Технологическая карта внеклассного мероприятия по математике в 9 классе
«Умники и умницы»
Предмет, класс | Математика, 9 класс |
Тип мероприятия | Игра «Умники и умницы» |
Тема | Решение финансовых задач. |
Цель | Создать условия для формирования положительной мотивации обучающихся к изучению математики. |
Задачи | |
образовательные | познакомить обучающихся с практическим применением математики; отработка практических умений и навыков вычисления в игровой форме. |
развивающие | развивать логическое мышление, внимание, умение анализировать, делать выводы; продолжить формирование математической грамотности учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности, организовывать и анализировать собственную деятельность и деятельность в группе. |
воспитательные | воспитывать познавательный интерес к решению практических задач; способствовать формированию положительно отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирование межличностных отношений через работу в группах; воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в группах. |
Методы обучения | Репродуктивный, частично-поисковый; решение ситуационных задач |
ФОПД | |
Средства обучения | Мультимедийный комплекс, презентация, раздаточный материал (тексты задач), бумага. |
Планируемые результаты | |
предметные | установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждения; умение делать выводы и умозаключения из наблюдений; овладение основами экономической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с экономикой, предлагать способы решения экономических проблем и др. |
метапредметные | Регулятивные УУД умение ставить учебную задачу, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др. Познавательные УУД умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Коммуникативные УУД формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни; формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах. |
личностные | вызывать заинтересованность в изучении математики, желание применять приобретённые знания и умения; развивать находчивость, активность при решении математических задач умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности; формирование основ экономической культуры соответствующей современному уровню экономического мышления, развитие практической деятельности в жизненных ситуациях и др. |
Организация деятельности обучающихся на мероприятии | каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; ведут диалог, отвечают на вопросы; выполняют практические задания; оценивают себя и друг друга. |
Ход мероприятия
- Здравствуйте!
- Те, кто учит математику,
- Те, кто учит математике,
- Те, кто любит математику,
- Те, кто ещё не знает, что может любить математику.
- Мы рады приветствовать вас на захватывающей игре «Умники и умницы»!
( Использовать ресурс https://disk.yandex.com.am/d/8WC80ukCdCj6sw )
Ведущий 1. Посмотрите на меня!
Если вы сейчас на что - то сердиты, то закройте глаза.
Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - подмигните.
Если вы рады нашей встречи, то улыбнитесь.
Я вижу улыбки на ваших лицах. Значит, вы готовы к тому, чтобы начать.
Ведущий 2. Сейчас предлагаем вам разбиться на команды. Даем вам 1-2 минуты. (таймер)
Ведущий 2. Далее – самое время, чтобы назначить капитанов команд и выбрать название, на все это даем вам 2 минуты (таймер)
Ведущий 1. Итак, команды собраны, названы и готовы к нашей игре КВМ. «Клуб Веселых Математиков» – соревнование в остроумии и знании.
Чтобы этот КВМ
Вам по душе пришёлся всем,
Нужно знания иметь прочные
Быть весёлым и находчивым.
Ведущий 2.
Этот КВМ сейчас
Науке посвящается
Что математикой у нас
С любовью называется.
Ведущий 1.
Она поможет воспитать
такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни всё познать,
Измерить и исчислить.
Ведущий 2. Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний. Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит.
Ведущий 1. Итак, заседание в КВМ начинается. Участвуют…
Ведущий 2. … команда «_____» из учащихся _________________ классов
Ведущий 1. И команда «______» из учащихся ____________________классов
Ведущий 2. Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Ведущий 1.
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
1 конкурс. Разминка команд.
А сейчас посмотрим, как команды подготовились, добились ли они слаженности, чёткости
Командам предлагаются карточки: (Открыть слайд 3)
Каждый участник команды подчёркивает в своей строчке две рядом стоящие цифры, сумма которых равна десяти. Учитывается правильность и скорость выполнения. | 487563946788312345671 |
654321987654314216217 |
456789123456716317461 |
673829145673491291231 |
827746757353709880283 |
637708957497455055335 |
289763782093824328427 |
637444666888313451789 |
321123123543543782382 |
978786826728676570198 |
2 конкурс. Конкурс шифровальщиков
Командам предлагаются карточки, на которых записаны примеры. Их необходимо решить, все ответы записать в строчку один за другим и затем каждую цифру заменить буквой по указанному коду. (Открыть слайд 4)
Раздать карточки, дать 1 минуту, потом переключить слайд для расшифровки. Команда, которая первая назовет правильный ответ, получает 10 баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Д | О | Ю | В | Ч | М | К | Й | А |
82 + 56
198 - 136
136 + 289
146 - 67
(Ответ: Дюймовочка.
«Дюйм» –
дольная единица длины в системе английских мер: 1дюйм=1/12 фута = 0,0254м;
русская дометрическая единица длины: 1дюйм=1/28 аршина = 1/12 фута = 10 линиям = 2,54см).
3 конкурс. Найдите лишнее.
Необходимо найти лишнее слово, картинку, поясняя свой выбор.
Команды отвечают поочередно. За 1 правильный ответ начисляется 5 баллов.
Если команда не называет ответ в течении минуты, то право ответа переходит команде противника.
В - ГРОЗА, остальное – корни
Б – х = 11, оно является допустимым значением (см ОДЗ)
Б – Павлов, остальные – Пифагор и Эйлер – математики. Кто-нибудь знает чем известен Пифагор? Эйлер?
Эйлер внёс весомый вклад в развитие математического анализа, заложил основы теории дифференциальных уравнений, теории функции комплексного переменного (кстати, общепринятое ныне обозначение мнимой единицы буквой i ввёл именно Эйлер), создал вариационное исчисление, заложил фундамент математической физики, выполнил ряд важных исследований в области алгебры, геометрии, теории чисел, решил множество математических задач частного характера. Является одним из основателей теории графов (В 1736 году Эйлер решил задачу о Кенигсбергских мостах. При решении задачи Эйлер обозначил части суши точками, а мосты — линиями и получил граф)
В – степень (в квадрате, в кубе, в треугольнике нет)
А – гипербола, остальные ЛИНЕЙНЫЕ
Б – такого треугольника нет, остальные существуют (три числа – это стороны)
Переход к 4 части. Бу! Испугались? Минутка юмора.
Найдите корень уравнения при y = 10
(пауза)
Бу! Испугались!? Мы пошутили! (время перейти к 4-му конкурсу нашей игры), (следующий слайд).
4 конкурс. Три картинки – один термин.
Число ПИ.
Корень кубическиЙ
Смежные углы. Откуда число 180? (сумма смежных углов = 180’)
ОТНОШЕНИЯ. Кстати, кто-нибудь помнит. что такое отношение числа а к числу b. (частное)
5 конкурс. Эстафета Фибоначчи
Леона́рдо Пиза́нский (Фибоначчи –прозвище, которое переводится как удачливый)
Каждой команде дается по одному листу А4.
Задача команды – поочередно вычислять следующее число Фибоначчи, пока капитаны команд поочередно заполняют стакан воды монетами.
Выигрывает та команда, которая смогла продвинуться дальше. Игра продолжается до того момента, пока вода не прольется из стакана. За победу в данной эстафете дается 20 баллов.
Капитан, которому удастся не пролить воду, принесет команде дополнительно 10 баллов.
6 конкурс. Умеешь ли ты логически мыслить? (Следующий слайд)
(т.е. определять логику, закономерности, правила в предложенных заданиях)
Вот пример одного такого задания: Детей Ивана Петровича зовут Вася и Саша.
Ситуация первая: Саша не брат Васе. Кем приходится Саша Васе? (сестрой)
Ситуация вторая: Как будут звать Васю и Сашу, когда они вырастут? (Василий Иванович и Александра Ивановна)
Ситуация третья: Как звали дедушку Васи и Саши? (Пётр)
Ведущий.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в КВМе отличился?
Жюри объявляет результаты встречи. Награждение. (ПОСЛЕДНИЕ СЛАЙДЫ)
Ведущий.
Вы сидели и считали,
И, надеюсь, не скучали.
Но закончилась игра –
Расставаться нам пора,
И давайте на прощание
Скажем дружно…
Все. ДО СВИДАНИЯ!