СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий народного обрядового праздника «Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий народного обрядового праздника

«Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!»

Цели и задачи:

  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору.
  • Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные песни и игры.
  •  Актуализировать знания детей о птицах.
  • Воспитывать любовь к природе, птицам.
  • Создавать благоприятный микроклимат и праздничную атмосферу.
  • Способствовать радостному эмоциональному объединению всех детей в совместной деятельности при подготовке к празднику и участию в нём.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий народного обрядового праздника «Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!»»

Сценарий народного обрядового праздника

«Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!»

Цели и задачи:

  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору.

  • Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные песни и игры.

  •  Актуализировать знания детей о птицах.

  • Воспитывать любовь к природе, птицам.

  • Создавать благоприятный микроклимат и праздничную атмосферу.

  • Способствовать радостному эмоциональному объединению всех детей в совместной деятельности при подготовке к празднику и участию в нём.

Ход праздника

Слайд 1

Звучит русская народная песня «Летели две птички».

Слайд 2

Т.С.: - Здравствуйте, гости званные!

Е.В.: - Гости званные да желанные!

Т.С.: Приглашаем вас к нам на праздник, а называется он: «Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!».

Е.В.: Будем сегодня хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять!

Слайд 3

Т.С.: -    Ребята, мне кажется, солнышко ярче светить стало.  А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?
-     Потому что наступила весна!
-    Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны?   (появились проталинки, сосульки, день становится длиннее, а ночь короче, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный)
Е.В.: -    А какой месяц сейчас идёт? (наступил месяц март).
Ведущий:  - Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала».

Слайд 4

Т.С.: -    Жизнь наших предков очень сильно зависела от природных условий, прежде всего, от погоды. Благополучие крестьянской семьи зависело от того, вовремя ли провели сев, убрать осенью урожай. Земледельцы внимательно следили за ветрами и облаками, туманами и росами, за поведением животных и птиц.

Слайд 5

Е.В.: -    20 марта – День весеннего равноденствия, ждали всю долгую зиму и встречали его праздничными обрядами.

Послушайте песню «Вот и зимушка проходит».

Слайд 6

Е.В.: -    Во многих странах этот день считается «Новым годом». Например, в Казахстане празднуют «Наурыз». Готовят праздничные угощения, пекут «Баурсаки».

Слайд 7

Т.С.: -    А православная церковь 22 марта отмечает день памяти сорока мучеников. Сорок дружинников были связаны любовью к Иисусу Христу, отказывались и от почестей, и от богатства, но не соглашались принести жертву языческим богам. Посмотрите, как это было. (Видео 40 святых.)

Слайд 8

Е.В.: -    А ещё в марте из дальних стран начинают прилетать птицы. В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. В народе этот день называется «сороки».

Т.С.: -    Считалось, что с этого дня до наступления тепла остается сорок утренних морозов. Сорок дней, начиная с этого, хозяйки выбрасывали из окна хлебные кусочки со словами:

Е.В.: -   

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся,

Подобру-поздорову!

Слайд 9

Т.С.: - Русская пословица говорит: «Как птицы прилетят, так и тепло пойдет!». Первая из прилетающих птиц – полевой жаворонок и эту птичку ждали больше всего, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться ото сна. Поэтому и наш праздник называется «Жаворонки». Послушайте, как он поет.

Слайд 10

Е.В.: -    22 марта хозяйки затевали тесто и пекли «жаворонков».

Т.С.: - Благослови, мати, весну закликати, весну закликати, зиму провожати.

Е.В.: Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог.

Т.С.: Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней.

Е.В.: Станет солнышко добрее, а дни - светлее и длиннее.

Т.С.: Жаворонок, прилети,

Красну весну принеси!

Нам зима надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Е.В.: Зима, зима ступай за моря!

Там пышки пекут,

Киселя варят, зиму манят.

Кыш, полетели!

Слайд 11-14

Т.С.:

Дети бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали заклички. Давайте, дети, и мы с вами их исполним заклички.

Дети:

Жаворонушки, уж вы матушки

Прилетите к нам, принесите нам

Весну красную, на сохе, на бороне,

на ржаном калаче!


Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце


Жаворонки, ноги тонки

Прилетите к нам, принесите нам
Конфетки на ветке, весну красну

Лето теплое!


Слайд 15

Е.В.:

На сороки обычно ходили «окликать весну» – на высоком открытом месте пели протяжные, зазывные песни-веснянки, «гукали».

Сейчас мы с вами послушаем веснянку. Сначала нам надо попробовать гукнуть: Гу!

После запева, по сигналу, надо всем вместе громко и протяжно крикнуть: Гу!

Слайд 16

Т.С.: Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.

Е.В.:

Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Высоко взойди, далеко посвети!

На темные лесочки, на сырые борочки,

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ!

Т.С.: А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

Птицы весело поют, весну - красну на крыльях несут!

Слайд 17

Е.В.: Ребята, а еще на праздник люди играли. Вот и мы сейчас

с вами поиграем в русскую народную игру «Солнышко».

Игра «Солнышко»

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

Слайд 18

Т.С.: Ну что ж дети, Солнышко взошло и ярко светит, а мы сейчас весну закликать будем.

Дети: Весна красна, на чем пришла?

Е.В.: -Отвечает Весна: На сохе, на бороне

На вертучем колесе.

На кнутику, на хомутику.

Т.С.: Здравствуй, Весна красная, гостья долгожданная!

Е.В.: -Отвечает Весна: Я Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,

С радостью, с благостью, с великой милостью.

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).

А еще принесла вам здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье – человечье.

Т.С.: Весна - красна, чем ты нас одаришь?

Е.В.: -Отвечает Весна: Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.


Слайд 19

Е.В.: Итак, Ребята, еще одна из примет весны, это повсюду текущие ручейки, вот и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

Слайд 20

Т.С.: С приходом весны из – за гор, из – за морей прилетают птицы.

Ежегодно 1 апреля мир отмечает Международный день птиц.

Вот и с нашей весной к нам пташки прилетели.

Сможете отгадать как их зовут?

Слайд 21

Загадки.

Е.В.: 1.Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).

Т.С.: 2.Спереди у птички шильце, позади у птички вильце.

Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка).


Слайд 22

Е.В.: 3. Он прилетает каждый год туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет, а все же голос свой имеет. (Скворец).

Т.С.: 4.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)


Слайд 23

Е.В.: 5. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.

Его и песни, и полет вошли в стихотворение. (Жаворонок)

Т.С.: Загадки все вы отгадали, молодцы.

Е.В.: - Жаворонки могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, живут духи-покровители.

- Эта птица является символом добра и счастья.

А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Жаворонок»

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

-Вам понравилось играть?

Слайд 24

Т.С.: …Жаль, что « жаворонков» день редко празднуется. А ведь он очень созвучен поре, когда природа, умирающая зимой, возвращается к жизни!

Е.В.: Пришла весна! Пришла к нам

С радостью, с радостью,

С превеликой к нам милостью

На урожай богатый

Да на хлеб насущный!

Т.С.: И помните, что один весенний день

Год кормит!

-Подведем итог.

-Какое сейчас время года?

-Назовите признаки весны.

-Когда наступает День весеннего равноденствия?

-Как называется праздник который мы сегодня отмечали? (Жаворонки, Сороки, день птиц)

-Какие обычаи русского народа вы сегодня узнали?

Е.В.: Весну красную мы встретили,

Да как праздник наш прошел, не заметили.

Под веселый перепляс

Распрощаемся сейчас.

Т.С.: До новых встреч!






4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!