Сценарий общешкольного мероприятия «Знаменитые математики России» (из Цикла «Великие люди науки»)
Автор - составитель: Дианова Ольга Вениаминовна, учитель физики и математики.
Мероприятие было проведено в рамках общешкольной недели физики и математики.
В школе стало традицией проведение Советом кабинета физики и математики мероприятий Цикла «Великие люди науки».
Данный сценарий может стать основой для подобных внеклассных мероприятий в любой общеобразовательной школе или учреждении дополнительного образования, а также можно его взять за основу при организации классного часа или воспитательского мероприятия.
Участники: учащиеся 5-8 классов.
Цель: привлечение внимания обучающихся к российскому 2021 году как Году науки и технологий, российскому Дню науки, помощь в понимании значимости и необходимости изучения различных наук в условиях современной школы.
Задачи:
Личностные УУД:
1. Формирование у ученика учебной мотивации.
Регулятивные УУД:
Осознание учеником то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
Развитие у ученика рефлексии.
Формирование у ученика адекватного реагирования на трудности и отсутствие боязни сделать ошибку.
Развитие у ученика адекватной самооценки.
Познавательные УУД:
Формирование у ученика умения структурировать полученную информацию в нужной форме.
Овладение учеником операциями сериации, классификации, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование у ученика умения осмысленно извлекать нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.
Формирование у ученика умения анализа и синтеза.
Коммуникативные УУД:
Формирование у ученика умения договариваться несиловыми методами.
Формирование у ученика умения вступать в диалог.
Формирование у ученика умения сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации.
У ребенка развита рефлексия (рефлексия в общении - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению).
Формирование у ученика умения слушать и слышать.
Формирование у ученика умения создавать устные высказывания.
Формирование у ученика умения выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
Формирование у ученика умения интегрироваться в группу сверстников.
Оборудование: проектор и экран, компьютер, ноутбук или интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft Office Power Point, интерактивные презентации, ручки, листы формата А4, рейтинговая таблица.
Форма проведения: внеклассное мероприятие, построенное в интерактивной форме, что соответствует рекомендуемому возрасту.
Подготовительный этап включает:
Подготовка ведущих и докладчиков мероприятия.
Разделение на команды.
Создание атрибутики команд (название, девиз, эмблема команды).
Подбор состава комиссии по подведению итогов викторины.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Начать разговор с вами хочется с ребуса. Отгадайте его, пожалуйста!
Ведущий 2: Да, на ребусе зашифровано слово УЧЁНЫЙ!
Ведущий 1: Значит точно сможете определить, о чем мы будем говорить сейчас?
Ведущий 2: Конечно, Совет кабинета физики и математики продолжает цикл мероприятий «Знаменитые математики России 2021» и сегодня мы продолжим разговор будет об ученых.
Ведущий 1: Мир меняется каждый день, изобретая и открывая что-то новое. Без этих достижений мы бы не продвинулись так далеко. Во все времена исследователи, ученые, разработчики пытались воплотить то, что упростит нашу жизнь и сделает ее интереснее. Мы продолжаем вспоминать великих людей, чьи идеи вышли на создание важных для человечества изобретений!
Наша страна всегда славилась талантливыми учеными. Что дала миру советская и российская наука в прошлые годы? Открытия, за которыми стоят имена нобелевских лауреатов Льва Ландау, Петра Капицы, Жореса Алфёрова. Гравитационные волны, озеро Восток в Антарктиде, космический проект «Радиоастрон», опыты с графеном и сверхтяжелые атомы… Список открытий и проектов, перевернувших ход научной и исторической мысли, можно продолжать! Не зря 25 декабря 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2021 году в России Года науки и технологий.
Именно сегодня мы поговорим об ученых, о которых чаще всего не вспоминают, говоря о созданных изобретениях. Но работы этих ученых всегда лежат в основе разработок любых изобретений, т.к. любое изобретение сопряжено с выполнением расчетов, сбором информации, ведении статистики и т.п. Сделать это без математических знаний невозможно. На помощь приходят знания из математики.
Сегодня мы будем вспоминать о математиках. Важно то, что речь пойдет именно о математиках России, ведь не зря в России 2023 год панируется объявить Годом математики.
Ведущий 2: Итак, мы приветствуем всех вас на мероприятии «Знаменитые математики России 2021». Сегодня вы узнаете о русских математиках, юбилеи которых приходятся на 2021 год, и примите участие в викторинах посвященных им.
Ведущий 1: Но прежде, чем начать мероприятие, давайте познакомимся с командами. Слово вам!
Знакомство с командами (презентация команд и приветствие командам соперников)
Ведущий 2: Ну что ж с командами мы познакомились. Настала пора перейти к основной части нашего мероприятия. Команды готовы?
Выступление 1 докладчика:
Слайд 1
В 2021 году еще у одного русского математика юбилей. Исполнилось 130 лет со дня рождения Ивану Матвеевичу Виноградову.
Слайд 2
Иван Матвеевич Виноградов появился на свет 12.09.1891 в селе Милолюб Псковской губернии в 11-ти километрах от Великих Лук Псковской губернии. Сейчас село практически вымерло, в нем проживает 3 человека.
Много позже математик, что его первым стадионом был лес, а первыми преподавателями – деревенские мальчишки, загорелые, подвижные, крепкие.
В его семье несколько поколений мужчин по материнской и отцовской линиям были православными священниками.
Отец математика также был священником, но одновременно работал церковноприходской школе. Папу математик очень уважал.
Свою фамилию Иван Матвеевич объяснял так. В семинарии, которую окончил его отец, выпускникам присваивали фамилии в зависимости от успеваемости, отстающие в науке получали фруктово-ягодные фамилии. По-видимому, успеваемость отца будущего академика, была не очень хорошей.
А вот склонность к точным наукам у мальчика появилась от мамы, которая в свое время окончила Мариинскую гимназию в Пскове с серебряной медалью, а затем была учителем в церковно-приходской школе.
В три года Иван Матвеевич уже читал, считал и писал. С удовольствием занимался математикой, и это очень поощряли родители. Они хотели, чтобы дети развивались всесторонне, занимались с ними живописью и ставили домашние спектакли. У маленького Вани было две сестры, Мария и Надежда.
А когда пришло время получать среднее образование, семья перебралась в Великие Луки, где тогда работали 16 средних образовательных учреждений.
Учиться Ване очень нравилось, потому что в училище, куда он поступил, преподавали расширенный курс математики и давали задачи повышенной трудности. В итоге окончил обучение будущий академик всего с двумя четвёрками – по немецкому и французскому языкам.
Во время учебы в училище И.М. Виноградов начал самостоятельно изучать высшую математику. После училища в 1910 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.
Через 4 года он окончил университет и остался там учиться в аспирантуре.
После окончания аспирантуры ученый работает в Томском и Пермском государственных университетах.
А с 1920-го стал профессором в Политехническом институте в Ленинграде (в этом институте сейчас учится выпускница нашей школы Лушкова Анита).
В 38 лет Иван Матвеевич получил звание академика наук и через год становится ректором Физико-математического института Академии Наук СССР. Но в этом же году в Москве открывается Математический института им. В.А. Стеклова, где Виноградову предложили стать директором института. Эту должность он занимал свыше сорока пяти лет — до самой своей смерти, за исключением нескольких военных лет, когда институт возглавлял другой выдающийся математик С.Л. Соболев.
Иван Матвеевич постоянно много работал. В 90 лет он сетовал, что прошел целый год, а у его нет новых научных работ.
Виноградов первым из ученых получил Сталинскую премию в 1941 г. за разработку метода тригонометрических сумм. Но он решил перечислить эти деньги в фонд Красной армии. И призвал других последовать его примеру.
Академик обладал большой физической силой. Он мог один втащить рояль на четвертый этаж. По воспоминаниям математика Е.С. Вентцеля, он обещал поставить зачет-автомат тому из студентов, кто сможет его побороть. Получить таким образом зачет никому не удалось.
Любимыми занятиями математика была рубка дров и борьба на руках (современный армрестлинг).
Из видов спорта академик больше всего любил шахматы и альпинизм, даже в 70 лет продолжал ходить в горы.
Иван Матвеевич обладал феноменальной памятью. Он помнил множество географических фактов и исторических дат.
В Академии наук И.М. Виноградов пользовался большим авторитетом, фактически он был неформальным главой советских математиков.
Иван Матвеевич Виноградов создал немало научных трудов, в том числе учебник «Основы теории чисел», который впоследствии неоднократно переиздавался и переводился на другие языки.
Он имеет множество государственных наград, дважды становился Героем Социалистического Труда, обладал пятью орденами Ленина и орденом Октябрьской революции. Кроме того, академик удостоен медали «За доблестный труд в ВОВ» и Золотой медали Ломоносова.
Слайд 3
Математик Иван Виноградов никогда не был женат, жил вместе со своей сестрой Надеждой.
Обе его сестры с отличием закончили женскую гимназии в Великих Луках и, кроме того, сдали экстерном курсы по математике и физике в училище, чтобы иметь возможность стать вольнослушательницами в Петербургском политехническом институте.
Слайд 4
Надежда Матвеевна защитила докторскую диссертацию, заведовала кафедрой в одном из московских институтов.
Вторая сестра, Мария Матвеевна, тоже занималась наукой, но умерла в 30 лет, собирая на юге России материал для своих трудов.
В последние годы жизни математик много времени проводил на даче в Абрамцево, где занимался цветоводством и садоводством. Однако он не оставил работу и до конца своих дней руководил Математическим институтом Академии Наук СССР. Ежедневно, не пользуясь лифтом, Иван Матвеевич поднимался быстрыми шагами в свой кабинет и, сидя за письменным столом, занимался текущими делами.
Слайд 5
Умер И.М. Виноградов 20 марта 1983 г. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В селе Великие Луки в восстановленном по чертежам родительском доме находится Дом-музей академика, причем он появился еще при жизни Ивана Матвеевича. Дом является точной копией оригинала. Это единственный в России музей, посвященный ученому-математику.
В 1991 г. Академией наук СССР была учреждена золотая медаль имени И.М. Виноградова. Позднее эта награда была преобразована в премию имени И.М. Виноградова за научные достижения в области математики, присуждается и в настоящее время.
Слайд 6
У меня все. Спасибо за внимание!
Ведущий 1: Есть ли вопросы к докладчику? Спасибо! А теперь вас ждет викторина.
Ведущий 2: Каждая команда после каждого вопроса сдает свои результаты комиссии, которая заполняет рейтинговую таблицу.
проведение Викторины
Ведущий 1: А мы идем дальше и даем слово второму докладчику.
Выступление 2 докладчика:
Слайд 1
Всем, добрый день! В декабре 2021 года исполнилось 165 лет со дня рождения русского математика Александрова Ивана Ивановича.
Слайд 2
Иван Иванович родился 25 декабря 1856 г. в г. Владимире, в небогатой семье уездного врача. Матери лишился рано и не помнил её. В 5 лет его отец переехал с тремя детьми в Тулу. Там он работал городским врачом.
В Туле после окончания школа Иван Иванович поступил в гимназию, а после окончания гимназии поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Уже тогда помимо математики и физики, Иван Иванович разбирался в живописи, легко играл в шахматы, интересовался литературой, музыкой и театром.
После окончания Петербургского университета Александров приехал в Тамбов работать учителем математики и физики сначала в мужской гимназии, а через год также и в женской.
Слайд 3
Именно в Тамбове в 1881 г. вышла его первая книга «Методы решений геометрических задач на построение».
Это была первая русская книга по геометрии, в которой были сгруппированы геометрические задачи на построение по методам их решений.
До революции эта книга выдержала 14 изданий. 5-е издание получило премию имени Петра Великого. Она была переведена на французский язык и издана в Париже, издана в Германии. Готовился выпуск книги в Америке, но помешала этому первая мировая война.
Есть учёные, которые написали книгу, а потом просто её перепечатывают от издания к изданию. Но Иван Иванович перед каждым новым изданием заново переделывал книгу. Так, например, в 14-м издании по сравнению с 13-м он полностью заменил 200.
В 28 лет Иван Иванович женился на дочери учителя Тамбовской гимназии.
Слайд 4
И через 3 года выходит новая книга «Методы решений арифметических задач». До революции эта книга издавалась 7 раз.
Александров был человеком независимым, честным, не гнался за чинами и не любил подхалимство. Такие люди не очень нравятся начальству. Поэтому осенью 1906 г. Иван Иванович вместе с семьёй переехал в Москву, где и прожил до самой смерти.
Слайд 5
В Москве И. И. Александров преподавал математику в реальном училище Бажанова, женской гимназии Бот, в гимназии Поливанова, читал лекции в Народном институте имени Шанявского и на вечерних курсах Межевого института, посещал российские и заграничные съезды преподавателей. Его очень уважают учителя и учащиеся.
Там в Москве продолжает интенсивно работать над новыми изданиями своих основных трудов.
Александров был активным участником многих съездов преподавателей математики в России, постоянно выступал на них с докладами. Был на съезде математиков в Париже.
В 1910 года у него умирает сын. Чтобы не думать об этом Иван Иванович еще больше загружает себя работой.
Через 8 лет он, спеша на уроки, попал под трамвай. Ему пришлось ампутировать ногу. Долгие месяцы пришлось пролежать в больнице. И там он не лежит, сложа руки. В больнице математик подготовил к новому изданию свои главные труды.
Учить детей ему уже не пришлось. 20 декабря 1919 года И. И. Александров скончался (от отека легких).
Слайд 6
Иван Иванов Александров – автор более 30 работ по методике математики. Вся его кипучая деятельность была подчинена одной мысли – дать родине все то, что он знает.
Слайд 7
У меня всё. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Ведущий 1: Есть ли вопросы к докладчику? Спасибо! А теперь вас ждет викторина.
Ведущий 2: Каждая команда после каждого вопроса сдает свои результаты комиссии, которая заполняет рейтинговую таблицу.
проведение Викторины
Ведущий 1: Ну что ж работа на сегодня у команд завершена, а работа комиссии продолжается. Ей необходимо выбрать победителя.
Ведущий 2: А пока комиссия подводит итоги хотелось бы услышать от вас ответы на подготовленные для вас вопросы:
О чем вы сегодня услышали впервые?
Что вас сегодня удивило или поразило?
Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение? Почему?
Спасибо! А теперь смотрим на рейтинговую таблицу и передаем слово комиссии.
Выступление комиссии и награждение победителей
Ведущий 1: Итак, наше мероприятие подошло к концу. Спасибо большое всем участникам! Мы приготовили вам сердечки и высказывания. Будем благодарны всем, кто при выходе из зала поместит сердечко к тому высказыванию, с которым полностью согласен.
Ведущий 2: А мы вас ждем на следующих мероприятиях! До новых встреч!