Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Музыкальная школа Сонковского муниципального округа»
пгт Сонково
Сонковский муниципальный округ
Тверская область
Методическая разработка
урока
по сольфеджио.
«Изучение обращений Д7»
Подготовила:
Галактионова М.А.
преподаватель музыкально-
теоретических дисциплин
1 квалификационной категории
2023г.
План конспекта урока по сольфеджио
Тема урока : «Обращения доминантового септаккорда»
Автор разработки: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МБУ ДО «МШ Сонковского муниципального округа
Галактионова Марина Александровна
пгт Сонково
Тема: «Обращения доминантового септаккорда»
Дата проведения: 16.02.2013 г.
Урок проводится с группой учащихся 5 класса фортепиано музыкального отделения. На занятии присутствовало 4 детей: Возраст 10- 11лет.
Тема урока: «Изучение обращений Д7».
Место учебного занятия в дополнительной образовательной программе: Программа по учебному предмету Сольфеджио, раздел «Септаккорды», пятый год обучения.
Степень сложности: Средняя, доступная для данной группы.
Цель: Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи урока:
1.Образовательные:
Формировать первичные навыки для построения обращений Д7 в ладу.
Научить исполнять голосом интонацию чистой квинты.
Научить отличать чистую квинту по тоновой величине.
2. Развивающие:
Развивать познавательный интерес.
Развивать мелодический и гармонический слух и музыкальную память. Развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые представления об Д7, Д65, Д43,Д2, умение их анализировать.
Развивать музыкальный вкус на основе традиций лучших образов русской и западноевропейской музыки
3.Воспитательные: Воспитывать музыкально-художественный вкус. Воспитывать творческую активность и умение работать в группе.
Форма учебного занятия – урок.
Тип урока - комбинированное занятие. Обоснованность выбора: выбран комбинированный тип урока, т. к. задачи, поставленные на уроке, невозможно выполнить в рамках одного урока. Работа над септаккордами не теряет своей актуальности в течение всего срока обучения детей.
Форма организации работы – групповая.
Методы обучения
Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
Наглядный (показ, исполнение педагогом)
Практический (пение упражнений, игра на инструменте)
Игровой
Применение педагогических технологий :
1. Информационно-коммуникационные технологии
Использование презентации при объяснении нового материала Использование мультимедийных материалов при объяснении нового материала.
2. Технология проблемного обучения. Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что такое септаккорд?», «Сколько звуков в септаккорде?», «Из каких интервалов состоит септаккорд?», «Что такое обращение аккордов?» . Ученики включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике – поем, определяем на слух.
3.Технология личностно - ориентированного обучения. На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку). Отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества.
4.Технология индивидуализации и дифференциации. Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО); метод эмоционально – волевого воздействия (оперирование образами сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).
5. Технология формирования мотивации или игровая технология. Включение в учебный процесс игровых элементов – «Угадайте!», «Музыкальная игра» - повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышает мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация .
6.Здоровьесберегающая технология. На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстановить положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс элементов ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), музыкально – эмоциональной терапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).
Материально – техническое оснащение занятия
Занятие проходит в аудитории размером 35 кв. метров, 3 окна, хорошая освещенность. Мебель: 6 парт, 12 стульев, письменный стол, маркерная доска. Фортепиано, ноутбу
Структура учебного занятия
Продолжительность занятия – 70 минут.
1.Вводная, организационная часть – 10 мин. Приветствие. Разминка. Вокально-интонационные упражнения.
2. Основная часть - 50 мин.
Знакомство с новым материалом
Выполнение практических заданий для закрепления теоретических понятий
Устный диктант
Проверка домашнего задания:
Слуховой анализ.
3.Заключительная часть – 10 минуты. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с обращениями доминантсептаккорда. Узнаем, на каких ступенях они строятся, и как разрешаются.
Итак, давайте с вами вспомним, что такое D7.
Дети отвечают, что D7 – это аккорд, который состоит из четырёх звуков.
А почему этот аккорд называется доминантовым?
Дети отвечают, что этот аккорд строится наV ступени лада. И поскольку эта ступень носит название ДОМИНАНТА, то и аккорд, соответственно, будет называться доминантовым.
Хорошо, а откуда же взялось такое интересное название – СЕПТАККОРД?
Дети отвечают, что крайние звуки аккорда образуют интервал малую септиму, отсюда и берётся название.
Молодцы! Дома, вам было дано задание, найти D7 в № . А также, самим построить этот аккорд, и спеть его, в тональностях Ля мажор и до минор.
Настройка в тональностях, пение номера, нахождение в нём D7, отдельное их пропевание. Пение аккорда в тональностях.
Ну а теперь, давайте вспомним, что такое обращение?
Дети отвечают, что обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз.
Очень хорошо. Ведь сегодня нам эти знания очень пригодятся. Дело в том, что D7 – это основной вид аккорда, а уже от него исходят все остальные.
Первое обращение называется доминантовый квинтсекстаккорд, кратко его обозначаемD56. Давайте мысленно построим D7 в тональности Фа мажор. Его звуки – до, ми, соль, си бемоль (запись на доске). А теперь, V ступень, то есть, звук «до» перенесём на октаву вверх. При этом, звуки аккорда не меняются, остаются на своих местах. Получается следующий аккорд: ми, соль, си бемоль, до (запись на доске). «Ми» - это VII ступень в Фа мажоре, поэтому D56 всегда строится с VII ступени лада. Строение аккорда: м3 + м3 + б2.
Следующее обращение – доминантовый терцквартаккорд, или D34. Остаёмся с вами в той же тональности, перемещаем звук «ми» на октаву вверх и получаем аккорд: соль, си бемоль, до, ми. «Соль» - это какая ступень в Фа мажоре? Правильно, II. Именно с неё мы будем начинать построение этого аккорда. Давайте проанализируем структуру аккорда каждый самостоятельно. Вместе с детьми выясняем, что строение аккорда: м3 + б2 + б3.
И последнее обращение D7 – доминантовый секундаккорд (D2). Я хочу, чтобы вы сами мне назвали звуки этого аккорда в нашей тональности и его строение. Дети рассуждают, что звуки аккорда: си бемоль, до, ми, соль, и строится он уже с IV ступени, а его строение: б2 + б3 + м3. Обращаем внимание, что во всех обращениях присутствует интервал б2.
Теперь, когда мы познакомились с обращениямиD7, можно смело переходить к практическому заданию, благодаря которому, мы сможем на слух хорошо отличать окраску этих аккордов, и распознавать основной вид от обращения.
Давайте я сыграю вам, построенный нами, D7. Сначала в гармоническом варианте, затем - в мелодическом. Какие у вас возникают ассоциации, когда звучит D7? Дети рассуждают, педагог подсказывает, что этот аккорд звучит очень красиво, его звуки в мелодическом варианте переливаются, как волны в море, один за другим. Немного загадочное звучание, не правда ли? А вот в гармоническом варианте D7 звучит так, как - будто бы задаёт вопрос: «А где моё разрешение?». И тогда мы слышим ответ, когда звучит неполное Т35 с утроенной тоникой?: «Я здесь!».
Все обращения, будто волны, накатывают на берег, и разрешаясь, успокаиваются.
Итак, перейдём к самостоятельному заданию. В тональности Ре мажор постройте D7 и все его обращения-волны. А вот как же эти волны разрешатся, подумайте сами. Вспомните, как неустойчивые ступени тяготеют в устойчивые, и, опираясь на это, постарайтесь самостоятельно выполнить это задание.
Анализируем самостоятельную работу детей, работаем над ошибками.
Ну а сейчас открываем №105 (сб. Металлиди, Перцовской). Настраиваемся в тональности фа минор, анализируем скачки, и поём с листа.
Давайте в этой мелодии, композитора – романтика Эдварда Грига, найдём D7 и, возможно, его виды – обращения.
Отлично, молодцы! Ребята, D7 и его обращения можно также сравнить с красивым цветком, где сердцевинка – это D7, а лепестки – это его обращения. Дома, пожалуйста, вырежьте из цветного картона наш цветок-D7. Только лепестки сделайте разным цветом. Например, D56 жёлтым цветом, D34 – оранжевым, D2- зелёным. А сердцевину цветка – D7 – красным цветом. На следующих уроках, на слуховом анализе, вы будете показывать мне тот лепесток или сердцевинку, который будет соответсвовать прослушанному аккорду.
Дома вы должны будете сочинить небольшую мелодию (на 8 тактов), в которой будет присутствовать сам господин доминантсептаккорд, и может даже, его подданные – обращения.
На этом наш урок закончен!
Выводы и рекомендации:
Вывод: Урок сольфеджио является для детей одним из самых сложных, поэтому необходимо с первых же уроков развивать интерес к этому предмету. Этому очень способствует применение на уроке творческих заданий, а также проведение урока в доброжелательной обстановке, где дети будут чувствовать себя комфортно и уверенно.
Урок прошел в хорошем рабочем темпе. Все учащиеся активно отвечали при опросе и выполнении заданий. На уроке было продемонстрировано много практических приемов, нацеленных на усвоение основной темы урока и закрепление пройденных. Использовались различные методические приемы повышения интереса к учебному материалу и предмету сольфеджио. Было отмечено, что для каждого учащегося дифференцированно подбирались задания. Все на уроке старались и были собраны, внимательны. Урок прошел в спокойной доброжелательной атмосфере. Цель и поставленные на уроке задачи были выполнены.
Список литературы
1.Калмыков. Фридкин. Сольфеджио, одноголосие I часть
2. Калмыков. Фридкин. Сольфеджио, двухголосие II часть
3.Давыдова. Сольфеджио для 5 классов ДШИ.
4. Лернер. Элементарное музицирование на уроках сольфеджио.
5.Калинина. Рабочая тетрадь по сольфеджио для 5-6 класса
6. Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио.
7. Ж. Металлиди, А. Перцовская. Сольфеджио 5 класс.
8. Ж. Металлиди, А. Перцовская. Музыкальные диктанты. 3 изд
9.Н.В.Панова Конспекты по элементарной теории музыки