СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий методического объединения педагогов - психологов «Психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие ее воспитательного потенциала в образовательной организации»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий методического объединения педагогов - психологов «Психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие ее воспитательного потенциала в образовательной организации»»

Методическое объединение психологов и социальных педагогов

Тема «Психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие ее воспитательного потенциала в образовательной организации»

Цель: развивать профессиональные компетенции, связанные с организацией психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) обучающихся и развитием воспитательного потенциала семьи.

1. Вступление

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начнем мы с вами с кричалки, в которой вам нужно отвечать “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “Нет”, если не согласны.

Игра “Да – нет”

Скажите громко и хором, друзья

Вы рады встрече? (да)

На РМО психологов и соц. педагогов,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю…Как быть, господа?

Должны профессиональный уровень повышать? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помогать мне будете иль нет? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными будем всегда? (да)


Мне с большим удовольствием хочется поздравить вас с наступающим учебным годом.


Желаю, чтобы в нашем труде чаще встречались отзывчивость и понимание, чтобы трудности обходили стороной, а учебный процесс шел легко и непринужденно. Пусть каждый день радует вас успехами и достижениями, как собственными, так и наших подопечных. Здоровья вам, сил, отличного настроения и больших перспектив!


Тема 1: «Психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие ее воспитательного потенциала в образовательной организации»

Повестка заседания:

1. Анализ работы РМО за 2021 – 2022 год

2. План работы РМО на 2022 – 2023 год. Утверждение плана работы МО. Формирование базы педагогов РМО.

3. Анализ основных проблем и трудностей, испытываемых родителями школьников.

4. Проекты детско-родительских сообществ с участием педагогов.

5.Повышение компетентности родителей по проблеме безопасного поведения детей в цифровой среде.

6. Повышение компетентности родителей по профилактике вовлечения подростков в употребление ПАВ;

7. Подготовка к конкурсу лучших практик по реализации проектов и программ родительского просвещения и семейного воспитания образовательных организаций Курганской области.

8. Информация с работы межмуниципальных секций северо – западного округа – 23.08.2022

«Социально-психологические аспекты взаимодействия школы и семьи в современных условиях».

9. Работа с детьми с ОВЗ.


Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:

Поговорим?

 — О чем?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим.

 Вдруг будет интересно.


2. Основная часть

1. Анализ работы РМО за 2021 – 2022 год

2. План работы РМО на 2022 – 2023 год. Утверждение плана работы МО. Формирование базы педагогов РМО.

Притча о перевернутом камне

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор. Истина – на поверхности. Мы с вами знаем много, но часто в суете об этом забываем. Вот для этого и есть РМО, чтобы мы повторили, услышали, воодушевились, что внедрили у себя.


3. Анализ основных проблем и трудностей, испытываемых родителями школьников.


Проблемы современных родителей и детей, всегда были, есть и будут.

Что такое психологические проблемы

В психологии под проблемой понимают такое внутреннее состояние, при котором человек испытывает некоторый психологический дискомфорт. Они бывают явными, скрытыми и глубинными. Многие из них действительно формируются в детстве. Однако на то, как мы относимся к ним, влияет и наш последующий опыт.

Выделяют следующие виды психологических проблем:

Вид

Описание

Личностные

К ним относятся проблемы с самооценкой, мотивацией, целями и смыслом жизни, профессиональной ориентацией и так далее.

Семейные

Они объединяют сложности в отношении старшего и младшего поколений, отношений между сиблингами и так далее.

Социальные

Это любые проблемы с общественным порядком и общественными нормами. Поведение, которое противоречит таким нормам, называется девиантным. К нему относится любое странное поведение.

Отношений

Они касаются личных (романтических, дружеских) и рабочих (в том числе во время учебы) взаимоотношений. Сюда входят абьюзивные, дисфункциональные, зависимые и другие типы нездоровых отношений.

К появлению психологических проблем приводят черты характера, отношения с родителями, травмирующие ситуации, особенности работы головного мозга и нервной системы. Психологическая проблема всегда индивидуальна как в проявлении, так и в последствиях, к которым она приводит.


Проблемы развития

Самая частая проблема, с которой сталкиваются родители, — всевозможные задержки развития и отставание в нем. В современной психологической и невропатологических практике выделяют следующие виды таких проблем:

Задержка физического развития. Она связана с отставанием физических параметров от возрастных показателей.

Задержка психического развития. Она возникает, когда ребенок не осваивает определенные навыки в положенные по возрасту сроки.

Задержка речевого развития. Она происходит в тех случаях, когда ребенок не может освоить речь или отдельные ее компоненты.

Симптомы у этих проблем чрезвычайно разнообразны. Определить и дифференцировать детей с проблемами в развитии может врач-невропатолог или психолог, который специализируется на отставании в развитии. Семьям, которые сталкиваются с такими сложностями, необходима психологическая, врачебная и педагогическая поддержка.

Образовательные проблемы

Проблемы с обучением могут возникать уже у дошкольников. Им бывает сложно сосредоточиться, научиться систематизировать и правильно воспринимать информацию, запоминать и понимать, как использовать эти знания на практике. Чаще всего это связано со следующими причинами:

Клиповое мышление. Современные источники дают информацию небольшими порциями. Она яркая, воздействует на эмоции и центры удовольствия. Из-за этого ребенку бывает сложно на обычном уроке, который сильно отличается от видео в Тиктоке или на Ютубе.

Информационная перегруженность. С раннего возраста ребенок подвергается информационной перегруженности — мы показываем ему мультики, используем приложения, которые учат его читать и считать, стараемся максимально загрузить его развивающими занятиями. Это приводит к переутомлению и нервному истощению.

Высокие нагрузки и интенсивное обучение. Чтобы быть востребованным, нужно овладеть большим количеством навыков. Уже дошкольники ходят на несколько кружков, которые помогают воспитать всесторонне развитую личность. В школе к ним добавляются кружки, спорт.

Глобальная геймификация. Считается, что дети лучше воспринимают информацию в игровой форме, поэтому геймификация начинает распространяться на все сферы обучения — дошкольный и школьный период, университет и даже переобучение на работе. Из-за этого ребенок испытывает трудности с классическим обучением.

Особенно остро эти трудности проявляются у школьников и усиливается в подростковом возрасте. В этот период ребенок может начать вести себя неадекватно и странно, у него появляются проблемы с успеваемостью и взаимодействием с педагогами. Он прогуливает уроки, что приводит к еще большим сложностям с учебой.

Важно! Сложности с обучением могут быть следствием задержки развития и нарушения восприятия речи (дисграфия, дисфония и т. д.). Выявить эти проблемы может психолог.

Социальные проблемы

Социальные проблемы — это проблемы в отношениях с окружающими, а также неспособность следовать установленным общественным нормам поведения. Они могут быть связаны как с огрехами воспитания, так и говорить о ментальных заболеваниях у ребенка. Их делят на личностные и общественные. Личностные подразумевают, что ребенок не может установить контакт с другими. Общественные связаны с нормами поведения.

Наиболее типичным примером таких трудностей — асоциальное поведение подростков и коммуникативные сложности у детей с расстройствами аутического спектра. Это крайние варианты. Чаще встречаются следующие трудности:

недоверие другим;

травля в коллективе;

избегание близких отношений;

девиантное поведение;

неадекватное поведение;

трудности в общении с другими.

Социальные проблемы — одни из самых распространенных. Они могут возникать у детей дошкольного возраста и усиливаться по мере взросления ребенка. Исправить эти проблемы проще у маленьких детей. Чем старше ребенок, тем прочнее у него закрепляются определенные паттерны поведения.

Внутрисемейные проблемы

Наше общество действительно в некоторой степени стало детоцентричным. После появления ребенка вся семья, включая дедушек и бабушек, переходит на обслуживание ребенка. Это приводит к проблемам с иерархией в семье и вызывает трудности в воспитании ребенка. Такой малыш выглядит капризным, непослушным, упрямым, он реагирует на замечания, пакостит и шкодит.

Похожий результат наблюдается и в тех случаях, когда ребенок растет в дисфункциональной семье — его родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, они находятся в разводе, слишком заняты на работе, эмоционально холодны или практикуют слишком свободное воспитание.

Также таким поведением ребенок может бороться против авторитета родителей. Ребенок не слушается, осознанно нарушает правила, становится неряшливым и упертым. Протестное поведение усиливается в кризисные периоды (3 и 7 лет, подростковый возраст).

Важно! Поведенческие проблемы могут быть связаны не только с особенностями семьи. Они могут признаком разных психических заболеваний и расстройств. При подозрении на них нужно обязательно проконсультироваться со специалистом.

Как решать проблемы детей и подростков

Беспроблемных детей не бывает. Если ребенок очень спокойный, безынициативный и слабохарактерный, это тоже определенного рода проблема. Ему будет сложно добиться своего, оставить свое мнение и справляться с неудачами и жизненными неурядицами. Так что это тоже проблема, которую нужно решать.

Что можно сделать?

Обязательно устанавливать правила и ответственность за их нарушение.

Искать сильные стороны ребенка и развивать их.

Придерживаться одних правил воспитания.

Говорить с ребенком о его переживаниях.

Искать решение проблемы вместе с ним.

Помогать, но не делать за ребенка.

Всегда быть на его стороне.

Использовать только те советы и приемы, которые близки вашей семье.

Помнить, что взрослые — главные в детско-родительских отношениях.

Обращаться за помощью, если чувствуете, что не справляетесь.

Помните, что ни один родитель не может быть идеальным, а ребенок в любом случае найдет, о чем рассказать своему психологу. Главная задача родителей — обеспечить удовлетворение его основных потребностей, поддерживать в трудные минуты и помогать тогда, когда он об этом просит.



https://www.psychologos.ru/articles/view/problemy-roditeley-dvoe-zn--spisok-tipovyh-zaprosov-po-vozrastam - энциклопедия практической психологии


https://www.ya-roditel.ru/ сайт я родитель


https://doirost.ru/course/view.php?id=241 сайт ГАОУ ДПО ИРОСТ Курган – Развитие родительской компетентности.


http://centr45.ru/Glavnaya/ сайт Центр помощи детям Курган


4. Проекты детско-родительских сообществ с участием педагогов.


Проект «Школа достоинства» планируется в 2023 году


5.Повышение компетентности родителей по проблеме безопасного поведения детей в цифровой среде.

В настоящее время многие родители испытывают дефицит компетентности в области цифровых технологий, однако вынуждены стать агентами «цифровой социализации» своих детей, так как уже в самом раннем возрасте дети знакомятся с различными гаджетами. Согласно полученным данным, бо́льшая часть родителей относит себя к компетентным (60%) и очень компетентным (17%) цифровым пользователям.

Цифровая компетентность - главный навык XXI века и основа успешности новых культурных практик - готовность и способность личности применять инфокоммуникационные технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера) на основе овладения соответствующими компетенциями, как системой знаний, умений, ответственности и мотивации. Выделяются следующие виды цифровой компетентности: информационная и медиа-компетентность, коммуникативная, техническая, потребительская.

Безопасная цифровая социализация младших школьников в Интернете возможна при реализации определенных социально-педагогических условий: постоянный мониторинг социализации младших школьников, активное использование Интернета в образовательных и воспитательных целях, повышение информационной культуры младших школьников, совместная деятельность социально-психологической службы школы, педагогов и родителей по предупреждению компьютерной, интернет-зависимости.

Презентация «Цифровое детство»

Каковы же формы и методы повышения родительской компетенции: самая распространенная родительское собрание, круглые столы, тренинги, информационные листы, семинары, курсы и т.д.


Методические материалы:

1. интернет безопасность

2. цифровое детство

3. памятки

4. программа по ОБЖ ( открыть показать занятия для родителей)




Сайт "Азбука цифрового мира"
Поможет организовать увлекательное онлайн-занятие с элементами соревнования в каждом классе. Для каждого уровня - цифровой сертификат!
Раздел "Полезные ссылки"
Интернет-ресурсы о безопасности в интернет для педагогов, родителей и школьников. Ссылки структурированы по группам пользователей и возрастам.
Сайт "Подросток и закон"
Интерактивные игры и онлайн-тренажеры по безопасности при электронных платежах, регистрации на сайтах, работе с электронной почтой и другими сервисами. Проверь себя!


6. Повышение компетентности родителей по профилактике вовлечения подростков в употребление ПАВ;

Презентация «Методические рекомендации по профилактике ПАВ»


https://doirost.ru/course/view.php?id=502#section-6 сайт ГАОУ ДПО Ирост Курган


Видеозаписи вебинаров

«Профилактика употребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции»

  1. Предупреждение ВИЧ – инфицирования подростков и молодёжи https://www.youtube.com/watch?v=VXRq_Dg80NM

  2. 1 Марта – международный день борьбы с наркоманией https://www.youtube.com/watch?v=OGuTlAKdvvE

  3. 7 апреля – Всемирный день здоровья

https://www.youtube.com/watch?v=o5x64rxI1fU

  1. 31 мая – Всемирный день без табака https://www.youtube.com/watch?v=l5ai_wbDPWc




7. Подготовка к конкурсу лучших практик по реализации проектов и программ родительского просвещения и семейного воспитания образовательных организаций Курганской области.

8. Информация с работы межмуниципальных секций северо – западного округа – 23.08.2022

«Социально-психологические аспекты взаимодействия школы и семьи в современных условиях».


Показ презентаций


9. Работа с детьми с ОВЗ.


Папка ОВЗ на компьютере



3. Подведение итогов, рефлексия.


И вот мы все сидим в прекрасном этом классе,

Район собрал на РМО.

Мы разобрали не один вопрос.

Но хотелось бы выслушать и ваше мнение.

Если у вас настроенье хорошее,

То дружно хлопайте в ладоши.

РМО актуально всегда!

Если согласны, то крикните «ДА»!

Знанья, если пригодятся и будешь применять,

Тогда сейчас коллегу справа необходимо приобнять.

Педагоги – психологи и соц. педагоги у нас мастера

Если согласны, кричите «УРА»!

Если был семинар хорошим,

То снова хлопайте в ладоши.

Мы славно потрудились вместе с вами,

Но расставаться все ж пришла пора.

Закончить нашу встречу предлагаю

Громким троекратным мы «УРА!»





















Интернет - источники

1. URL: https://family.vbudushee.ru/ – Вклад в будущее. Путеводитель для современной семьи. – Текст : электронный.

2. URL: https://nra-russia.ru/ – Национальная родительская ассоциация. – Текст : электронный.

3. URL: https://ruroditel.ru/ – Центр информационной поддержки родителей. – Текст : электронный.

4. URL: https://растимдетей.рф/ – Растим детей. Навигатор для современных родителей. – Текст : электронный.

5. URL: https://t.me/+cspjyS9rN8gxMDMy МГУ – РОДИТЕЛЯМ! – Текст : электронный.

6. URL: http://бытьродителем.рф/ – Быть родителем. Пространство для осознанных родителей. – Текст : электронный.

7. URL: https://vk.com/video/@ano_imds?z=video167763412_456239021%2Fclub167763412%2Fpl_-167763412_-2 – Онлайнсеминар «Цифровая социализация молодежи: современные формы, онлайнугрозы и принципы...» от 20.08.2021. – Текст : электронный.

8. URL: https://youth-non-smoking.ru/roditeli – Общественный совет по проблеме подросткового курения. Родителям о подростковом курении. – Текст : электронный.



1. Проблем и трудностей, испытываемых родителями школьников.

https://www.psychologos.ru/articles/view/problemy-roditeley-dvoe-zn--spisok-tipovyh-zaprosov-po-vozrastam - энциклопедия практической психологии


https://www.ya-roditel.ru/ сайт я родитель


https://doirost.ru/course/view.php?id=241 сайт ГАОУ ДПО ИРОСТ Курган – Развитие родительской компетентности.


http://centr45.ru/Glavnaya/ сайт Центр помощи детям Курган



Повышение компетентности родителей по проблеме безопасного поведения детей в цифровой среде.

Сайт "Азбука цифрового мира"
Поможет организовать увлекательное онлайн-занятие с элементами соревнования в каждом классе. Для каждого уровня - цифровой сертификат!
Раздел "Полезные ссылки"
Интернет-ресурсы о безопасности в интернет для педагогов, родителей и школьников. Ссылки структурированы по группам пользователей и возрастам.
Сайт "Подросток и закон"
Интерактивные игры и онлайн-тренажеры по безопасности при электронных платежах, регистрации на сайтах, работе с электронной почтой и другими сервисами. Проверь себя!

ПАВ

https://doirost.ru/course/view.php?id=502#section-6 сайт ГАОУ ДПО Ирост Курган


Видеозаписи вебинаров

«Профилактика употребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции»

  1. Предупреждение ВИЧ – инфицирования подростков и молодёжи https://www.youtube.com/watch?v=VXRq_Dg80NM

  2. 1 Марта – международный день борьбы с наркоманией https://www.youtube.com/watch?v=OGuTlAKdvvE

  3. 7 апреля – Всемирный день здоровья

https://www.youtube.com/watch?v=o5x64rxI1fU

  1. 31 мая – Всемирный день без табака https://www.youtube.com/watch?v=l5ai_wbDPWc


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!