СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия "Православные традиции в русском народном творчестве"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивное мероприятие с элементами викторины для участников может быть использовано на уроках ОРК, внеурочных занятиях по культуре и традициям русского народа. Мероприятие сопровождается презентацией, которую можно найти на этом же сайте

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия "Православные традиции в русском народном творчестве"»

«Православные традиции в русском народном творчестве».

(Сценарий интерактивного мероприятия с элементами викторины)

Автор: Мартынова Анна Леонидовна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №14 г. о. Егорьевск

Цель: познакомить учащихся с православными традициями в русской народной культуре, расширить знания учащихся о православных традициях русского народа.

Задачи:

- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

- Формирование коммуникативных навыков: развивать у детей интерес к общению со сверстниками; формировать навыки речевой культуры, уважительного взаимного диалога.

- Развитие у детей интереса к русской культуре и традициям.

- Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей.

- Воспитывать культуру общения и толерантного отношения к культурным традициям;

Участники: учащиеся 7-8 классов МОУ

Формы и методы реализации:

- разработка сценария совместно со старшеклассниками;

- самостоятельная работа учащихся с литературой и Интернет-ресурсами по подготовке к мероприятию;

- проведение мероприятия.

Место проведения: актовый зал школы

Материалы и оборудование: презентация, мультимедийный проектор, экран, компьютер; уголок старинной русской избы.



Сл. 1.Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами на мероприятие, которое проходит в рамках XIII Рождественских чтений.

Сл. 2.Тема нашего мероприятия звучит так: «Православные традиции в русском народном творчестве». И мне бы хотелось, чтобы вы сегодня узнали, что русский народ – народ православный, живущий с Богом в душе и это нашло отражение в сказках и былинах нашего народа.

В нашем мероприятии участвуют две команды: 7 и 8 классов, которым предстоит сегодня показать свое знание русских народных былин и сказок, проявить смекалку и находчивость. Оценивать результаты команд будет жюри. (представление жюри).

И так, мы начинаем. Сл.3.

Сказительница: Уж вы гой еси, добры молодцы,

Добры молодцы да красны девицы!

Собирайтесь-ка вы, люди добрый

Не в дорожку-путинку ближнюю,

А в далекое путешествие.

Ох, да не за сто верст
Ох, да не за тыщу верст

А за тыщу лет против времени.

Расскажу я вам про дела старые

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения

Да про подвиги богатырские.


Так в древности сказители начинали старину – сказ о подвигах богатырских.

Сл. 4.Мы сегодня называем такое повествование былиной. Давайте же с вами окунемся в мир седой русской старины и поговорим о подвигах русских богатырей, да не тех карикатурных богатырях, что предстают перед нами в нынешних мультфильмах, а о знаменитых защитниках своей земли, святой православной Руси.

Итак, первый раунд нашей викторины будет посвящен былинам.

И для разминки - первый вопрос командам. Оценивается каждый вопрос в 2 балла.

Сл. 5. Вопрос команде 7 класса. Каких героев былин вы знаете? (Звучит ответ команды)

Сл. 6. Вопрос 8-классникам: Назовите известную всем картину и ее автора. (Представлена картина Васнецова «Богатыри». Слушаем ответ)

А знаете ли вы о том, что в канву каждой былины красной нитью вплетаются христианские традиции? Что каждая из былин теснейшим образом связана с православным пониманием жизни?

Сл. 7. Вспомните былину о самом известном богатыре Илье Муромце (напевный рассказ сказительницы).

Сл. 8. В славном городе во Муроме,

Во селе то было Карачарове,

Сл. 9. Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,

Сиднем сидел цело тридцать лет.

С. 10. Как приходили три калики перехожие

Под тое окошечко косявчето.

Говорят калики таковы слова:

Сл. 11

"Ай же ты Илья Муромец, крестьянский сын!

Отворяй каликам ворота широкие,

Да подай испить водицы колодезной!»

Ответ держит Илья Муромец:

"Как же вам, старички не совестно

Посылать за водой безного!

Сиднем сижу цело тридцать лет,

Не владаю ни руками, ни ногами".

Опять говорят калики перехожие:

«Ты послушай нас, Илья Муромец!

Опусти – ка ты ноги резвые

Со дубовой брусовой лавочки.

Ты иди-вставай, добрый молодец,

Иди, иди вперед по земле-матушке!»



Сл. 12. Вопрос команде 7 класса: Кого на Руси называли каликами перехожими?

Сл. 13. Ответ: На Руси каликами называли доживших до глубокой старости богатырей, которые ходили в Святую землю поклониться Гробу Господню. Но даже и в этом случае они – люди и чудеса творить им не под силу. Кто же может явить чудо? Дать силу рукам недержалым, дать встать на ноги нехожалые?

Вопрос команде 8 класса: Как вы думаете, кто может дать силу рукам недержалым, кто поможет встать на ноги нехожалые? (Ответ команды)

(Щелчок) Творить чудеса под силу только Господу. В дореволюционных изданиях былины об Илье Муромце под видом каликов прямо назван Иисус Христос с двумя апостолами.

Сл. 14. Илья, исцеленный Богом, собирается на ратные подвиги.

Вопрос команде 7 класса: Что должен сделать Илья, перед тем как уйти на ратный путь? (Слушаем ответ команды)

Сл. 15. Правильный ответ: сказительница читает текст: Говорит тогда отец Илье Муромцу: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословения. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской». То есть перед тем как уйти в дальний путь, русский человек обязательно попросит благославления у отца и матери.

Сл. 16. Вопрос команде 8 класса: Какая библейская заповедь нашла отражение в этом обычае? (Ответ команды)

Сл. 17. Правильный ответ: это библейская заповедь «Почитай отца и мать твоих»

Благословение по своему имени происходит от благого слова. Благословение — это подтверждение своего одобрения, пожелание удачи и счастья.

На Руси среди всех  видов благословений издавна самым необходимым и важным считалось родительское благословение.

Сл. 18. А вот случилась с богатырем беда – попал он в плен к ворогам.

Вопрос команде 7 класса: Когда богатырю грозит погибель неминучая, к кому взывает он о помощи? (Ответ команды)

Давайте послушаем правильный ответ.

Сл. 19. Сказительница: Повели же Михайлушка во чисто поле
Да ко той же ко плашечке кровавыи
Рубить-то у Михайла да буйну голову.
Еще тут Михайло да возмо́лился:
«Уж ты Спас да многомилостив,
Пресвятая мати божья Богородица!
Еще вы́дал меня, господи, нонече
Да татарам поганым на пору́ганье,
На поруганье татарам, на изги́ленье.
Я стоял за веру православную,
Я стоял-то за красен Киев-град,
Да за те же я за церкви за божие,
Да за те же я монастыри спасеные,
За тех же я стоял за благочестивых вдов».


Сл. 20. Еще тут-то у Михайла силы прибыло
Еще вдвое ли втрое, ли впятеро, —
И лопнули опутинки шелковые.

Правой рукой махнул наш Михайлушко, —
Он отшиб от себя да двадцать па́лачей,
Левой рукой махнул наш Михайлушко, —
Он отшиб от себя да двадцать па́лачей,


Сл. 21. Вот так Господь, Пресвятая Матерь Божия помогают богатырям – защитникам православной Руси и народа русского – обрести небывалую силу и великую мощь.

Былины дают нам представление и еще об одной православной традиции.

Сл. 22. Вопрос команде 8 класса: А за что сражаются богатыри, за что бьются с Идолищем Поганым, Калин царем, татарами? (Ответ команды)

Сл. 23. Современные мультфильмы о богатырях показывают их сражающимися за интересы киевского князя Владимира: то они спасают князя от волшебных чар Шемаханской царицы, то выручают княжескую племянницу, то разоблачают авантюристов в лице Бабы-яги и Колывана…Но так ли оно было на самом деле? Не вводят ли нас в заблуждение современные авторы?

Сл. 24. Давайте еще раз вспомним былину об Илье Муромце:

Сл. 25. А говорит-то ведь Ильюня таково слово:
_ Ай же ты ведь крёстной мой батюшко!
А поедем-ко ты на помочь великую,
Супротив поедем царя Калина,
А не ради ведь мы князя да Владимира,
А не ради мы княгины да Апраксии,
А и ради матушки поедем свято-Русь земли,
А ради той ли-то веры православный,
А для ради церквей да мы соборныих,
А для матушки да богородицы.

Так что сражаются богатыри не за ради киевского князя, а за Святую Русь.

Но не только старинные былины подчеркивают глубокую православную веру русского народа.

Сл. 26. О православных традициях повествуют нам и русские народные пословицы. Следующий этап нашей викторины посвящен пословицам.

Команды получают листы бумаги, где красным цветом написана вторая часть пословицы, а помощники ведущего выносят 2 магнитные доски, на которой находятся первые части пословиц и магниты. По сигналу ведущего в течение 5 минут команды должны подобрать окончание к пословицам. Побеждает та команда, которая сумеет правильно «собрать» как можно больше пословиц.

Сл. 27. Правильные ответы.

На Бога надейся, а сам не плошай! Не бойся никого, кроме бога одного.

Бог долго ждет, да больно бьет. Велик бог милостию.

Даст бог день, даст бог и пищу. В тревогу — и мы к Богу, а по тревоге — забыли о Боге.

Суда божьего околицей не объедешь. Мы с печалью, а бог с милостью.

Сл. 28. О христианских традициях повествуют нам сказки.

Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живет в любом дому
И странствует по странам.
А почему?
Да потому,
Что без нее нельзя нам.

Как вы уже поняли, второй раунд нашей викторины будет посвящен сказкам.

Вот о сказках мы и послушаем сейчас мнение авторитетного специалиста.

Сл. 29. Сказковед: Здравствуйте! Я – сказковед. Я знаю о сказках все! Ну, или почти все. И сегодня хочу рассказать вам о русских сказках. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно. А слово "сказка" в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили "байка" или "басень" (от слова "баять" - рассказывать). Рассказывание сказок - старый русский обычай. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, Интернет и другие распространенные источники информации. Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, это передача опыта, мудрости подрастающему поколению, воспитание детей в заповедях Божьих.

Ведущий: чтобы убедиться в этом, мы сейчас вспомним некоторые знакомые с детства сказки, а вы, ребята, должны будете выполнить следующее задание.

Сл. 30. Вот перед вами дерево человеческих пороков. Посмотрите, какие черные отвратительные плоды висят на этом дереве: жестокость, злоба, зависть, жадность…Все это пороки человеческие, т.е. отрицательные качества. В христианстве они называются грехами.

Сказковед: А сказки учат избегать, преодолевать, побороть в себе эти пороки. А как – вспомним вместе.

Сл. 31. Многим из вас известна русская сказка «Морозко».

Ведущий: И фрагмент этой сказки мы вам предлагаем сейчас посмотреть. Сл. 32.

Вопрос команде 7 класса: 1.Какие пороки видим мы у старухи – мачехи? (Ответ команды)

Сл. 33. Правильный ответ: сказка учит нас, что злоба и жестокосердие – это грехи, ибо они нарушают заповедь Божью.

Сказковед: Вопрос команде 8 класса: Какую христианскую заповедь нарушает мачеха? (Ответ команды)

Сл. 34. Правильный ответ: в Нагорной проповеди Христос заповедовал людям любовь к ближнему. Вот этой любви к приемной дочке у мачехи и нет.

Сл. 35. Вопрос команде 7 класса: Чем на мачехину злобу, жестокость, несправедливость отвечает Настенька? (Ответ команды)

(По щелчку) Правильный ответ: кротостью, смирением, незлобивостью. Так добра эта девушка, что и последним сухарем готова поделится с дворовым псом)).

Вопрос команде 8 класса: Как Настенька будет вознаграждена за свою добродетель?

(Ответ команды)

Давайте посмотрим, правы ли ребята. Сл. 36.

Сказковед: А сейчас я хочу предложить вам вспомнить другую русскую народную сказку, тоже вам всем хорошо известную – «Царевна-лягушка».

Сл. 37. Царь решил женить троих своих сыновей, дал им по стреле, велел идти в чисто поле и выстрелить из лука: куда стрела упадет – там и невест искать.

Ведущий: Вопрос команде 7 класса: Куда попадет стрела младшего сына? (Ответ команды)

Сл. 38. Правильно, в болото

Сказковед: Вопрос 8-классникам: И кто же достанется в жены Ивану-царевичу? (Ответ команды)

Ведущий: (Щелчок) (Лягушка).

Ведущий. И, не смотря на всю странность ситуации, Иван-царевич берет в жены лягушку.

Вопрос команде 7 класса: 1. Почему он так поступает? (Ответ команды.)

Сл. 39. Ведущий: Иван-царевич – послушный сын, он не решается нарушить волю отца. Послушание родителям для детей – самая главная добродетель.

Сл. 40. За свое послушание Иван – царевич получит награду – его жена обернется Василисой Прекрасной. Продолжим знакомство со сказкой о царевне-лягушке

Сл. 41. (Демонстрируется фрагмент мультфильма «Царевна-лягушка»).

Сказковед: Вопрос команде 8 класса: Проявление какого греха вы сейчас увидели? (Ответ команды)

Сл.42. Ведущий: Грех гордыни (щелчок) – один из самых тяжких грехов. Здесь гордыня – эгоизм Ивана-царевича: он, не спросясь у жены, решает ее судьбу так, как сам считает нужным.

Ведущий: вопрос команде 7 класса: Как Иван-царевич был наказан за свой грех? (Ответ команды)

Сл. 43. Чтобы искупить свой грех, Иван-царевич отправляется в царство Кощея Бессмертного, чтобы спасти любимую жену. Видите, сказки все время учат: грех не остается безнаказанным.

Сказковед: вопрос команде 8 класса: Какие добродетели помогут Ивану-царевичу пройти этот трудный и опасный путь в царство Кощея? (Ответ команды. )

Давайте посмотрим, правы ли вы.

Сл. 44. (Фрагмент мультфильма).

Сл. 45. Доброта, жалость к слабому помогли Ивану-царевичу….

Сл. 46. ….Найти свою жену и освободить ее из Кащеева плена.

Вот так сказка показывает нам, как наказываются грехи и вознаграждаются добродетели.

Сл. 47. И я хочу, чтобы в памяти у вас остались слова преподобного Антония: «Невеликое чудо- увидеть ангелов, великое чудо – увидеть собственные грехи»

Сл. 48. Сказковед: И еще об одной яркой христианской традиции русской сказки я хочу вам напомнить – колокола и колокольный звон. Звучание колокола сопровождает многие события в сказке: в подземных садах (медный, серебряный и золотой) звонят колокола, когда срывают яблоко. Отдают царскую дочь на съедение змею и город погружается в траур, звонят колокола, герой слышит этот звон и спрашивает, что же случилось. Когда герой спасает царевну, то радостный колокольный звон возвещает о всеобщем ликовании. Спящий город царь-девицы просыпается от колокольного звона: богатырский конь шнуры зацепил копытом «и зазвонили во всех церквях колокола».

Колокольный звон
1.Плывет звон над Россией пеленою,
И растворяясь в небесах, как дым.
Он покоряет всех своею чистотою,
Зовет нас поклониться всем святым.

2.Звон - созывал людей идти на вече.
Набатом - защищать звал от врагов.
А перезвон - вещал народу о победах.
Трезвон - на службу всех созвать готов.

3.Нельзя без Благовеста жить России
Ведь глас его молиться в храм зовет -
Святым иконам поклониться и Мессии
Колокола звонят, и значит, Русь живет!

Завершающий раунд нашей игры посвящен колокольным звонам.

Викторина. Участникам предлагается послушать разные виды колокольных звонов: набат, перезвон, трезвон и малиновый звон. Этот этап игры проводится в формате брейн-ринга: отвечает та команда, которая первой нажмет на сигнальную кнопку. (Сл. 49, 50, 51, 52)

Сл. 53. Припев песни «Малиновый звон» в качестве правильного ответа к последнему вопросу.


Сл. 54. Сказковед: Чему может научить нас мудрость народных сказок? Самое главное – это стараться жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым.

Чем больше добрых дел, тем ближе к Богу.

Чем меньше зависти, упреков и обид,

Тем легче отыскать нам ту дорогу,

Где нас Господь спасет и сохранит.



Итак, наша викторина завершена. Пока жюри подводит итоги, я хочу сказать: уважайте заветы предков, бережно сохраняйте традиции нашего народа, помните: Бог есть Любовь, и без любви к близким, к людям, к миру, к Богу нам не прожить, ибо от злобы и ненависти мир погибнет.

С наступающим Новым годом и праздником Рождества Христова вас поздравляет хор воскресной школы Колычевского Казанского женского монастыря. Сл. 55

Под покровом ночи звёздной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело...
Кое-где огни по окнам,
Словно звёздочки, горят;


Сл. 56. На огонь бежит сугробом
“Со звездой” толпа ребят...


Сл. 57. То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка:
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от Востока.

Сл. 58. Под оконцами стучатся

«Рождество Твое» поют

Христослав, христославы!-

Раздается там и тут…

И в нестройном детском хоре

Так таинственно чиста,

Так отрадна весть святая

О рождении Христа.



Сл. 59. Мир искупленья ожидал -
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял.

Сл. 60. А сейчас наступило время подведения итогов. Слово нашему жюри.

Сл. 61. Всем спасибо за игру. С наступающими всех праздниками!

Использованные ресурсы:

http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/folk/hristianstvo-v-bylinah-nasloenie-ili-pochva.html

Лев Прозоров. Времена русских богатырей: http://www.vixri.ru/d/ProzorovLev-Vremena russkix bogatyrej.pdf

http://rassvet.websib.ru/text.htm?id=3&no=36

http://lukoshko.net/story/svyatogor-bogatyr.htm

http://пословица-поговорка.рф/poslovicy/poslovicy-o-boge

http://iplayer.fm

http://muzofon.com


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!