СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий музыкальной гостиной "Чувашские композиторы -детям"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Ядринской детской школе искусств имени А.В. Асламаса  состоялась встреча в музыкальной гостиной «В мире прекрасного», посвященная Дню празднования чувашского языка.В Ядринской детской школе искусств имени А.В. Асламаса  состоялась встреча в музыкальной гостиной «В мире прекрасного», посвященная Дню празднования чувашского языка.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий музыкальной гостиной "Чувашские композиторы -детям"»


Музыкальная гостиная

«В мире прекрасного»


К Дню празднования Чувашского языка и культуры

«Выдающиеся люди родного края»

«Чувашские композиторы –детям»


  1. О. Агакова «Çĕмĕрт çеçки çурӑлсан» (Расцвела черемуха), исп. Архипова Евгения

  2. О. Агакова «Аннепе калаçни» (Разговор с мамой), исп. Прокопьева Екатерина.

  3. Обр. Ф. Павлова Чувашский народный танец «Тюньки-тюньки», исп. Обьездчиков Макар.

  4. А. Асламас «Хĕлехи ир» (Морозное утро), исп. Коракова Анастасия.

  5. Р. Ильгачева «Анне» (Мама), исп. младшая группа хора «Веснушки».

  6. Р. Ильгачева «Автан» (Петух), исп. старшая группа хора «Веснушки».

  7. Ф. Павлов «Линкка-линкка», исп. Мамейкина Марина

  8. Л. Чекушкина «В ожидании рождества», исп. Изоркина Елена.

  9. Г. Воробьев «Песня», исп. Толстова Елизавета.

  10. Г. Воробьев «Игра в прятки», исп. Романова Мария.

  11. А. Петров «Ноктюрн», исп. Александрова В.Г.

  12. В. Ходяшев «Девичий танец», исп. Фортепианный ансамбль Александрова В.Г. и Сенько Л.А.

  13. В обр. Г. Воробьева «Чувашский танец», исп. Ижеев Алексей.

  14. Ф. Лукин «Тӑри» (Жаворонок), исп. Хор «Веснушки».

Здравствуйте дорогие друзья, любители и почитатели классической музыки. Мы в очередной раз собрались в музыкальной гостиной «В мире прекрасного» накануне нашего национального праздника, который мы отмечаем уже много лет - с 1992 года - День чувашского языка. Сохраняя самобытность и уникальность чувашского языка, мы сохраняем и культуру чувашей в целом - это и фольклор, народные ремёсла, национальные обряды, музыкальное, изобразительное, театральное искусство и многое другое. Чувашская земля богата талантливыми и выдающимися людьми. Все они вложили большой вклад в развитие Республики в своей области – в строительстве, экономике, сельском хозяйстве; в образовании, культуре, медицине и мн.др. Это выдающиеся имена, которые навсегда вошли в историю Чувашской Республики. А так как мы собрались здесь музыканты – темой нашей встречи станет чувашская музыка для детей, а назвали мы ее «Чувашские композиторы – детям». Мы послушаем произведения чувашских композиторов, и я немного расскажу о том, как они пришли к сочинению музыки, о их жизни и творчестве.


I. Познакомимся с Олимпиадой Яковлевной Агаковой. Она родилась 23 июля 1918 года в деревне Сеткасы Ядринского района Чувашской Республики в семье сельского учителя. Она закончила музыкальный техникум по классу фортепиано и вокальное отделение. Она участник Великой Отечественной войны. Она автор Хрестоматии для фортепиано для 1-7 классов детских музыкальных школ. Все произведения написаны на народно-песенной основе. Мы послушаем 2 пьесы из этого сборника:

1. О. Агакова «Çĕмĕрт çеçки çурӑлсан» (Расцвела черемуха), исп. Архипова Евгения

  1. О. Агакова «Аннепе калаçни» (Разговор с мамой), исп. Прокопьева Екатерина.


II. У истоков профессиональной музыки стоит музыка народная. Основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка сказал: «Музыку создает народ –а мы, композиторы, лишь ее аранжируем». Первые чувашские композиторы, основоположники чувашской профессиональной музыки, Ф. Павлов, В. Воробьев, С. Максимов вначале творческого пути делали обработки чувашских народных песен и танцев. Народные инструменты – баян, гармонь, особенно ярко и зажигательно звучат в плясовых мелодиях. Обьездчиков Макар исполнит Чувашский народный танец «Тюньки-тюньки» в обработке Федора Павлова.

  1. Ф. Павлов Чувашский народный танец «Тюньки-тюньки», исп. Обьездчиков Макар.


III. Имя этого композитора носит наша школа -это Анисим Васильевич Асламас. Уроженец Ядринского района, дер. Вурманкас-Асламасы.  участник Великой Отечественной войны. В 13 лет решил стать музыкантом и отправился в г. Чебоксары, поступив сначала на подготовительный курс Чувашского музыкального училища. Но началась Великая Отечественная война. Училище закрыли, он вернулся в родную деревню, а затем призван был на фронт: воевал под Брянском и Орлом, в Белоруссии, Восточной Пруссии, Польше, Германии. Был связистом-телефонистом, начальником направления связи, музыкантом полкового духового оркестра. А. Асламас много лет проработал преподавателем. Писал в то же время музыку инструментальную, симфоническую, песни, музыку для драматических спектаклей. Среди его сочинений есть музыка для юных пианистов – называется сборник «Тӑван ялта» («В родной деревне»). Одну из пьес этого сборника, «Морозное утро», исполнит Коракова Анастасия.

  1. А. Асламас «Хĕлехи ир» (Морозное утро), исп. Коракова Анастасия.


IV. Родилась Рина Ивановна Ильгачева в 1935 г. в д. Кинеры Козловского района Чувашской Республики. Окончила Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова, Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Работала преподавателем хорового дирижирования и музыкально-теоретических дисциплин. Р.И. Ильгачева известна как композитор, дирижер и педагог. Ею созданы песни и хоры, романсы, осуществлены чувашские народные песенные обработки. Наибольшую популярность приобрели ее романсы «Уйрăлу» (Разлука), «Хĕрарăммакăрни» (Плач женщины) на стихи Р. Сарби, хоровая песня «Чăрăш» (Ель) на стихи В. Грибанова. Она автор методического пособия под названием «Чувашские народные песни для детей».

Наш школьный хор «Веснушки» исполнит две песни:

5. Р. Ильгачева «Анне» (Мама), исп. младшая группа хора «Веснушки».

6. Р. Ильгачева «Автан» ( Петух), исп. старшая группа хора «Веснушки».


 V. Федор Павлович Павлов – один из основоположников чувашской профессиональной музыки. Это был один из самых талантливейших личностей: выдающийся композитор, талантливый поэт, драматург, дирижер, общественный деятель культуры. «По моему глубокому убеждению, сочетать служебную, научную, литературную и общественную деятельность — это не недостаток, а скорее достоинство. Конечно, об этом я заявляю с сознанием своих чрезвычайных скромных способностей. Будем работать, пока есть силы и здоровье". Еще одна обработка чувашской мелодии Ф. Павлова - чувашский танец Линка-линка.

7. Ф. Павлов «Линкка-линкка» (Линка-линка), исп. Мамейкина Марина.


VI. Чекушкина Лолита Васильевна - талантливый, активно и плодотворно работающий чувашский композитор, член Союза композиторов России с 1996 года. Её музыка, студентки Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, исполнялись на VI съезде композиторов Чувашии. Большим событием культурной жизни республики стала премьера её балета «Зора.

Музыка Л.В. Чекушкиной ярко национальна. На основе чувашского фольклора ею созданы такие значительные произведения, среди них, три обработки для смешанного хора (Хороводная, Свадебная, Поминальная), две инструментальные пьесы для ансамбля народных инструментов - «Сплетницы» и «Соперники», вокально-хореографическая композиция «Под звуки свирели», вокально-хореографическая композиция «Сурхури», цикл «Пьесы для фортепиано на темы Гаврила Федорова», около двадцати обработок для тенора и синтезатора, сюита для мужского хора «Сарă кун» (В стране предков), «Нимене» для смешенного хора и симфонического оркестра и мн.др.

Имя Л.В. Чекушкиной внесено в энциклопедию «Одаренные дети - будущее России».

8. Л. Чекушкина «В ожидании рождества», исп. Изоркина Елена.


VII. Геннадий Васильевич Воробьев (1918-1939) - один из самых ярких представителей профессиональных чувашских композиторов XX столетия. Его отец был композитором и также одним из основоположников чувашской профессиональной музыки. Геннадий Воробьев прожил очень короткую жизнь –всего 21 год, но им написано около 70 произведений разных жанров. Он автор Первой чувашской симфонии. Наиболее объемная часть творческого наследия Г.В. Воробьева - его фортепианная музыка - «Детская сюита» и оригинальная сюита «Акатуй» («Праздник в колхозе»).

9. Г. Воробьев «Песня из Детской сюиты», исп. Толстова Елизавета.

10. Г. Воробьев «Игра в прятки», исп. Романова Мария.


VIII. Родина Анатолия Алексеевича Петрова - село Тарханы Батыревского района Чувашии, где родился он 12 ноября 1930 года в семье Алексея Петровича Петрова, учителя и директора Первомайской средней общеобразовательной школы. История школы связана с именем просветителя Ивана Яковлева, при содействии которого в 1892 году было построено здание в прошлом церковно-приходской школы. Мать будущего композитора Антонина Никитична Эсливанова до революции училась в Симбирской чувашской учительской школе. Неплохо играя на скрипке, с детства учила она сыновей играть на ней. Самым музыкальным из троих детей оказался младший – Анатолий, который самостоятельно освоил и гармонь, баян, аккордеон.

В музыкальном училище Анатолий занимался на оркестровом отделении. Его педагогами по классу скрипки были Анатолий Дуняк и Виктор Ходяшев. В училище началась его дружба с сокурсником скрипачом Юрием Илюхиным, в будущем известным чувашским музыковедом.
Сочинять музыку А. Петров начал к концу первого курса небольшие пьесы, песни с фортепианным сопровождением. Он писал много для симфонического оркестра, а также и произведения для фортепиано и других инструментов. Мы послушаем Ноктюрн Анатолия Петрова в исполнении преподавателя Александровой Валентины Георгиевны.

  1. А. Петров «Ноктюрн», исп. Александрова В.Г.


IX. Как говорил Виктор Александрович Ходяшев, на большую дорогу искусства его вывела скрипка. На скрипке немного умел играть отец, а в 8 лет на учёбу в детскую музыкальную школу его отвела мама, Софья Николаевна.

На композиторский путь молодого скрипача «сманил», как говорил сам Виктор Александрович, его друг, талантливый чувашский композитор Геннадий Воробьёв. Жили они по соседству и дружили с детства, вместе учились в музыкальном техникуме и в вузе, хоть и не в одно время, но у одного педагога - профессора Г.И. Литинского. Часто вместе играли в ансамбле, особенно любили скрипичные сонаты Э. Грига, в которых Геннадий исполнял партию фортепиано. Виктора потрясла неожиданная смерть друга, студента Московской консерватории, которому был всего 21 год (1939). О нём В.А. Ходяшев позднее напишет книгу «Геннадий Воробьёв. Краткий очерк жизни и творчества», первую в Чувашии монографию о композиторе, выпущенную в 1968 году Чувашским книжным издательством.Кульминацией творчества композитора стала партитура национального балета «Чудесная вышивальщица», написанного на либретто драматурга М. Ухсай). «Это произведение особо дорого мне, - говорил В.А. Ходяшев, - я хотел рассказать о душе чувашского народа, о его мыслях, запечатлённых в прекрасной вышивке, о борьбе добра и зла и о торжестве любви».

В историю чувашской культуры В.А. Ходяшев вошёл и как талантливый педагог. Был он преподавателем оркестрового класса, класса скрипки и теоретических предметов в Чебоксарской музыкальной школе, работал в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова.

  1. В. Ходяшев «Девичий танец», исп. фортепианный ансамбль Александрова В.Г. и Сенько Л.А.

  2. В обр. Г. Воробьева «Чувашский танец», исп. Ижеев Алексей.


X. Филипп Миронович Лукин. С именем Ф. М. Лукина связаны наиболее яркие достижения в песенном и хоровом творчестве композиторов Чувашии. Он создал около 800 вокальных сочинений, среди них – массовые песни, хоры без сопровождения [«Çăкăр» (Хлеб), «Асатте юрри» (Песня старца), «Хĕрсен такмакĕсем» (Молодёжная хороводная)], песни-романсы, песни для детей, фольклорные обработки, записанных им самим народных песен, в т. ч. «Чĕнтĕрлĕкĕпер» (Узорчатый мост), «Шур перчетке» (Белые перчатки).

  1. Ф. Лукин «Тӑри» (Жаворонок), исп. Хор «Веснушки».


Имена композиторов, чьи произведения звучали сегодня на сцене, золотыми буквами вписаны в историю музыкальной культуры чувашского народа и достойны памяти благодарных потомков.   



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!