Муниципальное образовательное учреждение
«Понуровская основная школа»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по профилактике
асоциального поведения несовершеннолетних
«Скажем курению – НЕТ!»

Форма проведения: внеклассное мероприятие
Выполнила: учитель биологии
Карелина Надежда Александровна
Д.Понурово 2017 год
Пояснительная записка.
«Человек – высшее творение природы,
но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами,
он должен отвечать, по крайней мере,
одному требованию: быть здоровым»
А.А. Леонов
Одна из главных задач в работе учителя – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.
Но, к сожалению, не все учащиеся это понимают и уже с раннего возраста начинают употреблять алкоголь, курить, пробовать наркотики.
Проблема подросткового курения становится все острее год от года. Врачи считают, что если человечеству не удастся остановить распространение табака среди молодежи, то, в конечном счете, курение юных приведет к «санитарной катастрофе третьего тысячелетия».
В связи с этим необходимо показать учащимся глобальность и актуальность проблемы, привлечь внимание к проблеме подросткового курения, рассказать о вреде курения и внести свой вклад в борьбу с этим негативным явлением.
Предлагаемое внеклассное мероприятие нацелено на осознание масштабов вреда курения для здоровья человека и формирование у учащихся отрицательного отношения к курению.
Цель: формировать у учащихся отрицательное отношение к курениюи потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
-познакомить учащихся с последствиями курения;
-формировать у детей потребность противостоять вредным привычкам;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки и здоровье;
- способствовать выработке отрицательного отношения к табакокурению.
Оборудование: мультимедийная установка, плакаты, стенд с детскими рисунками и сочинениями на тему «Письмо курильщику», информационный стенд «Мир без никотина», урны для голосования
I . Подготовительная часть.
Организационный момент.
Общая организация участников мероприятия..
Вводная беседа (учитель)
- Здравствуйте, ребята! Мы говорим вам «здравствуйте», а это значит, что вам желаем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.
- А что такое здоровье? Ранее считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Но пьяный человек или обкуренный, у которого ничего не болит, считается, ребята, здоровым? Так что такое здоровье? Это не просто отсутствие болезней. Это состояние психического, физического и социального благополучия. Факторы, ухудшающие состояние здоровья, - употребление алкоголя, курение, наркомания.
- Вот, сегодня, мы с вами и поговорим о вреде курения.
- К сегодняшнему мероприятию мы готовились целый месяц: изучали информацию о последствиях курения, рисовали рисунки о вреде курения, разучивали стихи и сценки. И если после сегодняшнего мероприятия, хотя бы один курящий человек решит расстаться с сигаретой, мы будем считать, что наш труд не пропал даром. У нас к вам просьба. После мероприятия будет проходить голосование. У выхода из класса стоят две урны для сбора ваших голосов: «за» и «против». Вы должны опустить сердечко в одну из урн. Смотрите и думайте.
На пороге тысячелетия Человек покоряет небо,
Наступает момент, когда Чудо техники изобретает,
Мы за всё бываем в ответе Но, приобщившись к дурным привычкам,
Перелистывая года. О здоровье своём забывает.
II. Основная часть
Ведущий 1: Уважаемые участники мероприятия! Посмотрите друг на друга и пожелайте здоровья и хорошего настроения.
-Ребята, наше мероприятие посвящено серьезной проблеме. Для начала, послушайте небольшую притчу.
Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
Ведущий 2:Здоровье человека – главная ценность в жизни! Его не купить ни за какие деньги. Его можно только сохранять и укреплять. Здоровью нет цены! Но как его уберечь и сохранить, когда кругом столько пагубных соблазнов?! Все начинается, казалось бы, с простого – с любопытства, перерастает в привычку и заканчивается бедой.
Сегодня поговорим лишь об одной из вредных привычек – о курении. Каждый день мы встречаемся с проблемой курение. Даже если не курим мы, то курят вокруг нас, буквально на каждом шагу.
-Ребята, что такое курение? (ответы учащихся)
-Все ваши ответы правильные. Это вредная привычка как наркомания, когда человек начинает курить, то у него появляется зависимость, от которой очень трудно избавиться.
-Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка? (рассказ учителя)
Историческая справка
Табак известен человечеству с древних времён, но использовался он для религиозных ритуалов. Европейцев курить табак научили индейцы, которые дымом табака отпугивали москитов. У индейцев курили не только мужчины, но женщины, и дети.
В Европу табак в качестве декоративного растения завёз в 1494 году испанский монах Роман Панно.
В 1559 году Жан Нико подарил Екатерине Медичи нюхательный табак для лечения головных болей. Появилась мода нюхать табак, причём ему приписывались целебные свойства.
О вреде табака стало известно гораздо позже, в связи, с чем Людовик XII издал декрет, по которому только аптекарям разрешалось продавать это лекарство. Но табак продолжали нюхать и курить.
В Россию табак попал в начале XVII века, курение табака и его нюхание жестоко преследовалось и наказывалось. В 1698 году Пётр I снял запрет на курение.
С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоёв населения.
II. Сценка - миниатюра «Курильщик».
(Ученики, один мальчик и две девочки, выходят на сцену, с разных сторон, мальчик, играет Андрюшу – «курильщика», а девочки в роли учителей).
(Двое учителей и Андрюша — курильщик — выходят на сцену с разных сторон.)
Учитель 1
Опять Андрюша с сигаретой?
А ну, отдай цигарку эту! Ты что, не знаешь, что она
До невозможности вредна?
Учитель 2
Последних пару сантиметров
Вреднее первых раза в три.
Курить вообще предельно вредно
Ты на плакат наш посмотри!
(Указывают на схему)
Учитель 1
От этой «милой» сигареты
Сосудов спазм, гастрит, колит,
Вся слизистая рта разъета,
И развивается бронхит.
Андрюша
Вы что стращаете меня?
Как ведьмы злые налетели...
Да я без этого огня
И встать-то не могу с постели.
Он мне думать помогает,
Мою активность повышает,
В работе — это первый друг!..
Учитель 2
А ну-ка, брось ее из рук!
Да ты хоть сам-то понимаешь,
Что ерунду нам здесь вещаешь?
Учитель 1
Отдай, отдай ее, Андрюша,
И нас немножечко послушай,
Андрюша
К тому же фильтр защитит...
Учитель 2
Ну как ребенок говорит!
Да фильтр на 25 процентов
Лишь поглощает никотин,
К тому же с остальным букетом
Не сможет справиться один.
Учитель 1
Полоний, скандий и мышьяк,
Угарный газ и аммиак,
Цианистая кислота,
В ней бензопирен и СО2..
Анд рюша
Да что такое? Прекратите!
Аж разболелась голова.
Вы, кажется, всерьез хотите
Совсем свести меня с ума?!
Учитель 2
Да мы добра тебе желаем,
Хотим помочь, а как - не знаем.
Ты расскажи-ка лучше нам,
Как закурил впервые сам.
Андрюша
Дело было вечером…
Делать было нечего.
Я с ребятами сидел
И на девушек глядел.
Что смолили сигаретки,
Как заправские кокетки,
Тут одна и говорит:
«На, Андрюша, закури!»
Сигарету предложила,
Зажигалочку включила.
Тут-то бес меня попутал –
Я, конечно, закурил...
Силы воли не хватило
Отказать чертовке милой…
Вот ведь в сети как попал...
Учитель 1
Друг мой, ты бы лучше взял
Да и бросил бы курить,
Чтоб здоровью не вредить.
Андрюша
Я умом-то понимаю,
Что прескверно поступаю...
Мне бы мужества набраться
И с куреньем распрощаться!
Может, брошу как-нибудь...
Учителя
Ну, ступай!
В счастливый путь!
Ведущий 2: А сейчас я предлагаю желающим поучаствовать в конкурсе «Составь пословицу из предложенных слов»
МОГИЛЬЩИК, САМ, КУРИЛЬЩИК, СЕБЕ. (Курильщик - сам себе могильщик)
МОГИЛУ, ВЕРЗИЛУ, ТАБАК, И, СВЕДЁТ, В. (Табак и верзилу сведёт в могилу)
ДЛЯ, ТАБАК, ДУРАКОВ,- ЗАБАВА. (Табак – забава для дураков)
ВРЕДИТЬ, ЗДОРОВЬЮ, КУРИТЬ. (Курить – здоровью вредить)
МУДРОСТЬ, ТАБАК, УДАЛЯЕТСЯ, ПОЯВЛЯЕТСЯ, КОГДА. (Когда появляется табак, удаляется мудрость)
ПОПРОЩАЙСЯ, ПОЗДОРОВАВШИСЬ, С УМОМ, С СИГАРЕТОЙ. (Поздоровавшись с сигаретой, попрощайся с умом
Ведущий 1: предлагаю поучаствовать в игре «Кричалки»
Если хочешь долго жить –
Сигареты брось…(курить!)
Ты не лев и не орёл,
Если куришь («Беломор!»)
Вас мы очень-очень просим-
Не курите…(папиросы!)
Не проходите мимо-
Курить бросайте…(«Приму!»)
Коль у мамы не дурак-
Срочно брось курить…(табак!)
Хочешь бодрым быть с утра-
Срочно брось курить…(«Петра!»)
Чтоб стал наш мир иным-
Исчезнет пусть табачный дым…(дым!)
И знают все – мы и не шутим-
Президент не курит…(Путин!)
Ведущий 2: а сейчас Музыкальная пауза «Частушки»
Если хочешь долго жить,
То бросай скорей курить.
Долгое курение –
Сердцу напряжение.
Папа Юрочку учил,
Сидя на скамейке:
«Если хочешь долго жить,
То бросай скорей курить»
Сигареты я курил,
Лёгкие испортил,
И теперь я не могу
Заниматься спортом.
Гоша ходит как кощей –
Сигареты курит.
Лучше б он купил конфет,
А то себя погубит.
Сигареты он курил,
В голове был только дым,
Думал только лишь о том,
Как разжиться табаком.
Сигареты – не конфеты,
Пользы нет – один лишь вред.
Не курите сигареты,
Проживёте до ста лет.
Не курите, не курите,
Дети, не курите,
А не то отравитесь
Ядом никотином.
Не курите, ребятня,
Это очень вредно,
Перестанешь ты расти,
Худым будешь, бледным.
Ой, не буду я курить,
Стану я спортсменкой,
Со спортом стану я дружить,
Буду рекордсменкой.
Если курит человек,
То коротким будет век,
У нас деда не курил,
И до сотни лет дожил.
Если хочешь вырасти,
Спортом занимайся,
Только вот курением,
Друг не увлекайся.
Ведущий 1: предлагаю посмотреть презентацию о вреде курения.
Ведущий 1: а сейчас мы предлагаем вашему вниманию еще одну сценку- миниатюру
Сценка «Продавец табака»
Ведущий: Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар.
Продавец: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет».
Ведущий: Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца.
Парень: А почему стариком не буду?
Продавец: Потому что до старости не доживёшь
Парень: А почему собака не укусит?
Продавец: Так ведь с палкой будешь ходить.
Парень: А почему вор в дом не залезет?
Продавец: Потому что всю ночь будешь кашлять.
III Заключительная часть.
Подведение итогов мероприятия.
Учитель: «Курить или не курить?» - важный вопрос, решать который приходится многим в какой-то момент жизни. И в тот момент, когда вам придётся делать этот выбор, вспомните это мероприятие и задумайтесь, что выбрать: курение или здоровье.
- Здоровье - это главная ценность человека, а человек – это главная ценность нашей страны. И будет здоровой наша страна или нет, зависит от нас с вами, от каждого из нас! Так будьте же всегда здоровыми и красивыми, на растрачивайте попусту то, что дано вам природой, поддерживайте и сохраняйте ваше здоровье.
Ведущий 2:Теперь я предлагаю всем встать и громко ответить мне на вопрос – что мы скажем курению? (все встают и вместе отвечают – Скажем, курению – НЕТ!)
-Большое спасибо всем за внимание, желаю Вам крепкого здоровья! До свидания!
Подведение итогов голосования.
Список литературы
Деларю В.В. Губительная сигарета. М.: Медицина, 1987.
Казьмин В.Д Курение, мы и наше потомство. М.: Советская Россия, 1989.
Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника. М.: просвещение, 1986. С. 133-137.
Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7 -8 кл.: В помощь образоват. учреждению: “Профилактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003
Морозов Г.В., Стрельчук И.В. Курение как «фактор риска». М.: Знание, 1083.
Спасибо, не курю! М.: Молодая гвардия, 1990.
Тарнавский Ю.Б. Курить – здоровью вредить. М.: Медицина.1978.
Углов Ф.Г. Береги здоровье и честь смолоду. М.6 Педагогика, 1988.
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 198
Интернет - ресурсы