СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия "Праздник родного языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия "Праздник родного языка" . Презентация "Моя милая малая родина". Стихотворения поэтов о русском языке в записи.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия "Праздник родного языка"»

Праздник родного языка

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово...

Задачи:

-  углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, об­разности русского языка;

-  способствовать развитию интереса к родному языку;

-  воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.

Оборудование:

1) плакаты с высказываниями о русском языке;

2) книжная выставка «Словари- наши друзья и помощники»;

3)  записи песен с ошибками;

4)  записи стихотворений о родном языке;

5) рисунки учащихся к фразеологизмам;

6)презентация «21 февраля – международный день родного языка»

7) две презентации «Моя милая малая родина»


Подготовка:

1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;

2) составление презентаций «Моя милая малая родина»

3)  знакомство учащихся со сборниками высказываний о рус­ском языке;

4)  оформление рисунков к фразеологизмам;

5)  подбор песен с нарушением орфоэпических, лексических, грамматических норм.

Ход праздника:

1-й ведущий. Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на на­шем вечере, посвященном родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговор­ки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не при­дется скучать!



Ведущий: Язык—одна из величайших загадок человеческого бытия. Одни ученые утверждают, что язык возник из звуков и жестов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию, но так или иначе люди когда-то разговаривали на одном языке.

Вопрос детям: А сейчас люди разговаривают на одном языке?(Нет) Хотите узнать как появились другие языки на Земле? Давайте посмотрим как это произошло.

!(пять слайдов презентации)

1-й ведущий(слайд 1) Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках. А всегда ли это было так?

2-й ведущий(слайд 2)Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба.

(слайд 3) Господу не понравилось это дело.

(слайд 4)В наказание за такое суетное и гордое намерение, он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».

(слайд 5) Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)







 Ведущий: В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен   Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля

(следующих 2 слайда)





  Ведущий :  Как и все мировое сообщество, мы тоже отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

(следующий слайд)







2-й ведущий. писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колы­белью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

Показ презентации «Моя милая малая родина» Звучит песня «С чего начинается Родина?»

1-й учитель. Мы все помним прекрасные строчки стихо­творения в прозе «Русский язык» : «Во дни сомне­ний, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свобод­ный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

2-й учитель. Русский язык дан нашему народу, и мы име­ем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литера­туру. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.

1-й ведущий. А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте высказывания о русском языке.

1.Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с непри­ятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского язы­ка. (.)

2.Русский язык богат и выразителен. (.)

3.Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то по­дарок. (.)

4.С русским языком можно творить чудеса.

5.Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький.)

2-й ведущий. Сейчас прозвучат стихи поэтов разных на­циональностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы позна­вать мир и самих себя.

Звучат стихи поэтов о русском языке в записи.

Слайд о пословицах.

1 ведущий. О языке народ сложил много пословиц и поговорок.

5-й чтец. Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хо­чет, то и лопочет.

6-й чтец. Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит.

5-й чтец. Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет.

6-й чтец. Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись.

Игра «Собери пословицы и поговорки»

2-й ведущий. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел при­гласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее... Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только эти языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка! При помо­щи языка строятся города, развивается культура народов. При по­мощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ниче­го лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

1-й ведущий. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду приобрел самое худшее. Эзоп пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? По­средством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, по­средством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государст­ва, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорб­лять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

2-й ведущий. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и тради­циями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», зна­ние их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.

Слайд с фразеологизмами.

1-й ведущий. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения.

Объявляется конкурс на знание фразеологизмов (по рисункам узнать фразеологизмы)

1-й ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.

Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.

О них обычно говорят... (водой не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь... (медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова).

Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут).

2-й ведущий. Трудно общаться с теми, чей словарный за­пас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки.

Два ученика разыгрывают сценку.

Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

-Как живешь? - спрашиваю.

-  Нормально, — отвечает.

-  А с учебой как?

-  Нормально.

-Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

-Нормально.

Вот так поговорили!

2-й ведущий. Ребята, вы ходите в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в XVIII веке писатель в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необ­разованность. Но не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.

Инсценирование фрагмента комедии «Недоросль»

П р а в д и н (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительнадаприлагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, которадверь'.

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

П р а в д и н. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилага­тельное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

1-й в е д у щ и й. А вы встречали такого Митрофанушку сре­ди своих знакомых, друзей?



2-й ведущий. Послушайте анекдотическую историю о со­временном мнимом грамотее.

Учитель.

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

-  Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.

-  Нет, не могу, нога болит, - ему ответил тот.

-  Через неделю приходи, авось болезнь пройдет.

-  Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.

-  Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил.

Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год,

Но без меня мое письмо никто не разберет.

1-й учитель. В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жар­гонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых на­рушений норм литературного языка мы слышим по радио, на теле­видении, в рекламе, на эстраде!

Сейчас прозвучат отрывки из со­временных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.

Ты звонишь ей домой,

Когда меня рядом нет.

Скажи мне «да» или «нет»

И дай мне свой ответ.

Группа «Руки вверх», песня «Студент»

Я шоколадный заяц,

Я ласковый мерзавец

И сладкий на все сто...

П. Нарцисс, песня «Шоколадный заяц»

Я шел по мостовой,

Я шел по мокрым лужам,

По скользкой мостовой

Ногами снег утюжил.

Бутусов, «Песня идущего домой»

Твои изумрудные брови

Колосятся под знаком луны...

Группа «Корни»

1-й ведущий. Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее тра­дициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.

Звучит в записи стихотворение И. Бунина «Сло­во»:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

2-й учитель. Наш вечер подходит к завершению. В заклю­чение хочется прочитать стихотворение поэтессы «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Показ презентации «Моя милая малая родина» . Звучит песня «Гляжу в озёра синие».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!