СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий научно-практической конференции по биологии и экологии для учащихся 11 классов,посвященной Году окружающей среды

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий экологической напрвленности,включает план выступлений учащихся с мини-пректами по раным источникам загрязнений окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий научно-практической конференции по биологии и экологии для учащихся 11 классов,посвященной Году окружающей среды»

Сценарий научно - практической конференции

по биологии и экологии

для учащихся 11 классов, посвященной Году окружающей среды.


Девиз: «Природа - мать любит и жалеет нас, своих детей! За что же мы ее дети, отвечаем ей черной неблагодарностью?!»

Цель:

углубить знания учащихся о влиянии некоторых промышленных отраслевых комплексов на окружающую среду.

Задачи:

1)Проведение в жизнь принципа непосредственного участия школьников в добывании знаний по изучению экологических вопросов, раскрывающих связь между качеством окружающей среды и здоровьем людей.

2)Акцентирования внимания ребят на личную ответственность каждого жителя Земли за состояние окружающей среды.

3)Формирование практических умений и навыков исследования окружающей среды, здоровья человека.

Оформление зала:

рисунки, плакаты учащихся на природоохранную тематику; выставка научно — популярной литературы по экологии, поделки из бросового материала ,видео сюжет о загрязнении человеком природы.

Для демонстрационных опытов:

пробирки, штатив, колбочки с раствором куриного белка, вода из природного водоема для анализа ее частоты, раствор CuSO4 и NaOH, раствор марганцовки, дистиллированная вода.


Начало: Показ видеосюжета о варварском отношении человека на природу.

Ведущий 1: В тихом океане обнаружен «остров из мусора размером с центральную Европу! По данным немецкого журнала GEO, «остров» весит примерно 3 млн. т. это в 6 раз больше веса всего природного планктона в Мировом океане. Среди мусора преобладают пластиковые предметы. По мнению ученых, «остров» расположенный между Калифорнией и Гавайскими островами, образовали круговые океанические течения, которые подбираю! «мусор» у берегов Японии и США и несут его в центр океана» (Интернет, апрель 2004)

Ведущий 2: Конечно, эта информация - не более чем первоапрельская шутка. Однако всем нам хорошо знакома старая истина: «В каждой шутке есть доля правды»! Для того чтобы в этом убедиться, достаточно представить себе объем отходов, которые производит человечество только за 1 год - примерно 6 млрд. т.! Вот вам и первоапрельский «остров» Установлено, что в настоящее время темпы загрязнения окружающей среды промышленными отходами и бытовым мусором увеличиваются на 1 % в год, а количество отходов, которое оно производит, увеличивается ежегодно на 4%.

Ведущий 1: Отсюда десятки миллиардов тонн промышленных бытовых отходов и мусора. С учетом демографической ситуации в мире ее тенденции, мировая система идет не к выходу из кризисной ситуации, а к углублению глобального экологического кризиса, составной частью которого является так называемая «мусорный кризис». Все отходы можно разделить на две большие группы: отходы производства и отходы потребления. О них нам сегодня и предстоит поговорить.

Ведущий 2: А в начале чуть - чуть истории. Как вы думаете, проблема отходов нова? Послушайте следующие факты.

Ученик 1: Загрязнение окружающей среды вовсе не является чем - то новым. Еще в 1306 году английский король Эдуард 1 жаловался на невыносимое зловоние, распространяемое по Лондону горящим огнем, которым топили камины, и запретил его использовать. Всем хорошо известен Чистопрудный бульвар, входящий в бульварное кольцо Москвы. Свое название он получил от названия пруда - Чистый, который здесь был задолго до бульвара. Но чистый пруд был не всегда. Трудно себе представить, что когда - пруд, по которому сейчас грациозно плавают лебеди, назывался Поганым: в него сливались отбросы боен, стоявших на Мясницкой улице. Пруд очистили и переименовали в Чистый в 1703 году, а более чем через сто лет в 1830 г.г. от него получил имя и устроенный здесь бульвар. Средневековье и наступившее потом новое время видится нам как эпоха благородных рыцарей, прекрасных дам, сверкающих дворцов. Блеск, изящество, тонкий аромат цветущих садов - такими мы видим города прошлого с экранов TV или они возникают в нашем воображении. Однако в знаменитом романе «парфюмер» писатель Патрик Зюскинд рисует перед нами совсем иную картину.

«В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы отвратительно пахли навозом, дворы - гнилым деревом и крысиным пометом, кухни - скверным углем и бараньим салом, непроветренные гостиные пахли слежавшейся пылью, спальни - грязными простынями. Из каминов несло дымом, из дубилен - едкими щелочами, со скотобоен несло мясом. Отвратительно пахли реки, площади, церкви, пахло под мостами и во дворцах. И, разумеется, в Париже стояла самая большая вонь, ибо Париж был самым большим городом во Франции». Подобные описания запечатлелись на старинных гравюрах. В некоторых районах средневекового города знатные люди были вынуждены прибегать к помощи слуг, чтобы не увязнуть по колено в потоках сточных вод, несущих всевозможный мусор». Неприятные описания, правда? Только вот и в наш век высоких технологий мы иной раз сталкиваемся с подобным безобразием, зачастую проходя мимо. И вот подобные наши встречи моя частичка в заботе об окружающей среде. Мы рубим лес, устраиваем свалки. Но кто же под все возьмет? Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки. Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы отбирая,

Что землю надо тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая.

Ведущий 1:Известно, что металлы играют важную роль в жизнедеятельности живых организмов, входя в их состав в виде микроэлементов (Са, Na, Те, К, Mg) и микроэлементов (Со, Си, Ln, Mo, Li,и др.).они участвуют структурировании белков, нуклеиновых кислот, активных центров ферментов, активируют биохимические реакции, участвуют в ионной проницаемости мембран и т. д.

Ведущий 2: Вместе с тем в условиях интенсивного воздействия человека на окружающую среду (добыча руд, минералов, развитие транспорта) природная среда интенсивно загрязняется как биогенными, так и чужеродными металлами. Наибольшую опасность из них представляю так называемые тяжелые металлы: ртуть, цинк, медь, кадмий, свинец. При избыточном поступлении в организм они вызывают глубокую необратимую денатурацию белков, образуя нерастворимые соли комплексного характера.

Ведущий 1: Масштабы отравления медью наиболее опасны в промышленных, медедобывающих районах,-, где на 1 тонну добытой меди приходится 2 тонны пыли содержащей 15% меди, 60%оксидов железа, по 4% мышьяка ртути, цинка, свинца. Чтобы получить 1 тонну меди нужно переработать 100 тонн руды. При избытке меди в организме угнетение многих ферментов, разрушаются железосодержащие белки(гемоглобин, ферритин) в результате замещения железа на медь. Вследствие отравления медью возникает глобинонурия, желтуха. Страдает нервная система.

Ведущий 2: Давайте посмотрим опыт, который продемонстрирует вам (имя ученика 2).

Ведущий 1: Тем самым мы убедились в вышесказанных словах. Основным поставщиком тяжелых металлов в окружающую промышленность является металлообрабатывающая промышленность. О вкладе этой промышленности в загрязнение окружающей среды расскажет (имя ученика 3)

Ведущий 2: Помимо меди, в огромных масштабах загрязняются реки, поля, леса, придорожные полосы, воздух соединениями свинца. Связано это с использованием долгие годы антидетонаторной добавки к бензину - тетраэтилсвинца, выбрасываемою в атмосферу вместе с выхлопными газами автомобилей. Вследствие этого за последние несколько десятилетий уровень свинца в крови людей увеличился. Это приводит к раковым заболеваниям, т. к. свинец в несколько раз усиливает действие канцерогенных веществ.

Ведущий 1:О проблемном автотранспорте, без которого сейчас трудно обойтись расскажет (имя ученика 4)

Ведущий 2:А вот какую исследовательскую работу провела ученица (имя ученика).Ей (ему)слово.

Ведущий 1: В народе говорят: «в своем доме и стены помогают». Из каких бы материалов вы предпочли бы построить стены своего дома: из дерева, красного или силикатного кирпича, бетона или строительных блоков? Почему? (лучше дерево, красный кирпич, бетон т.к. другие металлы содержат значительное количество радиоактивного радона). Оказывается не все просто со строительной индустрией, которая сейчас при поддержке президента набирает обороты.

Ведущий 2:Слово предоставляется (имя ученика 6), чье выступление касается роли строительной индустрии на окружающую среду. Человек как любое живое существо нуждается в питательных веществах и энергии. А если народонаселение планеты составляет более 6,1 млрд. человек на 2001 год, то представляете сколько это еды?! Так в настоящее время всем людям земли ежедневно требуется около 2млрд. тонн пищи, 10 млн. тонн воды, 2 млрд. метров кубических метров кислорода для дыхания. А экология. Давайте послушайте (имя ученика).

Ведущий 1:Даем справку о Пищевых отходах:

Ущерб природе: практически не приносят; используется различными органами для питания.

Вред человеку: гниющие пищевые отходы - рассадник микробов, они выделяют дурно-пахнущие и ядовитые вещества в больших количествах.

Пути разложения: используются в пищу различными микроорганизмами.

Конечный продукт разложения: тело организмов; углекислый газ и вода.

Время разложения: 1 - 2 недели.

Способ вторичного разложения: компостирование, в результате образуется перегной. Категорически запрещается бросать в огонь, т. к. могут образоваться диоксиды (семейство хлорорганических соединений, многие из которых обладают канцерогенными, вызывают рак), мутагенными

( изменяющими наследственность) и тератогенными (уродующим зародыш действием). Половина их попав в окружающую среду разрушится через 10-15 лет!

Ведущий 2: Думайте сами, решайте сами - сжигать или не сжигать. Помимо живых отходов человека сопровождает макулатура, металлолом, консервные банки, фольга и др.

Ведущий1: Кстати батарейки - очень ядовитый мусор, т. к. содержит цинк, оксид марганца (IV) опасные для живого. В электрических батарейках ртути содержится до 300 мг, в батарейках для электронных часов - до половины веса. Одна батарейка загрязняет до 20 м3 грунта, разлагаясь в основном 10 лет, а если попадает в соленую воду 1 год. А сколько их на свалках?

Ведущий 2: Как вы поняли тема следующего выступления «Бытовые загрязнения» с которыми вас познакомит (имя ученика).

Ведущий 1:Любое производство требует затрат энергии, поэтому человек издревле озабочен поисками ее источников. Какие источники вы знаете? (солнечная или энергия ветра, приливно-отливная, геотермальная, энергия гейзеров, морских и океанических течений) построение ГЭС, ТЭС, АЭС. Сопровождается ли использование различных видов энергии негативными последствиями для окружающей среды? Вы скажите - да, приведете много примеров.

Вспомнить хотя бы японские города Хиросиму - Нагасаки, Чернобыль. Давайте предоставим слово следующему участнику конференции (имя ученика). Она(он) затронет вопрос влияния этого комплекса на природу.

Ведущий 2:В наше время бурно развивается легкая промышленность и сфера обслуживания. Особое положение у отечественного производителя, который поддерживается правительством. А что несут кроме удобной обуви, красивых и элегантных пальто, костюмов отрасли этого производства?

Я приглашаю к разговору (имя ученика) с докладом « воздействие на природную среду легкой промышленности и сферы обслуживания».

Ведущий 1:Основа жизни человеческого общества является сельское хозяйство. Какие негативные моменты возникают у аграриев в связи с их деятельностью и природоохранными ведомствами. Об этом расскажет вам (имя ученика).

Ведущий 2:Ежегодно от загрязнения окружающей среды в мире погибает около 8 тыс. человек. ( по данным ВОЗ). В беднейших регионах мира примерно каждый 5 ребенок не доживает до 5лет. Основная причина смерти - заболевания связанные с состоянием окружающей среды. От них на планете ежегодно умирает 11 млн. детей, что равно населению Норвегии и Швейцарии вместе взятых. Мы с вами живы. Вы - будущие доктора, учителя, экологи, директора фирм, заводов, различных производственных линий. Помните об окружающей среде, защищайте ее, боритесь за нее. Пусть запомнятся вам такие слова: «Человек! В лице убитой тобою птицы, животного. Ты убиваешь собственного ребенка, а в себе человека».

Ведущий 1:Сейчас я предоставлю слово (имя ученика), который исполнит песню собственного сочинения.

Спасибо за внимание. До новых встреч.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!