Праздник родного языка
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово...
Задачи:
- углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;
- способствовать развитию интереса к родному языку;
- воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.
Оборудование:
1) плакаты с высказываниями о русском языке;
2) книжная выставка «Словари- наши друзья и помощники»;
3) записи песен с ошибками;
4) записи стихотворений о родном языке;
5) рисунки учащихся к фразеологизмам;
6)презентация «21 февраля – международный день родного языка»
7) две презентации «Моя милая малая родина»
Подготовка:
1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;
2) составление презентаций «Моя милая малая родина»
3) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;
4) оформление рисунков к фразеологизмам;
5) подбор песен с нарушением орфоэпических, лексических, грамматических норм.
Ход праздника:
1-й ведущий. Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашем вечере, посвященном родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать!
Ведущий: Язык—одна из величайших загадок человеческого бытия. Одни ученые утверждают, что язык возник из звуков и жестов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию, но так или иначе люди когда-то разговаривали на одном языке.
Вопрос детям: А сейчас люди разговаривают на одном языке?(Нет) Хотите узнать как появились другие языки на Земле? Давайте посмотрим как это произошло.
!(пять слайдов презентации)
1-й ведущий(слайд 1) Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках. А всегда ли это было так?
2-й ведущий(слайд 2)Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба.
(слайд 3) Господу не понравилось это дело.
(слайд 4)В наказание за такое суетное и гордое намерение, он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».
(слайд 5) Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)
Ведущий: В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля
(следующих 2 слайда)
Ведущий : Как и все мировое сообщество, мы тоже отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
(следующий слайд)
2-й ведущий. писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
Показ презентации «Моя милая малая родина» Звучит песня «С чего начинается Родина?»
1-й учитель. Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе «Русский язык» : «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
2-й учитель. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.
1-й ведущий. А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте высказывания о русском языке.
1.Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка. (.)
2.Русский язык богат и выразителен. (.)
3.Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (.)
4.С русским языком можно творить чудеса.
5.Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький.)
2-й ведущий. Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и самих себя.
Звучат стихи поэтов о русском языке в записи.
Слайд о пословицах.
1 ведущий. О языке народ сложил много пословиц и поговорок.
5-й чтец. Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
6-й чтец. Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит.
5-й чтец. Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет.
6-й чтец. Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись.
Игра «Собери пословицы и поговорки»
2-й ведущий. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее... Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только эти языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
1-й ведущий. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду приобрел самое худшее. Эзоп пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.
2-й ведущий. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Слайд с фразеологизмами.
1-й ведущий. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения.
Объявляется конкурс на знание фразеологизмов (по рисункам узнать фразеологизмы)
1-й ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.
О них обычно говорят... (водой не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь... (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова).
Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут).
2-й ведущий. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки.
Два ученика разыгрывают сценку.
Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.
-Как живешь? - спрашиваю.
- Нормально, — отвечает.
- А с учебой как?
- Нормально.
-Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?
-Нормально.
Вот так поговорили!
2-й ведущий. Ребята, вы ходите в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в XVIII веке писатель в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.
Инсценирование фрагмента комедии «Недоросль»
П р а в д и н (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительнадаприлагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, которадверь'.
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
П р а в д и н. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
1-й в е д у щ и й. А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей?
2-й ведущий. Послушайте анекдотическую историю о современном мнимом грамотее.
Учитель.
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.
- Нет, не могу, нога болит, - ему ответил тот.
- Через неделю приходи, авось болезнь пройдет.
- Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.
- Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил.
Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год,
Но без меня мое письмо никто не разберет.
1-й учитель. В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекламе, на эстраде!
Сейчас прозвучат отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.
Ты звонишь ей домой,
Когда меня рядом нет.
Скажи мне «да» или «нет»
И дай мне свой ответ.
Группа «Руки вверх», песня «Студент»
Я шоколадный заяц,
Я ласковый мерзавец
И сладкий на все сто...
П. Нарцисс, песня «Шоколадный заяц»
Я шел по мостовой,
Я шел по мокрым лужам,
По скользкой мостовой
Ногами снег утюжил.
Бутусов, «Песня идущего домой»
Твои изумрудные брови
Колосятся под знаком луны...
Группа «Корни»
1-й ведущий. Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.
Звучит в записи стихотворение И. Бунина «Слово»:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь.
2-й учитель. Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Показ презентации «Моя милая малая родина» . Звучит песня «Гляжу в озёра синие».