СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий музыкально-литературнаой композиции "Дети войны"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкально-литературная композиция "Дети войны" рассказывает о молодых юношах и девушках только что окончивших школу и сразу после школьной скамьи увидевших все ужасы  войны.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий музыкально-литературнаой композиции "Дети войны"»



Средняя школа при Посольстве России в Эфиопии


музыкально-литературная композиция


для учащихся 5-11 классов


«ДЕТИ ВОЙНЫ»

9 мая





Автор сценария и постановщик учитель музыки Якунина Елена Станиславовна






2019 г

Аддис-Абеба



Сцена «До войны».


Звучит песня «С чего начинается Родина?» муз. В. Баснер сл. М.Матусовский

Голос за сценой:

С чего начинается память –

С берёз?

С речного песочка?

С дождя на дороге?

А если – с убийства!

А если – со слёз!

А если – с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростёртых!

А если с недетского знания –

как

живое становится мёртвым!

И в пять,

И в пятнадцать,

и в двадцать пять лет

войной начинается память.


Занавес открывается


На сцене: довоенная квартира с обитателями (взрослые, дети – фото)

(демонстрируются слайды, по краям сцены мальчик и девочка читают)

Фотокарточки довоенные…
Папа, мама, братишка и я…
Вот я плачу, а тут с мороженым…
Вот мы с Зойкой держим кота.
Я в матроске, с косою до пояса,
На качелях у коки в саду.
Здесь мы все на веранде обедаем…
В довоенном ушедшем раю…
Вот в снегу я, катаюсь с горки…
Вот на даче…цветы…река…
Это – бабушки, это – дедушки,
Только все зачеркнула война…
Это мама поет под гитару,
Здесь вот с братиком на руках…
Я в блокадной холодной комнате
Над альбомом сижу в слезах…
Как недавно все это было…
Только все разорила война.
Довоенные фотокарточки,
Слабый отсвет былого тепла…

Звучит сирена. Свет приглушается. Перестроение (фотография мама с детьми)


Девочка

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах?

Мальчик

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?


Свет гаснет. Демонстрируется слайд – дети-беженцы, обозы и т.п.


(инсценируется стихотворение)


Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.

Что значат взрывы, плачь, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы,
Что этим мамам никогда не встать?

Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг, –
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.

На фоне музыки:

Ведущая:

22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно на­пали на советское государство.

Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родите­лями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянув­шейся на целых 5 долгих лет.

Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны!


Ведущий:

Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.


Отрывок из док. фильма (сын полка)


Ведущие (после фильма)

(на фоне слайдов)

Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну. Освобождённые из плена. Братья или сёстры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей… Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. Но храбрость этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве, принесшем нам Победу.

За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями.

Их нет, а память людская о них живет. Они пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они - пример того, что любовь к своей Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет. Она зависит лишь от чувства ответствен­ности и собственного достоинства.

Песня «До свидания мальчики» м. и сл. Б. Окуджава


Док. фильм – рассказ о блокаде


Сценка (герои – трое детей, мама, тётя, две соседки, врач)


Героиня:


  • …К декабрю сорок первого отец умер. Старший брат воевал. Нас, горемык, в семье сохранилось : двое малышей семи и пяти лет, мать и я, четырнадцатилетняя. По вечерам никак заснуть не могла: голод мучил. Ложилась с мыслью: «Скорей бы утро, хлеб выкупить» - и думала, думала об этом, сон не шёл. В забытье погружалась, а в полшестого в очередь за хлебом тороплюсь. Раньше мама сама хлеб выкупала. Но однажды рядом с нею у магазина такая, как она, женщина-дистрофик в снег упала, не пошевелилась, мелкая пороша по ней метёт. Сломал её этот случай.


(Уходит к детям, играющим на полу, входит Мать, едва волоча ноги, садится на кровать, дети размещаются около неё, «Обед»)

  • «Дети, не могу я больше на улицу выходить. Упаду, в сугробе до конца весны коченеть буду.» (Старшая укладывает её)

  • Заботы по дому на мои плечи легли… Мать в постели стыла, худела, кожа истончалась, и смерть свою она как-то странно предчувствовала.

  • (Мать) «Потерпите, маленькие. Не просите хлебца. Скоро вас в детский дом заберут. Там кашки наварят, а потом и мама у вас новая появится, красивая, в красной шапочке…»

  • Малыши слушали, переставали хныкать:

  • «А когда заберут?»

  • «Скоро, - вздыхала мать, - а пока потерпите…»

  • Как-то мама заговорщицки прошептала:

  • «Если б кусочек булочки достать – мне б полегчало».

(Две соседки на другой половине сцены имитируют «готовку» на кухне)

  • Жила у нас соседка – тётка Женя. Она торговала в булочной. Замкнуто жила. Я попросила её чёрный ломоть хлеба обменять на белый,- пусть и меньший по весу.(идёт на кухонную часть, соседка оборачивается, смотрит жёстким взглядом)

  • «Ты что, правил не знаешь! Перед законом едины и живые, и мёртвые».

  • (Вторая, «добрая», соседка наливает кипяток и приносит его девочке, детям, девочка поит маму)

  • Мне подсказали, что, если обратиться к врачу, врач может прописать белый хлеб.

  • (Приходит врач, осматривает) «Дистрофия» (заполняет карточку)

  • Нам бы талончик на булочку… Очень хочется маме.

  • «Зачем ей булка – и так умрёт» (но рецепт даёт, уходит)

  • «Детишек подтащи ко мне»

  • «Мама я есть хочу»

  • «Потерпи малыш, теперь недолго»

  • (Девочка отвлекает малышей, рассказывает им сказку, затем уходит за булкой, приносит, мать берёт и, не откусив кусочка, умирает)

  • Мама! Мама!.. Мама умерла… (Берёт детей, уводит, отдаёт соседке, та: «Чем вам помочь, ребятки?») Детей в детский дом определить. («Это единственный выход, иначе вам не выжить, как жить собираешься?). Брата жду, он воюет, пишет, чтоб людей держалась. (Свет медленно гаснет – можно другую концовку с монологом девочки, я его уже не помню)



Голос за сценой (слайды)

В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.


Сценка «Хулиганы» (герои – дворник, комендант, мальчишки)


- Возле нашего дома военный завод работал. Немец, конечно, об этом знал, потому что засыпал бомбы на окрестные улицы. Светомаскировка для жителей района была делом жизни и смерти. Разведчиков вылавливали, их засылали враги для ориентировки самолётов. Дворник наш мужик был строгий..., ещё более строгим стал, когда его назначили ответственным за светомаскировку.

(в штабе управдома)

- Вы правильно делаете, что мне доверяете. Всех хулиганов во дворе знаю.

- А хулиганы здесь причём?

- Как причём? Они у меня теперь самыми полезными будут.

(убежали)

- И он сорвал в ЖЭКе уличных сорванцов. Среди них был и я.

(1-й танец – стенка на стенку)

- Вам чего, дяденька?

- Ну что, бойцы, много вы набедокурили, пора и Отечеству послужить.

- Готовы?

- Готовы! (постучать по плечу)

- Тогда мигом по домам и возвращайтесь с рогатками.

- Мы смекнули, что нас опять ждёт наказание, и дружно зазвонили.

- С рогатками? Да, как война началась, мы с ними расстались

- И не ведаем где!

- Повыкидывали!

- Зря выкинули. Но я знаю, что вы врёте. Давайте, быстро, время не ждёт!

(стреляют)

Детская память – вещь загадочная. Лев Толстой утверждал, что помнит ощущение чистых и прохладных пеленок, в которые его заворачивали в детстве.

Феликс, которому в сорок первом году было шесть лет, до сих пор не может забыть буханку хлеба, которую бросил им из теплушки раненый солдат.

Сын полка Толя Морозов может рассказать, как его, голодного и замерзшего,подобрали в лесу танкисты, и девушка санинструктор скоблила мальчишку сапожной щеткой и долго вспоминала, что ей “не хватило на меня толстого куска мыла. Я был чернее камня”.

Кто теперь скажет, сколько среди них было русских детей, сколько белорусских, сколько польских или французских? Погибали дети – граждане мира.

“Я родом из детства”, – говорил о себе Сент-Экзюпери.

А они родом из войны…

Сцена «Дети в плену»


Под «Адажио» Альбинони Девочка выходит вперёд, остальные идут после слов:

И вдруг война, страшная война. А мне – 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слёзы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность.

Выходит, плетясь, колонна детей – узников концлагеря, вынося колючую проволоку. Проходят, выкладывая на авансцену проволоку.

(Идёт дальше со всеми, пройдя круг, падает в центре на авансцене, пытаясь встать, протягивает руки сквозь колючую проволоку, читает:

В обители смерти молчат о смерти.

И только крик

Парит и кружит над крышею блока,

Бьётся о твёрдые кулаки стен:

Жить! (медленно встаёт)

Тяга к жизни – сорняк живучий –

Даёт нам силу

Сломить бессилие. (Идёт дальше со всеми, уходят за сцену, сразу выходят на другую сценку)


Сцена «Перекличка» (во время сцены «Минута молчания») (Дети из «колонны узников» перестраиваются через одного в белых накидках со свечами в руках)


  1. Меня зовут Таня. Я умерла от голода рано утром. Мне было 11 лет.

  2. Меня зовут Саша. Я погиб на картофельном поле, пошёл собирать остатки от урожая, очень хотелось есть. Поле было заминировано немцами. Мне было 13 лет.

  3. Меня зовут Оля. Я сгорела с мамой и двумя нашими братьями. Всю нашу белорусскую деревню сожгли фашисты. Мне было 8 лет.

4.Меня зовут Саша. Я воевал в партизанском отряде. Погиб на задании. Мне было 15 лет.

  1. Меня зовут Марина. Я задохнулась в газовой камере. В концлагере Дахау. Мне было 6 лет.

  2. Меня зовут Вася. Я замёрз в ту лютую зиму. Я потерялся, отстал от обоза с беженцами. Выбился из сил. Остался в лесу. Один. Мне было 8 лет.

  3. Как меня зовут, я не знаю! Я умерла у мамы на руках, наверное, от голода. Мне было 7 месяцев от роду.

  4. Меня зовут Толя. В наш дом попала авиационная бомба. Вся наша семья осталась под обломками. Мне было 12 лет.

  5. Меня зовут Оксана. Была радисткой в отряде. В свои неполные 16 лет попала на передовую, обманула начальство военкомата, сказав, что мне 18 лет. Я умерла от ран в госпитале. Мне только что исполнилось 18 лет.


«Минута молчания»





Ведущие:

… Мне запомнилось девятое мая сорок пятого года. В детский сад прибежали женщины:

– Дети, победа!

Стали нас всех целовать, включили репродуктор. Все слушали. А мы, маленькие, слов не понимали, мы понимали, что радость идет оттуда,сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые… Кто сам лез…Залазили друг на дружку, только третий или четвертый доставал до черной тарелочки и целовал ее. Потом менялись… Всем хотелось поцеловать слово “победа».

Вечером над городом поднялся салют. Мама открыла окно и заплакала:

– Доченька, запомни это на всю жизнь…

Песня «День Победы» муз . Д. Тухманов сл. В. Харитонов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!