Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов
города Димитровграда Ульяновской области»
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
«ТВОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Разработали: п.д.о. Крупина Н.Ф.
г. Димитровград,2019г.
Пояснительная записка
Название работы: Сценарий тематического праздника «Осторожно - огонь».
Краткое тематическое содержание:
Достижения современного прогресса, с одной стороны, создали множество благ и условий комфортного существования, а с другой стороны, породили новые факторы риска в жизнедеятельности людей. Возрастает уровень технической оснащенности современного жилья, для отделки и производства мебели используются синтетические материалы, выделяющие высокотоксичные газы при горении и тлении, предметы бытовой химии и парфюмерии изготовляются в аэрозольных упаковках, которые при неумелом обращении представляют взрыво и пожароопасность, угрозу быстрого распространения огня и воздействия на человека опасных факторов пожара. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Огонь в их руках способен стать причиной гибели людей. Многие дети сегодня не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с раннего возраста.
Мероприятию предшествовала предварительная работа, результатом которой стали выставка тематических детских рисунков и знания по правилам пожарной безопасности, продемонстрированные обучающимися в ходе праздника. Сценарий включает в себя беседу, разноплановых игры, творческую работу по составлению правил в рисунках, работу с карточками.
Цель и задачи:
-пропаганда и развитие культуры безопасности обучающихся, навыков безопасного поведения при пожаре, закрепление знаний о правилах пожарной безопасности;
-отработка правильных действий в случае возникновения пожара;
-формирование четкого представления о том, как выглядит опасность и почему она возникает;
-развитие умения находить решение в сложных ситуациях;
-воспитание осторожного обращения с огнем, бережного отношения к своей жизни, находчивости, собранности;
-способствование развитию творческих способностей, фантазии обучающихся.
Форма и методы реализации: занятие с играми, интеллектуальными и творческими заданиями; словесный, наглядный, практический.
Возрастная группа: обучающиеся среднего возраста.
Полученный результат: закреплены знания детей по пожарной безопасности, организован досуг.
Предварительная работа:
-провести тест для определения уровня знаний по пожарной безопасности;
-подобрать книги для выставки: С.Я. Маршак «Кошкин дом, «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л.Н. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Житков «Пожар в море» и др. с последующей рекомендацией для прочтения;
-дать задание обучающимся подготовить рисунки на тему «Осторожно - огонь!»
Оформление: выставка тематических детских рисунков, выставка тематических книг; плакаты «Первичные средства пожаротушения», «Срочный вызов – 01».
Оборудование: музыкальный центр; набор карточек с описаниями ситуаций; листы ватмана, фломастеры, ручки, ПК, проектор, интерактивная доска.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята. Все вы знаете о том, что миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На протяжении всей истории он был спутником человека и верно служил ему. Огонь с нами всегда: и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас. В руках, при условии соблюдения пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то добрый огонь тут же становится злым. По причине неосторожного обращения с огнем исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения культуры, несметные сокровища, созданные людьми. Пожар, как правило, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности человека. Но чтобы его не бояться, нужно обязательно дружить с ним и использовать для своего блага, тогда дружба с огнем будет приносить только радость. А знакомы ли вы с огнем, мы сейчас узнаем.
Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев? Расскажите, пожалуйста, как выглядит огонь. (Ответы детей) Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, дрожат.
Ребята, давайте разделимся с вами на две команды. В ходе нашего занятия и выполнения заданий вы будете получать жетоны (1 жетон - 1 балл). Выиграет та команда, которая наберет больше баллов.
Давайте сначала разберемся какие причины возникновения пожара вы знаете (каждая команда отвечает по очереди, называя по одной причине).
- Неосторожность с огнем;
- Неосторожность при курении;
- Нарушение правил эксплуатации электрооборудования;
- Детская шалость с огнем;
- Поджоги;
- Неисправность электрических приборов;
- Искра (печь, камин);
- Легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда);
- Забывчивость (забыл выключить). Костер в лесу.
Вы правильно назвали основные причины, но самые главные виновники пожаров - люди, их забывчивость и невнимательность. Вы, надеюсь, в их число не входите.
А теперь нас ждут загадки. У вас есть возможность заработать по баллу за каждую правильно отгаданную загадку. Но, прежде чем ответить, хорошо подумайте.
Серое сукно тянется в окно,
Вьется, взвивается,
В небо устремляется. (Дым)
- В бумажном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки. (Спички)
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (Свеча)
Я мала, да зла, чуть-чуть свечу,
Иногда так упаду, что много горя приношу. (Искра)
Кто меня не бережется, очень скоро обожжется. (Огонь)
Черный дым валит в окно - очень страшное оно,
от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар)
С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?... (Пожарные)
Он друг ребят, но когда с ним шалят,
он становится врагом и сжигает всё кругом. (Огонь)
Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит. (Огнетушитель)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей… ( Водой)
А если пожар все-таки возник, то нужно знать и соблюдать правила поведения при пожаре. Ваша задача продолжить правила поведения и объяснить ответ.
1 карточка. Если огонь небольшой… (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)
2 карточка. Если огонь сразу не погас… (немедленно убегай из дома в безопасное место и только после этого звони в пожарную охрану по телефону «01» или попроси об этом соседей.)
3 карточка. Если не можешь убежать из горящей квартиры… (сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.)
4 карточка. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься… (опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.).
5 карточка. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Почему? (Он может отключиться, и ты задохнешься).
Молодцы. Вы все знаете как вести себя во время пожара.
А в следующем задании каждой команде раздается набор карточек с ситуациями и ответами. Ваша задача правильно сопоставить все карточки (работам коллективно).
Уходя из леса - туши костер;
Не играй - со спичками;
Уходя из дома - выключить электроприборы;
Увидел огонь - позови взрослого;
Открытый огонь - тушим водой;
Прибор заискрился - выключить из розетки;
В задымленной комнате - дышим через мокрую повязку;
Увидел пожар - зови на помощь.
Вы молодцы. Все задания выполнили правильно и узнали много интересного. А теперь давайте с вами посмотрим и еще раз повторим что мы узнали сегодня (как вести себя при пожаре). Показываются слайды с плакатами о средствах защиты при пожаре и правилах поведения.
А в завершении нашего занятия давайте подведем итоги. Какая команда выиграла.
Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, и школу, в которой вы учитесь!
Список литературы
1. Давыдова М., Агапова И. Внимание: дети. Праздник в школе. М., 2001. – 329 с.
2. Кожбахтеев В.М. Знай и умей. Памятка для населения. М., 1990. – 48 с.
3. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982. –190 с.
4. Нинько Т. Наш номер «01». – Киев: Вэсэлка, 1988. – 25 с.
5. Сибирев В. «01» пароль отважных. – М.: Издательский дом «Калан», 2000. – 20 с.
6. Ширвиндт Б.Е. Книга вожатого. – М.: Молодая гвардия, 1982.– 269 с.