.


4 чтец. Принявших муки только лишь за то,

Что не хотели быть под стать убийцам.

Мы будем помнить вечно вашу боль!

И вглядываться в призрачные лица...;

(Отходят на задний план) Видеоролик.

Выходят ведущие в красных костюмах.

1 вед. Холокост–это слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг.

2 вед. Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу

(чтецы выходят на передний план)

Чтец 1: Бродят тучи над планетой,

Словно пленники в неволе.

В душном воздухе, прогретом,

Слышатся мне звуки боли.


Чтец 2: Это души Холокоста,

Чьи разбросанные кости,

Что остались без погоста,

Стонут, просятся к нам в гости.


Чтец 3: Просят, чтобы их согрели,

И обмыли, и одели,

И земле родной предали,

И молитву прошептали.


Чтец 4: А в просторах неба где-то

Тихо бродят тени гетто,

Словно звездочки на небе,

Только нету с ними ребе.

Тихо, буднично и просто

Бродят души Холокоста...


3 вед. Основанием для массового уничтожения людей стали расовые теории нацистов, которые привели к уничтожению еврейского, цыганского, белорусского населения, поляков, чернокожих и людей других национальностей.


4 вед. В 1933 году к власти Германии пришел Адольф Гитлер, который утверждал, что немецкая нация имеет превосходство над остальными народами.


1вед. А в 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии на две части: немцев и не немцев. Последние были лишены права голоса, политических и иных прав. Даже в школах уроки расизма были не редкостью.


Выходят две девочки (в школьной форме) и мальчик:


1 ученица: «От дружелюбной атмосферы не осталось и следа… Никто больше не хочет со мной дружить. А некоторые соседи даже боятся разговаривать. Некоторые, когда мы сами к ним заходили, говорили напрямик: «Больше к нам не ходите, мы боимся. Нам нельзя больше общаться с евреями». (Хильма Геффен- Людомер)


2 ученица: «С каждым новым днем нацистского правления пропасть между нами и нашими соседями становится все шире. Мальчики и девочки, с которыми мы много лет были в самых теплых отношениях, отвернулись от нас. Вдруг выяснилось, что мы другие». (Марта Аппель)


2 вед. Чтобы вызвать в людях негативные чувства, использовались все источники: религиозные, политические, экономические, культурные. Охота на евреев становилась легальной. Против них разрешалось применять любые действия, даже те, которые в нормальном обществе считаются преступными.


3 вед. 9 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась война насилия: сотни евреев погибли, были разграблены тысячи магазинов, хозяевами которых были евреи, десятки представителей данной расы были брошены в лагеря. Организованный Гитлером погром печально знаменуется «Хрустальная ночь».


Мальчик.

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон,

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...Оскал звериный

Демонстрирует палач!

Этот грех впечатан в Лету!

Звон разбитого стекла

Нам напомнит, век за веком,

Ночь в осколках хрусталя! (Уходят) (видеоролик «Хрустальная ночь»)


4 вед: Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии. Так начался геноцид, который стал одной из главных целей гитлеровской агрессии в других странах.


Чтец 5:

Народ мой пролил море слёз,

Где б ни был он рассеян…

Война всегда есть Холокост –

Не только для евреев…

В полях, и в ямах, и в лесах,

И в лагерях, и в гетто,

В нацистских газовых печах

Терзали нас… Не спета

Была ни песнь из древних книг,

Ни слово сказано, ни стих…

Но в шуме ветра и знамён,

Где путь прошел армейский,

В могилах братских погребён

И мой народ еврейский…

И я мечтаю об одном:

Чтоб люди веры разной

Покончили с войны проказой.

Земля у всех – наш общий дом!

Века об этом говорим,

А всюду кровь, и смерть, и дым...

5 вед. Холокост –унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих других. (видеоролик «Концлагеря второй мировой войны)


6 вед.В печально известном польском лагере смерти Освенциме, было уничтожено около полутора млн. человек, в основном были убиты евреи.


7 вед. Лагерный комплекс в городе Освенциме был создан в 1940 году и получил название Аушвиц. Он насчитывал более 40 объектов. В 41году этот лагерь становится местом проведения нацистской программы тотального уничтожения еврейского населения. Бывший комендант лагеря Рудольф Гесс заявлял : «Аушвиц вообще был предназначен исключительно для евреев». Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом.

8 вед. Символом лагеря Освенцим-I стали Главные ворота с надписью: «ARBEIT MACHT FREI» («Работа делает свободным»). Миллионы людей прошли здесь навстречу своей смерти. Циничный лозунг на воротах призван был убедить прибывающих заключенных в том, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним. В действительности подавляющее большинство евреев, которые читали эту надпись, были убиты в первые же 24 часа.

6 вед. Многочисленные врачи СС, работавшие в лагере, ставили на заключенных преступные эксперименты. Доктор Йозеф Менгеле, главный врач Освенцима, в рамках генетических и антропологических опытов проводил эксперименты на детях-близнецах и детях с физическими недостатками; он вводил в вены и сердца заключенных вредные препараты, чтобы определить степень страдания, которой можно достичь, и проверить, насколько быстро они приводят к смерти. Кроме того, в Освенциме осуществлялись разного рода опыты с применением новых лекарств и препаратов: в эпителий заключенных втирались токсические субстанции, проводилась пересадка кожи и т.д.

5 вед. Особое место занимали газовые камеры. Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей. В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа (газа-цианида, именовавшегося Циклон Б).

Эсэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню, велели снимать одежду, после чего перегонялись в следующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. В помещение площадью 210 м² эсэсовцы вводили около 2000 жертв. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ циклон Б. Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Потом трупы транспортировали к печам крематория.

Чтец 6: Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка

Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?

Это, может быть, резвые ноги ребёнка,

Что за белою бабочкой гнался межой.

Или ручки, – дитя ими тянется к маме,

Обнимая за шею, ласкается к ней…

Или был этот щебень большими руками,

Что с любовью к груди прижимали детей.


Чтец 7: Этот пепел, который разносится с ветром,

Был глазами, смеялся и плакал порой,

Был губами, улыбкою, музыкой, светом,

Поцелуями был этот пепел седой.

Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,

Был мозгами, сплетеньем извилин живых.

Слово «Жить» до конца, словно буква за буквой,

Точно белым по чёрному вписано в них.


Чтец 8: Эти волосы: локоны, косы и пряди,

Что навалены мёртвой, косматой горой.

Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил,

И сухими губами касался порой.

Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,

Золотые надежды, сияние глаз…

Крематориев страшных горящие печи.

Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас. (видеоролик Освенцим)

1 вед. Дети страдали больше всего. Из узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000. Из них - 220 000 еврейские дети. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. В сентябре 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября 1944 г. в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.

2 вед. В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.


Чтец 9. Мужчины мучали детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучали детей.


И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.


За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.


Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.


А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы;

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.


Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин идеи были:

Мужчины мучали детей.


(И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.)


Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучали детей.

(Танец по музыку «Танго смерти)


3 вед. Ровно 70 лет назад 27 января 1945 года Освенцим был освобожден Советскими войсками - 60 армией 1-ого Украинского фронта. И именно этот день по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 2005г объявлен днем памяти жертв Холокоста. (видеоролик «Узники концлагерей)


4 вед. В память обо всех погибших во время Холокоста, обо всех погибших в период Второй мировой войны, прошу встать и почтить минутой молчания.


(Концерт для симфонического оркестра Andante)


Чтец 10. Помните! Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, — помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, — пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, — помните!
О тех, кто уже никогда не споет, — помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, — о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, — заклинаю, — помните!

Выходят учащиеся, произносят по одной строчке:

1) Каждый из нас должен помнить:

2) многое начинается с меня,

3)моих мыслей,

4)поступков,

5) моих действий.

6) Совершая действия, помни, что ты – Человек!

7) Прислушайся к своему сердцу,

8) загляни себе в душу,

9) посмотри на мир справедливыми глазами

10) и помни, что ты – Человек!

11) Протяни руку не для удара, а для помощи.

12) Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.


Вед 4. И никогда не будем забывать о тех горестных событиях, которые имели место быть в истории нашей страны. Будем всегда гордиться нашей родиной, могуществом и величием нашей страны -  нашей России.


(Песня)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!