СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий музыкального вечера "Я слышу вальса трепетные звуки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сценарии представлена история вальса в Европе и в России; история создания и известных вальсов к литературным произведениям, кинофильмам; творчество великих авторов вальса - Штрауса, Ланнера и т.д. Для прослушивания представлены такие произведения, как: вальс Е. Доги из кинофильма "Мрй ласковый и нежный зверь", Вальс Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель", Вальс А. Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад" и т.п.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий музыкального вечера "Я слышу вальса трепетные звуки"»

Сценарий музыкального вечера

«Я слышу вальса трепетные звуки»



По музыку П.И.Чайковского «Подснежники»

исполняется хореографическая постановка

После завершения танца все девочки уходят, и остается одна героиня. Она оглядывается по сторонам и видит книгу Л. Толстого «Война и мир» - открывает ее и начинает читать. Голос ведущего.

Голос ведущего: «… с хор раздались отчётливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса… Отчаянное, замирающее лицо Наташи Ростовой бросилось в глаза князю Андрею… С учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе… он предложил ей тур вальса. Фон. муз. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой благодарной детской улыбкой… Они были вторая пара, вышедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо сияло восторгом счастья…» закрывает книгу…

Девочка: Бал…вальс…танцующие пары…(начинает кружиться) Как бы я хотела оказаться на месте Наташи Ростовой.

Девочка кружась, убегает за кулисы и переодевается в пышное платье.

Концертный номер в исполнении оркестра «Серебряные трубы» А.Хачатурян «Вальс» к драме Лермонтова «Маскарад»

Мальчик: Вальс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох щедро дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других танцев и сделали королем танцев.

Ведущий: История вальса восходит к 18 веку, веку камзолов и пудреных париков. Родиной вальса считается Вена. Именно в ней австрийско-немецкий народно сельский танец лендлер принял ту форму вальса, в какой он затем распространился по всем странам. Лендлер был занесен в Вену простыми деревенскими музыкантами, которые стали исполнять этот танец в кафе, на открытом воздухе городских площадей, в местах народных гуляний. Особенно модным стало исполнять его на различных музыкальных инструментах.

Дети и ведущий уходят.

Концертный номер – «Парижский гамен»

Ведущий: Вальс – один из очень выразительных и поэтических танцев. Он противопоставил чопорности и жеманности аристократических танцев простоту, непринужденность и естественность движений, оживленность и свободу обращения. В аристократические салоны и бальные залы пришел, как нежный и не прошеный гость.

Девочка: А я слышала, что вальс в аристократических кругах казался пришельцем из другого мира.

Мальчик: В России при Павле I вальс был запрещён, так как считалось, что держать даму за талию неприлично. Шло время, и вальс входил в моду. К концу 19 века в Германии, Франции, Австрии и других европейских странах вальс уже танцевали повсюду: на городских балах и даже ресторанах.

Ведущий: Авы хотели бы послушать старинный вальс?

Дети: Конечно

Ведущий: тТогда внимание на сцену.

Концертный номер – М.Кожлаев «Старинный вальс»

Ведущий: Кстати, само слово вальс происходит от немецкого «веллер», «вальцен» - крутить, раскручивать. Трудно поверить, что было время, когда на балах устраивались счетчики, регистрирующие количество туров вальса и за чрезмерное его исполнение могли даже сослать в Сибирь.

 Не случайно, наверное, ритм вальса на три четверти близок к ритму нашего сердца. Можно сказать, что наше сердце, неустанно, всю жизнь «поет» свою песню близкую к мелодии вальса.

концертный номер – швейцарская народная песня «Садовница короля»

Ведущий: Расцвет вальса связан с творчеством австрийских композиторов Ланнера, Штрауса –отца, а позднее его сыновей Иоганна и Йозефа, первого из которых даже называли «королём вальса».

Мальчик: Никто не думал, что сын владельца небольшой гостиницы Франца станет когда-нибудь композитором и отцом ещё более знаменитого композитора – «короля вальса». Родители, купив маленькому Иоганну для занятий музыкой первую скрипочку, всё же отдали его переплётчику книг.

Девочка: А там у него совсем не оставалось времени для игры на скрипке. И тогда Иоганн решил сбежать от переплётчика, чтобы наняться скрипачом в какой-нибудь трактир или танцевальный зал. Ночь застала его в дороге. Он лёг на обочину, склонил голову на скрипку и уснул. Ему приснился сон: он играет на скрипке, а люди вокруг него танцуют… Мимо проезжал знакомый их семьи. Он обнаружил спящего мальчика и отвёз его домой. Знакомый был скрипачом и уговорил родителей Иоганна отдать мальчика учиться музыке.

Ведущий: Уже в 13 лет Иоганн почувствовал себя настоящим музыкантом. Он играет в Венском танцевальном оркестре Мишеля Памера и сочиняет свои первые вальсы. В 20 лет Штраус становится помощником дирижёра оркестра Йозефа Ланнера. Сон мальчика оказался вещим. Под музыку Штрауса с радостью танцует венская публика. Венский вальс расцвел в 19 веке и стал частью сегодняшней музыкальной жизни.

Концертный номер – Г. Свиридов «Вальс» к повести Пушкина «Метель»

Ведущий: Этому прекрасному танцу уделял внимание не только Лев Толстой на страницах своего романа.

2-ая девочка: Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине» открыл вальсом бал на именинах Татьяны Лариной.

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружился вальса вихорь шумный
Чета мелькает за четой…
3-ая девочка : Поэтические слова, посвящённые вальсу, произносит Нина Арбенина, героиня драмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад»:

Как новый вальс хорош!
В каком-то упоенье
Кружилась я быстрей – 
И чудное стремленье
Меня и мысль мою
Невольно мчало вдаль…


концертный номер – Е.Дога «Вальс» из к/ф. «Мой ласковый и нежный зверь»



Ведущий: Существуют вальсы, написанные для оркестра, фортепиано, скрипки. Есть романсы и арии из опер, написанные в ритме вальса.
Вальсы вошли почти во все крупные симфонические произведения П.И.Чайковского. Всемирно известны вальсы композитора из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

3-ая девочка: Первые музыкальные азы дала Чайковскому мать. В пять лет он уже свободно играл на фортепиано. Однако лишь случай заставил родителей обратить серьёзное внимание на интерес сына к музыке: отбивая ритм пальцами на оконной раме, он сильно поранил руку.
Уже в десятилетнем возрасте он сочинял пьески и получал от этого огромную радость.

2-ая девочка: «…С самого детства его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было осторожно. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребёнок». Уже в детстве у него появилась любовь к музыке. И чем больше занимался музыкой, тем больше обнаруживался его музыкальный дар.

Ведущий: А вальсы в балетах великого русского композитора П.И. Чайковского!

Они словно прекрасные фантастические цветы, созданные волшебством гения. В них – яркие поэтические цветы, открывающие мир сказочных образов. Вальс вошел в музыку как часть симфоний, сюит, как самостоятельное оркестровое или инструментальное произведение.

Концертный номер – А.Чайковский «Вальс»

(флейта)

Ведущий: Волшебная легкость и красота мелодий пленяла сердца людей. Вальс зазвучал всюду: его танцевали на балах и площадях, его напевали, его исполняли как музыкальные миниатюры…

В феврале 1905 года произошло одно из кровопролитных сражений русско-японской войны, состоялось оно под Мукденом и Ляояном. Мокшанский полк одиннадцать суток не выходил из боев, удерживая свои позиции. На двенадцатый день японцы окружили поредевший полк. Был смертельно ранен командир полка.

4-ая девочка: И тогда последовала команда: «Оркестр и знамя – вперед!». Со шпагой в руке – капельмейстер Шатров. Взмах шпаги – и над окопами, над воронками от снарядов, над теми, кому уже не встать с земли, поплыл марш – по-русски безоглядно удалой и бесшабашный. Вскрикнув раненой птицей, затих кларнет. По лицу старого трубача текла кровь.

5-ая девочка: Барабанщик, тяжело припадая на левую ногу, из последних сил выбивал лихую парадно-строевую дробь. Японцы дрогнули. И так, с оркестром и развернутым знаменем, полк вышел из окружения. Шедший впереди оркестра капельмейстер не получил ни единой царапины, но двое его оркестрантов погибли, а семерых тяжело ранило.

Ведущий: В мае 1906 г. полк вернулся в Златоуст, где своим погибшим друзьям Шатров посвятил вальс. На нотах своего только что родившегося вальса Илья Алексеевич сделал надпись: «Мокшанский полк, на сопках Маньчжурии». Этим названием он хотел лишь зафиксировать место создания произведения, вовсе не собираясь живописать в музыке ни дальневосточный пейзаж, ни батальные сцены.

4-ая девочка: До конца своих дней маэстро настаивал на том, что «На сопках Маньчжурии» - отнюдь не реквием в ритме вальса, это объяснение в любви к Родине.

5-ая девочка: Над могилой Ильи Алексеевича Шатрова лежит плита из белого мрамора с надписью золотом: «Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса «На сопках Маньчжурии».

Звучит вальс «На сопках Маньчжурии»

концертный номер - А. Иванов-Крамской «Вальс»


Ведущий: У нас в народе любят вальсы. Много вальсов было написано в годы Великой Отечественной войны - Они помогали бойцам верить и побеждать.

А сколько великолепных вальсов звучало в старых кинофильмах. Много прекрасных песен написано в ритме вальса.

концертный номер – песня считалочка из музыкального цикла «Мама»

Ведущая: Шелест платьев, легкое поскрипывание паркета, элегантность линий, улыбки, взгляды, жесты – все до мелочей следует музыке, струящейся по залу, разливающей предчувствие праздника. Она-то вкрадчиво затихает, словно вспоминая забытую мелодию, нащупывая струны души, то вторит ударам сердца, подбирая слова и фразы, и незаметно, шаг за шагом, увлекает в движение, порыв, вихрь. Зал как огромное море, и с упоительным ритмом накатывают волны: раз-два-три, раз-два-три…

Концертный номер – Ю.Литовко «Вальс»

Ведущий: Вальс…Может быть, это маленький секрет большого чуда, которое называется действием сердца. Вальс…Может быть, это одна из тех драгоценностей нашей души, при встрече с которыми происходит узнавание нас – искренних и настоящих. И если вы скажете, что не умеете танцевать, я вам не поверю – ведь абсолютно каждый человек способен дарить любовь, доброту и щедрость, каждый способен подарить, пусть на мгновение, счастье другому… А это и есть вальс – вальс вашего сердца.

Сегодня мы очень много о нем рассказали. Но ведь скоро международный женский день – 8 марта, и мы не можем не поздравить наших мам и бабушек с этим прекрасным праздником. А поздравлять их будут наши самые маленькие музыканты из центра раннего развития – «Божья коровка»

Концертный номер – «Божья коровка»







6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!