Методическое объединение психологов и социальных педагогов
Тема «Психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие ее воспитательного потенциала в образовательной организации»
Цель: развивать профессиональные компетенции, связанные с организацией психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) обучающихся и развитием воспитательного потенциала семьи.
1. Вступление
Добрый день, уважаемые коллеги!
Начнем мы с вами с кричалки, в которой вам нужно отвечать “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “Нет”, если не согласны.
Игра “Да – нет”
Скажите громко и хором, друзья
Вы рады встрече? (да)
На РМО психологов и соц. педагогов,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю…Как быть, господа?
Должны профессиональный уровень повышать? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помогать мне будете иль нет? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными будем всегда? (да)
Мне с большим удовольствием хочется поздравить вас с наступающим учебным годом.
Желаю, чтобы в нашем труде чаще встречались отзывчивость и понимание, чтобы трудности обходили стороной, а учебный процесс шел легко и непринужденно. Пусть каждый день радует вас успехами и достижениями, как собственными, так и наших подопечных. Здоровья вам, сил, отличного настроения и больших перспектив!
Тема 1: «Психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие ее воспитательного потенциала в образовательной организации»
Повестка заседания:
1. Анализ работы РМО за 2021 – 2022 год
2. План работы РМО на 2022 – 2023 год. Утверждение плана работы МО. Формирование базы педагогов РМО.
3. Анализ основных проблем и трудностей, испытываемых родителями школьников.
4. Проекты детско-родительских сообществ с участием педагогов.
5.Повышение компетентности родителей по проблеме безопасного поведения детей в цифровой среде.
6. Повышение компетентности родителей по профилактике вовлечения подростков в употребление ПАВ;
7. Подготовка к конкурсу лучших практик по реализации проектов и программ родительского просвещения и семейного воспитания образовательных организаций Курганской области.
8. Информация с работы межмуниципальных секций северо – западного округа – 23.08.2022
«Социально-психологические аспекты взаимодействия школы и семьи в современных условиях».
9. Работа с детьми с ОВЗ.
Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:
— Поговорим?
— О чем?
— О разном и о прочем.
О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты.
А что-то мне известно.
Поговорим?
— Поговорим.
Вдруг будет интересно.
2. Основная часть
1. Анализ работы РМО за 2021 – 2022 год
2. План работы РМО на 2022 – 2023 год. Утверждение плана работы МО. Формирование базы педагогов РМО.
Притча о перевернутом камне
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор. Истина – на поверхности. Мы с вами знаем много, но часто в суете об этом забываем. Вот для этого и есть РМО, чтобы мы повторили, услышали, воодушевились, что внедрили у себя.
3. Анализ основных проблем и трудностей, испытываемых родителями школьников.
Проблемы современных родителей и детей, всегда были, есть и будут.
Что такое психологические проблемы
В психологии под проблемой понимают такое внутреннее состояние, при котором человек испытывает некоторый психологический дискомфорт. Они бывают явными, скрытыми и глубинными. Многие из них действительно формируются в детстве. Однако на то, как мы относимся к ним, влияет и наш последующий опыт.
Выделяют следующие виды психологических проблем:
Вид | Описание |
Личностные | К ним относятся проблемы с самооценкой, мотивацией, целями и смыслом жизни, профессиональной ориентацией и так далее. |
Семейные | Они объединяют сложности в отношении старшего и младшего поколений, отношений между сиблингами и так далее. |
Социальные | Это любые проблемы с общественным порядком и общественными нормами. Поведение, которое противоречит таким нормам, называется девиантным. К нему относится любое странное поведение. |
Отношений | Они касаются личных (романтических, дружеских) и рабочих (в том числе во время учебы) взаимоотношений. Сюда входят абьюзивные, дисфункциональные, зависимые и другие типы нездоровых отношений. |
К появлению психологических проблем приводят черты характера, отношения с родителями, травмирующие ситуации, особенности работы головного мозга и нервной системы. Психологическая проблема всегда индивидуальна как в проявлении, так и в последствиях, к которым она приводит.
Проблемы развития
Самая частая проблема, с которой сталкиваются родители, — всевозможные задержки развития и отставание в нем. В современной психологической и невропатологических практике выделяют следующие виды таких проблем:
Задержка физического развития. Она связана с отставанием физических параметров от возрастных показателей.
Задержка психического развития. Она возникает, когда ребенок не осваивает определенные навыки в положенные по возрасту сроки.
Задержка речевого развития. Она происходит в тех случаях, когда ребенок не может освоить речь или отдельные ее компоненты.
Симптомы у этих проблем чрезвычайно разнообразны. Определить и дифференцировать детей с проблемами в развитии может врач-невропатолог или психолог, который специализируется на отставании в развитии. Семьям, которые сталкиваются с такими сложностями, необходима психологическая, врачебная и педагогическая поддержка.
Образовательные проблемы
Проблемы с обучением могут возникать уже у дошкольников. Им бывает сложно сосредоточиться, научиться систематизировать и правильно воспринимать информацию, запоминать и понимать, как использовать эти знания на практике. Чаще всего это связано со следующими причинами:
Клиповое мышление. Современные источники дают информацию небольшими порциями. Она яркая, воздействует на эмоции и центры удовольствия. Из-за этого ребенку бывает сложно на обычном уроке, который сильно отличается от видео в Тиктоке или на Ютубе.
Информационная перегруженность. С раннего возраста ребенок подвергается информационной перегруженности — мы показываем ему мультики, используем приложения, которые учат его читать и считать, стараемся максимально загрузить его развивающими занятиями. Это приводит к переутомлению и нервному истощению.
Высокие нагрузки и интенсивное обучение. Чтобы быть востребованным, нужно овладеть большим количеством навыков. Уже дошкольники ходят на несколько кружков, которые помогают воспитать всесторонне развитую личность. В школе к ним добавляются кружки, спорт.
Глобальная геймификация. Считается, что дети лучше воспринимают информацию в игровой форме, поэтому геймификация начинает распространяться на все сферы обучения — дошкольный и школьный период, университет и даже переобучение на работе. Из-за этого ребенок испытывает трудности с классическим обучением.
Особенно остро эти трудности проявляются у школьников и усиливается в подростковом возрасте. В этот период ребенок может начать вести себя неадекватно и странно, у него появляются проблемы с успеваемостью и взаимодействием с педагогами. Он прогуливает уроки, что приводит к еще большим сложностям с учебой.
Важно! Сложности с обучением могут быть следствием задержки развития и нарушения восприятия речи (дисграфия, дисфония и т. д.). Выявить эти проблемы может психолог.
Социальные проблемы
Социальные проблемы — это проблемы в отношениях с окружающими, а также неспособность следовать установленным общественным нормам поведения. Они могут быть связаны как с огрехами воспитания, так и говорить о ментальных заболеваниях у ребенка. Их делят на личностные и общественные. Личностные подразумевают, что ребенок не может установить контакт с другими. Общественные связаны с нормами поведения.
Наиболее типичным примером таких трудностей — асоциальное поведение подростков и коммуникативные сложности у детей с расстройствами аутического спектра. Это крайние варианты. Чаще встречаются следующие трудности:
недоверие другим;
травля в коллективе;
избегание близких отношений;
девиантное поведение;
неадекватное поведение;
трудности в общении с другими.
Социальные проблемы — одни из самых распространенных. Они могут возникать у детей дошкольного возраста и усиливаться по мере взросления ребенка. Исправить эти проблемы проще у маленьких детей. Чем старше ребенок, тем прочнее у него закрепляются определенные паттерны поведения.
Внутрисемейные проблемы
Наше общество действительно в некоторой степени стало детоцентричным. После появления ребенка вся семья, включая дедушек и бабушек, переходит на обслуживание ребенка. Это приводит к проблемам с иерархией в семье и вызывает трудности в воспитании ребенка. Такой малыш выглядит капризным, непослушным, упрямым, он реагирует на замечания, пакостит и шкодит.
Похожий результат наблюдается и в тех случаях, когда ребенок растет в дисфункциональной семье — его родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, они находятся в разводе, слишком заняты на работе, эмоционально холодны или практикуют слишком свободное воспитание.
Также таким поведением ребенок может бороться против авторитета родителей. Ребенок не слушается, осознанно нарушает правила, становится неряшливым и упертым. Протестное поведение усиливается в кризисные периоды (3 и 7 лет, подростковый возраст).
Важно! Поведенческие проблемы могут быть связаны не только с особенностями семьи. Они могут признаком разных психических заболеваний и расстройств. При подозрении на них нужно обязательно проконсультироваться со специалистом.
Как решать проблемы детей и подростков
Беспроблемных детей не бывает. Если ребенок очень спокойный, безынициативный и слабохарактерный, это тоже определенного рода проблема. Ему будет сложно добиться своего, оставить свое мнение и справляться с неудачами и жизненными неурядицами. Так что это тоже проблема, которую нужно решать.
Что можно сделать?
Обязательно устанавливать правила и ответственность за их нарушение.
Искать сильные стороны ребенка и развивать их.
Придерживаться одних правил воспитания.
Говорить с ребенком о его переживаниях.
Искать решение проблемы вместе с ним.
Помогать, но не делать за ребенка.
Всегда быть на его стороне.
Использовать только те советы и приемы, которые близки вашей семье.
Помнить, что взрослые — главные в детско-родительских отношениях.
Обращаться за помощью, если чувствуете, что не справляетесь.
Помните, что ни один родитель не может быть идеальным, а ребенок в любом случае найдет, о чем рассказать своему психологу. Главная задача родителей — обеспечить удовлетворение его основных потребностей, поддерживать в трудные минуты и помогать тогда, когда он об этом просит.
https://www.psychologos.ru/articles/view/problemy-roditeley-dvoe-zn--spisok-tipovyh-zaprosov-po-vozrastam - энциклопедия практической психологии
https://www.ya-roditel.ru/ сайт я родитель
https://doirost.ru/course/view.php?id=241 сайт ГАОУ ДПО ИРОСТ Курган – Развитие родительской компетентности.
http://centr45.ru/Glavnaya/ сайт Центр помощи детям Курган
4. Проекты детско-родительских сообществ с участием педагогов.
Проект «Школа достоинства» планируется в 2023 году
5.Повышение компетентности родителей по проблеме безопасного поведения детей в цифровой среде.
В настоящее время многие родители испытывают дефицит компетентности в области цифровых технологий, однако вынуждены стать агентами «цифровой социализации» своих детей, так как уже в самом раннем возрасте дети знакомятся с различными гаджетами. Согласно полученным данным, бо́льшая часть родителей относит себя к компетентным (60%) и очень компетентным (17%) цифровым пользователям.
Цифровая компетентность - главный навык XXI века и основа успешности новых культурных практик - готовность и способность личности применять инфокоммуникационные технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера) на основе овладения соответствующими компетенциями, как системой знаний, умений, ответственности и мотивации. Выделяются следующие виды цифровой компетентности: информационная и медиа-компетентность, коммуникативная, техническая, потребительская.
Безопасная цифровая социализация младших школьников в Интернете возможна при реализации определенных социально-педагогических условий: постоянный мониторинг социализации младших школьников, активное использование Интернета в образовательных и воспитательных целях, повышение информационной культуры младших школьников, совместная деятельность социально-психологической службы школы, педагогов и родителей по предупреждению компьютерной, интернет-зависимости.
Презентация «Цифровое детство»
Каковы же формы и методы повышения родительской компетенции: самая распространенная родительское собрание, круглые столы, тренинги, информационные листы, семинары, курсы и т.д.
Методические материалы:
1. интернет безопасность
2. цифровое детство
3. памятки
4. программа по ОБЖ ( открыть показать занятия для родителей)
Сайт "Азбука цифрового мира"
Поможет организовать увлекательное онлайн-занятие с элементами соревнования в каждом классе. Для каждого уровня - цифровой сертификат!
Раздел "Полезные ссылки"
Интернет-ресурсы о безопасности в интернет для педагогов, родителей и школьников. Ссылки структурированы по группам пользователей и возрастам.
Сайт "Подросток и закон"
Интерактивные игры и онлайн-тренажеры по безопасности при электронных платежах, регистрации на сайтах, работе с электронной почтой и другими сервисами. Проверь себя!
6. Повышение компетентности родителей по профилактике вовлечения подростков в употребление ПАВ;
Презентация «Методические рекомендации по профилактике ПАВ»
https://doirost.ru/course/view.php?id=502#section-6 сайт ГАОУ ДПО Ирост Курган
Видеозаписи вебинаров
«Профилактика употребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции»
Предупреждение ВИЧ – инфицирования подростков и молодёжи https://www.youtube.com/watch?v=VXRq_Dg80NM
1 Марта – международный день борьбы с наркоманией https://www.youtube.com/watch?v=OGuTlAKdvvE
7 апреля – Всемирный день здоровья
https://www.youtube.com/watch?v=o5x64rxI1fU
31 мая – Всемирный день без табака https://www.youtube.com/watch?v=l5ai_wbDPWc
7. Подготовка к конкурсу лучших практик по реализации проектов и программ родительского просвещения и семейного воспитания образовательных организаций Курганской области.
8. Информация с работы межмуниципальных секций северо – западного округа – 23.08.2022
«Социально-психологические аспекты взаимодействия школы и семьи в современных условиях».
Показ презентаций
9. Работа с детьми с ОВЗ.
Папка ОВЗ на компьютере
3. Подведение итогов, рефлексия.
И вот мы все сидим в прекрасном этом классе,
Район собрал на РМО.
Мы разобрали не один вопрос.
Но хотелось бы выслушать и ваше мнение.
Если у вас настроенье хорошее,
То дружно хлопайте в ладоши.
РМО актуально всегда!
Если согласны, то крикните «ДА»!
Знанья, если пригодятся и будешь применять,
Тогда сейчас коллегу справа необходимо приобнять.
Педагоги – психологи и соц. педагоги у нас мастера
Если согласны, кричите «УРА»!
Если был семинар хорошим,
То снова хлопайте в ладоши.
Мы славно потрудились вместе с вами,
Но расставаться все ж пришла пора.
Закончить нашу встречу предлагаю
Громким троекратным мы «УРА!»
Интернет - источники
1. URL: https://family.vbudushee.ru/ – Вклад в будущее. Путеводитель для современной семьи. – Текст : электронный.
2. URL: https://nra-russia.ru/ – Национальная родительская ассоциация. – Текст : электронный.
3. URL: https://ruroditel.ru/ – Центр информационной поддержки родителей. – Текст : электронный.
4. URL: https://растимдетей.рф/ – Растим детей. Навигатор для современных родителей. – Текст : электронный.
5. URL: https://t.me/+cspjyS9rN8gxMDMy МГУ – РОДИТЕЛЯМ! – Текст : электронный.
6. URL: http://бытьродителем.рф/ – Быть родителем. Пространство для осознанных родителей. – Текст : электронный.
7. URL: https://vk.com/video/@ano_imds?z=video167763412_456239021%2Fclub167763412%2Fpl_-167763412_-2 – Онлайнсеминар «Цифровая социализация молодежи: современные формы, онлайнугрозы и принципы...» от 20.08.2021. – Текст : электронный.
8. URL: https://youth-non-smoking.ru/roditeli – Общественный совет по проблеме подросткового курения. Родителям о подростковом курении. – Текст : электронный.
1. Проблем и трудностей, испытываемых родителями школьников.
https://www.psychologos.ru/articles/view/problemy-roditeley-dvoe-zn--spisok-tipovyh-zaprosov-po-vozrastam - энциклопедия практической психологии
https://www.ya-roditel.ru/ сайт я родитель
https://doirost.ru/course/view.php?id=241 сайт ГАОУ ДПО ИРОСТ Курган – Развитие родительской компетентности.
http://centr45.ru/Glavnaya/ сайт Центр помощи детям Курган
Повышение компетентности родителей по проблеме безопасного поведения детей в цифровой среде.
Сайт "Азбука цифрового мира"
Поможет организовать увлекательное онлайн-занятие с элементами соревнования в каждом классе. Для каждого уровня - цифровой сертификат!
Раздел "Полезные ссылки"
Интернет-ресурсы о безопасности в интернет для педагогов, родителей и школьников. Ссылки структурированы по группам пользователей и возрастам.
Сайт "Подросток и закон"
Интерактивные игры и онлайн-тренажеры по безопасности при электронных платежах, регистрации на сайтах, работе с электронной почтой и другими сервисами. Проверь себя!
ПАВ
https://doirost.ru/course/view.php?id=502#section-6 сайт ГАОУ ДПО Ирост Курган
Видеозаписи вебинаров
«Профилактика употребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции»
Предупреждение ВИЧ – инфицирования подростков и молодёжи https://www.youtube.com/watch?v=VXRq_Dg80NM
1 Марта – международный день борьбы с наркоманией https://www.youtube.com/watch?v=OGuTlAKdvvE
7 апреля – Всемирный день здоровья
https://www.youtube.com/watch?v=o5x64rxI1fU
31 мая – Всемирный день без табака https://www.youtube.com/watch?v=l5ai_wbDPWc