Башлыкова Любовь Алексеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №3» г.Чебоксары
Сценарий открытого мероприятия на республиканском фестивале педагогического творчества общеобразовательных организаций
«Радуга истоков»
Классный час
Тема: «Жизнь нам дана на добрые дела»
Цель: воспитание чувства уважения, доброты и понимания к людям.
Задачи:
1. Помочь детям осмыслить духовно – нравственные категории такие, как доброта, добрые слова, добрые дела, доброжелательность.
2. Способствовать развитию внутреннего, духовного мира ради осознания своей полезности.
3. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, цветок с лепестками, текст притчи В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек», видеозапись мультфильма «Просто так», аудиозапись песни «Дорогою добра» на сл.
Ю.Энтина, муз. М.Минкова, рисунки детей о доброте.
Интернет- ресурсы:
1. https://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования.
2. https://infourok.ru/ Инфоурок. Ведущий образовательный портал России.
Литература:
А.В.Камкин. Истоки, 3 класс.
Ход классного часа:
I. Введение в тему.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и в хорошем настроении продолжим путешествие к нашим истокам.
- Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
- Давайте мы с вами посмотрим мультфильм и подумаем, о каком качестве человека идёт речь?
(Смотрят мультфильм «Просто так».)
-Ребята, а вы догадались, о чем сегодня мы с вами будем говорить? (О доброте, о добре, о добрых людях).
- Итак, тема нашего классного часа – «Жизнь нам дана на добрые дела».
II. Основная часть.
-А кто такой добрый человек? Какими качествами он должен владеть?
(Улыбаться должен).
-Посмотрите, пожалуйста, на доску. (На доске цветок без лепестков, грустный).
-Это цветок доброты. Но что с ним не так? Почему он грустный? ( Нет лепестков). Давайте ему поможем. Для этого нам с вами нужно выполнить задания и вернуть цветку лепестки.
1 задание.
-“Не ищи красоты, а ищи доброты” - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли “Мир не без добрых людей”. Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.
-В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро. (Слова и выражения на слайде.)
Встречая гостей, мы говорим… (добро пожаловать);
Провожая гостей…(в добрый путь);
Утром…(доброе утро);
Днем…(добрый день);
Вечером…(добрый вечер);
Если вам сообщили хорошую новость, мы говорим …(спасибо на добром слове)!
-В древнерусском алфавите была буква, которая так и называлась добро.
-Доброе слово надо уметь сказать вовремя.
(У цветка появляется первый лепесток – красный.)
2 задание.
По картинкам угадываются фразеологизмы.(Картины на слайде.)
Добро должно быть с кулаками. (Добро не должно быть беззащитным и безответным, должно уметь противостоять злу).
Доброе слово и кошке приятно.
Добрый молодец.
(Появляется второй лепесток- оранжевый.)
3 задание.
- Что же такое доброта?
(склонность человека делать добро, любить, заботится о ближнем)
- В словаре С.И.Ожегова написано:
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
Доброта - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.
- Каким образом можно услышать доброту?
(Добрые слова, вежливые слова ).
Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывайте.
*Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(добрый день).
*Друг другу на прощание
Мы скажем…(до свидания).
*До чего ж оно красиво
Слово доброе…(спасибо).
*Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста-…(извините).
*Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
*Когда нас бранят за шалости,
Говорим… (простите, пожалуйста).
*Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»(так добры).
(Появляется третий лепесток- желтый.)
4 задание.
- Дети, а какого человека называют добрым? Легко ли быть добрым человеком?(Он говорит добрые слова, совершает добрые поступки, помогает слабым и взамен ничего не берёт.)
- Послушайте притчу, которую написал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. (У детей на партах текст,учитель начинает читать, ученики продолжают.) Называется она «Обыкновенный человек».
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро.
Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это еще не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?
- Каким еще человеком его можно назвать? (Добрым)
(Появляется четвертый лепесток- зеленый.)
5 задание. Физкультминутка.
- Тихо встали.
-А сейчас мы поиграем. Игра на внимание «Хорошо и плохо».
Если хорошо, то хлопаем в ладоши, если плохо – топаем ногами.
Помогать родителям, бегать по школе, хвалиться, уступать место в транспорте, поздравлять с праздником, выкрикивать на уроке, быть самостоятельным, утешить плачущего, радоваться неудаче ближнего, стремиться быть богатым человеком, завидовать, подавать милостыню.
- Тихо сели.
(Появляется пятый лепесток- голубой.)
6 задание.
- Как называют человека, который желают людям только добра? (Доброжелательный).
- Как его узнать среди людей?
(Он совершает добрые поступки, говорит добрые слова, помогает.)
• Если ты знаешь человека, который радуется твоим успехам, как собственным, то значит, ты его уже встретил.
• Если кто – то за тебя замолвил доброе слово или поручился, то это он.
• Если есть человек, который всегда встречает тебя доброй улыбкой и готов обсудить все твои дела, значит, у тебя есть доброжелатель.
Надо отличить истинную от ложной доброты.
(Разыгрывается сценка).
Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.
Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.
После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей. Костя предложил Серёже.
Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую – нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.
Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше зайду за тобой в школу.
- Чей совет оказался истинно добрым?
- Чья помощь могла принести только вред?
Вывод: Добро желаешь – добро и делай.
Истинное добро всегда просто.
(Появляется шестой лепесток- синий.)
- Дети, угадайте, а какого цвета должен быть последний лепесток? Почему?
(Фиолетового, по принципу радуги.)
(Появляется седьмой лепесток- фиолетовый.)
III. Рефлексия.
У цветка появляются все лепестки. На обратной стороне появляются законы доброты. Дети их читают.
Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
Умей дарить радость людям.
Бойся обидеть человека.
Люби и прощай людей.
Помогай другим в беде.
Не завидуй.
Совершай добрые дела просто так.
(Цветок начинает улыбаться.)
- А какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни?(Я помогаю маме, бабушке, папе. Я гуляю с сестрёнкой. Я уступаю место в транспорте пожилым людям.)
-Я вам предлагаю на бабочках написать ваш добрый поступок и приклеить на доску к цветку. А пока вы пишете, ученица вам споет песню «Дорогою добра», а вы можете подпевать.
(Звучит песня « Дорогою добра».)