СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытого занятия "Поём вместе песни победы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого занятия "Поём вместе песни победы"»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

г. Курчатова Курской области











Открытое занятие по теме:


«Поем вместе песни военных лет»












Волжинская Марина Валентиновна

Педагог дополнительного образования

МАУДО «ДДТ»

























Курчатов 2022



Цель:

- воспитание патриотических чувств у молодого поколения, уважения к героическому прошлому страны;

- формирование активной жизненной позиции;


Задачи:

- познакомить детей с историей создания  известных песен военных лет. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной Войне;

- пробудить в детях чувство переживания и гордости за свой народ;

- развивать у детей познавательный интерес. Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;

- формировать умение слушать окружающих;

- формировать основы эстетического воспитания;

- научить передавать собственные чувства другим

- воспитывать в детях патриотизм, гордость за свою Родину, преклонение перед подвигом нашего народа, глубокое уважение к ветеранам.


Ход занятия.

Педагог. Песня военных лет…..Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным дорогам войны до победного ее окончания. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили!

  Песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.

Как бы ни сильна была идеология, ценность её вряд ли может сравниться с ценностью хотя бы одной человеческой жизни. Военные песни были направлены на то, чтобы поднять боевой дух солдат, придать им сил и мотивировать на предстоящее сражение, но в глубине души фактически каждый из бойцов воевал не за интересы правительства или условные пунктирные линии на карте, а за то, что было дорого лично ему, будь то жизнь и свобода близких, любовь, красоты родной природы. Песни воплотили в себе фактически все эти ценности, став многогранным символом всего того, за что истинному воину стоит бороться и, при необходимости, отдать свою жизнь.

Я бы с песни начала рассказ,

 С той, которая на всех фронтах звучала…

 В холод, стужу сколько раз

 Эта песня всех в землянках согревала.

 Если песня, значит, рядом друг,

 Значит, смерть отступит, забоится…

 И казалось, нет войны вокруг,

 Если песня над тобой кружится.

1. «Землянка»

Учащийся 1. Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня “В землянке”. Поэт, участник войны, Алексей Александрович Сурков, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где “до смерти четыре шага”. Вышедших из окружения, усталых и продрогших, разместили в землянке, которую уютно согревала небольшая железная печурка. Чтобы снять усталость и напряжение кто-то взял в руки гармонь, кто-то сразу заснул, а военкор Сурков в своём потрёпанном блокноте пытался сделать наброски будущей статьи, однако вместо черновика репортажа у журналиста стали рождаться стихи, в которых, обращаясь к своей любимой жене, поэт поведал о том, что ему пришлось пережить. Так появилось четыре строфы, вскоре ставшие знаменитой песней, начинающейся словами «Бьётся в тесной печурке огонь…».

Вскоре прибыв в Москву, поэт доработал своё душещипательное стихотворение, озаглавленное «Тебе, солнышко моё!», переписал и в треугольном конверте отправил своей супруге Софье Антоновне, в то время находившейся вместе с детьми в эвакуации.

Возможно, стихи Алексея Суркова о землянке затерялись бы в семейном архиве или в лучшем случае были напечатаны в каком-нибудь поэтическом сборнике, однако судьба этому произведению была уготована совсем иная. Спустя два с половиной месяца в квартире Алексея Александровича, раздался телефонный звонок. В трубке поэт услышал голос своего хорошего знакомого – композитора Константина Листова, он попросил у Суркова какой-нибудь текст для песни и получил желаемый листок а, прочитав его, был поражён эмоциональностью и искренностью лирических строк.

Ничего не говоря Суркову, композитор ушёл, но через несколько дней вернулся в редакцию. Он спросил у военкоров гитару и исполнил новую песню, которую озаглавил «В землянке». 

Её приняли душой и сердцем как на фронте, так и в тылу. Несмотря на то, что в этой лирической и немного грустной песне, не было призывов мужественно сражаться с грозным врагом, тем не менее, она воодушевляла бойцов на героические подвиги. Красивая музыка и трогательные слова песни так пришлись по душе солдатам, что они пели её не только на привале, но и идя в атаку. Полюбившуюся композицию сразу включили в свой репертуар такие популярные исполнители как Лидия Русланова, Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, а также многочисленные творческие коллективы, которые для подъёма боевого духа солдат с концертами непрерывно разъезжали по всем фронтам. 

Её воспринимали как лирическую исповедь и настоящее признание в любви, ведь помимо лозунгов и призывов людям в те суровые годы так не хватало нежных чувств, а также тихого и ласкового слова.

Исполнение песни

2. Педагог. Песня «На безымянной высоте» была написана в 60-е годы поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином  Баснером к художественному фильму «Тишина», повествующему об отваге и дружбе на фронте. Но находились люди, которые утверждали, что слышали песню ещё на войне. И это не случайно. Поэт Михаил Матусовский в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом, много беседовал с солдатами и офицерами. Он сумел достоверно передать простыми, незамысловатыми словами, боевую обстановку и переживания людей, которым постоянно приходилось рисковать своей жизнью.

В основу песни «На безымянной высоте» положена реальная история. Речь идет о высоте 224,1, которая находится у поселка Рубежанка Калужской области.

Боевая группа, состоящая из сибиряков, под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина должна была произвести смелую операцию - пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную. Для немцев этот опорный пункт был весьма значимым, так как его потеря открывала советским войскам путь на Смоленск. Из-за насыщенности инженерными сооружениями и огневыми средствами, высота казалось неприступной. Многократные попытки наших бойцов овладеть этим важным объектом успехом не увенчались. Тогда приняли решение создать штурмовой взвод из добровольцев, которые бы ночью зашли в тыл противника и выполнили эту сложную задачу. Желающих оказалось много, однако выбрали восемнадцать воинов - крепких сибиряков. Командовать группой, с радиопозывным «Луна» назначили младшего лейтенанта Евгения Порошина.

«Луна» сообщила командованию, что высота занята. Дальше события разворачивались трагически. Обнаруженные врагом сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника.

Против восемнадцати отважных бойцов противник бросил огромные силы, а именно более двух сотен солдат. Бой шёл не на жизнь, а на смерть. Сибиряки, отчаянно сопротивляясь, отбивали непрекращающиеся атаки гитлеровцев всю ночь, но с рассветом их силы иссякли. Когда однополчане храбрецов ворвались на высоту, то увидели ужасающую картину. Шестнадцать советских погибших воинов окружало более сотни мёртвых тел солдат и офицеров противника. После внимательного осмотра территории, солдаты обнаружили семнадцатого сибиряка – Герасима Лапина, который был очень сильно контужен. Восемнадцатым героем безымянной высоты был Константин Власов. Когда у него закончились патроны, сержант решил позволить немцам подойти ближе и вместе с собой подорвать их оставшейся последней гранатой, однако снаряд не взорвался, а раненый Власов был захвачен в плен.

В песне поется: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят». Лишь в этой цифре поэт не был предельно точен. Увы, только двое остались в живых - сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненые и контуженные, они чудом спаслись - Власов попал в плен, оттуда бежал к партизанам; Лапин был найден нашими наступающими бойцами среди трупов - пришел в себя, оправился от ран и вновь воевал в составе 139-ой дивизии.

Герои безымянной высоты: Константин Власов и Герасим Лапин вновь встретились на калужской земле лишь в сентябре 1966 года. Их пригласили на открытие памятника погибшим «порошинцам». Рядом с ним землянка, над которой высится та самая «обгоревшая сосна» из песни.

Исполнение песни

3. Учащийся 3. «На солнечной поляночке» – жизнерадостная песня военной поры.

 Автор слов – Алексей Иванович Фатьянов – фронтовой поэт-песенник, участник Великой Отечественной войны и Василий Павлович Соловьёв-Седой–композитор, пианист, общественный деятель.

Поэт принёс музыканту старательно выписанное на вырванном откуда-то листке стихотворение, которое, по признанию композитора, его «сразу обворожило».
     – Стихи были трогательны, свежи, без литературной вычурности и попыток казаться оригинальными. Простой русский язык, доверительная интонация... В стихах уже была мелодия, – признавался автор музыки.
     Вскоре стихотворение Фатьянова «На солнечной поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину». Интересно, что в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке». Под этой рубрикой помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы отдыха, о письмах, полученных от любимых.

 Однако песней стихотворение на тот момент не стало из-за запрета Политуправления. В ней увидели излишнюю легкомысленность в период тяжелейших кровопролитных боёв.

После побед под Сталинградом и Курском ситуация на фронтах изменилась, все были уверены в успешном исходе войны, в репертуаре военных ансамблей появились «лёгкие» песни о доме и любви. В изменившихся условиях нашлось место и для «Поляночки». Было это в 1943-м...

 Готовая песня стала популярной далеко не сразу из-за проблем с исполнителями. «Солнечную поляночку» пытались исполнять разные певцы, однако особого ажиотажа она не вызывала. Ситуация изменилась после исполнения композиции по Всесоюзному радио земляком Соловьёва-Седого, обладателем шикарного «бархатного» баса Ефремом Борисовичем Флаксом. Успех был колоссален.

Исполнение песни

4. Учащийся 4.«Темная ночь»

Привезли солдата в медсанбат…

 Врач сказал: не доживет до ночи…

 – Мне бы… песню, – прошептал солдат, –

 Я до песен с давних пор охочий…

 Боль не выносима и остра,

 Сто осколков раскрошили тело…

 И сестра, усталая сестра,

 До рассвета над солдатом пела:


Очень часто лучшими эпизодами советских военных фильмов становились музыкальные сцены, в которых звучали трогательные и искренние песни. Примером такой композиции является «Темная ночь» из кинофильма «Два бойца». Эта картина снималась в эвакуации, на Ташкентской студии. Даже если вы ни разу не смотрели картину Леонида Лукова от начала до конца, вы наверняка видели, как Марк Бернес в образе Аркаши Дзюбина поёт лирическую балладу о своих близких.

Песня стала музыкальным аккомпанементом к сцене, происходящей в землянке. Любопытно, что первоначально в этом фильме песни не планировались, однако, когда съемки стали подходит к концу, режиссёр загорелся мыслью, что спетая главным героем фильма песня идеально передаст чувства и переживания бойца, который пишет письмо родным. Постановщик тут же потребовал от Никиты Богословского написать музыкальное сопровождение, которое смогло бы отразить задуманное.

Композитор позже вспоминал, что в один из вечеров к нему пришёл Луков и сказал: «Понимаешь, никак не выходит сделать сцену в землянке без песни». И режиссёр настолько художественно, в ярких тонах описал сцену и песню, которая у него сидела в голове, что произошло чудо: Богословский сел у рояля и сыграл всю мелодию ещё не существующей композиции. И это был действительно уникальный случай в биографии композитора — ведь у него всего лишь за несколько минут получилось создать мелодию, который в дальнейшем полюбит весь народ. Они сразу же позвонили поэту Владимиру Агатову, который незамедлительно приехал и, присев к краешку стола, к утру написал текст на уже готовую музыку.

Всенародной «Темная ночь» стала в 1943 году, после того, как зрители услышали её из уст Марка Бернеса. 

Артист, который обычно тяжело запоминал и воспроизводил композиции, «Тёмную ночь» подготовил за 15 минут, после бессонной ночи на киносъёмках. Причём перед тем, как записывать песню, случился курьёз: компания, явившись в полном составе на студию, оказалась перед запертым звуковым павильоном. Недолго думаю, они взломали замок и записали шлягер, который будут исполнять на протяжении многих лет. Уже на следующее утро сцену в землянке снимали под фонограмму нового музыкального произведения.

При записи песни на грампластинки первая партия оказалась бракованной — заметно был слышен шорох. Дело в том, на первую восковую матрицу попали слёзы работницы студии, которая не могла сдержаться при прослушивании столь проникновенной военной песни. Так простая труженица Галя Журавлева вошла в историю. Несмотря на то, это был убыток для государства, и девушку чуть не обвинили за вредительство на производстве, Никите Богословскому, как автору, было очень приятно, что песня настолько тронула человека.

 После выхода фильма на экраны композиция звучала везде: во фронтовых землянках и окопах, в больницах и на импровизированных концертных площадках, в исполнении участников фронтовых артистических бригад и обычных людей. В глубоком тылу жёны бойцов укачивали детей под звуки этой мелодии, повторяя, словно молитву, стихи: «Как я люблю глубину твоих ласковых глаз...». Думая об отцах, сыновьях и мужьях...

Исполнение песни

5. Учащийся 5. «Смуглянку» написали поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков еще до войны, в 1940 году, однако «Смуглянка» впервые была исполнена на фронте только в 1944-ом.

Всенародную любовь песне подарил Леонид Быков, снявший в 1973 году фильм «В бой идут одни старики». Быков услышал «Смуглянку» в вагоне поезда от двух военных. Композиция настолько приглянулась режиссёру, что он твёрдо решил включить её в свой фильм и сделать заглавной темой киноленты.

У военных лётчиков СССР была традиция не пускать первыми в воздушный бой молодых и неопытных пилотов. Именно благодаря ей, фильм Быкова получил своё название.

Леонид Быков с детства мечтал стать лётчиком, но ввиду небольшого роста не годился для этой профессии. Один из его друзей, Виктор Щедронов, попал на фронт и погиб на территории Чехословакии, и в фильме «В бой идут одни старики» режиссёр увековечил фамилию товарища и черты его характера в образе младшего лейтенанта Щедронова по прозвищу «Смуглянка».

Быков, будучи режиссёром картины, не только смог великолепно отыграть в ней главную роль, но и исполнить песню «Смуглянка» так, какой её запомнила вся страна.

Сюжет ленты повествует о группе лётчиков, служивших в гвардейском истребительном полку в период ВОВ, их сражениях на фронте и жизни вне поля битвы. Особое место в картине отведено советским девушкам-лётчицам, представительницам первого в истории страны женского бомбардировочного полка.

«Смуглянка» - это одна из наиболее узнаваемых на сегодня военных песен. Текст её вошёл в топ-30 самых популярных в России стихотворных строк.

Исполнение песни

6. «Синий платочек»

Я бы с песни начала рассказ,

 С той нехитрой песни, сокровенной,

 Что, как символ радости, неслась

 Над Варшавой, Будапештом, Веной…

 Пешим ходом и на грузовике,

 Жарким днем и зимнею порошей

 Мы ее носили в вещмешке

 Самой легкой драгоценной ношей…

 В час затишья сядешь, запоешь,

 И подтянут весело солдаты:


Счастливая судьба у песни «Синий платочек».

Всё началось с польского эстрадного коллектива под названием «Голубой джаз». Музыканты его вынуждены были бежать из родной Польши в 1939 году, когда набравшая обороты фашистская машина грозила войной всему свободному миру. Не забросив на чужбине своё любимое дело, артисты дали несколько концертов в Минске, Львове, а затем поехали выступать в столицу.

Именно в московском саду «Эрмитаж» оценил польских музыкантов поэт Яков Маркович Галицкий. Услышав, как композитор и пианист оркестра Ежи Петербурский исполняет на пианино красивую лирическую зарисовку, Галицкий постарался удержать в голове мелодию и вскоре быстро набросал на неё текст о «синем платочке, падающем с опущенных плеч». Как только концерт закончился, Галицкий связался с музыкантами и предложил им уже готовый текст, который они с радостью приняли. Зазвучав фактически на всех танцплощадках страны, композиция «ушла в народ».

В военное время песня претерпела определённое преображение. Эта композиция не призывала к бою, но напоминала солдатам о мирных временах, свободе и спокойствии, за которые им приходилось бороться. Изменения коснулись, по большей части, только концовки песни: в ней нашла отражение патриотическая тематика и борьба советского народа с фашизмом. Согласно другой версии, Шульженко сама попросила изменить текст в соответствии с её желанием сделать песню более «боевой».

Став одним из символов ВОВ, композиция ничуть не потеряла в популярности после окончания военных действий. Шульженко продолжала исполнять её фактически на каждом концерте, часто выходя на сцену с шёлковым платком синего цвета в руках.

Впервые композиция с вариантом текста лейтенанта Михаила Максимова прозвучала осенью 1942 года.


7. Педагог. «Плач матери»

Пожалуй, самой трагичной была судьба матери в годы войны. Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую. Олицетворением всех матерей-героинь стала кубанская крестьянка Епистиния Степанова, положившая на алтарь победы самое дорогое, что у нее было – жизни своих девятерых сыновей.

Вырастить двенадцать детей – это подвиг. Воспитать их людьми с большой буквы – подвиг вдвойне. Его совершила Мария Матвеевна Фролова, которая потеряла на войне восемь сыновей.

Анастасия Фоминична Куприянова потеряла пятерых сыновей, которых проводила на войну, чтобы защитить Родину, вернуть мир и счастье всем матерям.

И сегодня, когда наши солдаты с честью и отвагой выполняют свой долг перед страной, защищая нас, будущее поколение, от фашизма, мы преклоняемся перед их мужеством и верим, что мир обязательно наступит и ребята вернутся домой.

Всем женщинам посвящается следующая песня.

8. Учащийся 6. «Вечный огонь»

В 1970 году, когда вся страна грандиозно отмечала 25-ю годовщину Великой Победы над фашистской Германией, в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького поступил важный заказ. Инициировал данное поручение сам Министр обороны Советского Союза Маршал Андрей Антонович Гречко. Он обратился к руководству студии с просьбой снять художественную киноленту, в которой не только рассказать о самоотверженности тех людей, чья профессия — Родину защищать, но и отобразить в ней нелёгкую жизнь офицерских жён - их преданных спутниц. Само собой разумеется, для того, чтобы сделать фильм на заданную тему, необходим был соответствующий сценарий. Дирекция киностудии без колебаний предопределила, что лучше всех с поставленной задачей справится Борис Васильев – писатель-фронтовик, прошедший через пекло войны и к тому же хорошо знавший офицерскую среду.

Для создания песни был приглашен поэт-фронтовик Евгений Агранович, который в качестве военного корреспондента прошел войну, а композитором стал Рафаил Хозак. Так в этом соавторстве появилась песня «Вечный огонь»

Несмотря на то, что песня была написана спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной войны, она наряду с песней «День Победы», стала символом мужества и героизма.

В фильме «Офицеры» главный герой Алексей Трофимов произносит слова: «Есть такая профессия – Родину защищать». Данное изречение после выхода киноленты сразу ушло в народ, став крылатым выражением, его автором является Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко.

«От героев былых времён не осталось порой имён». Уже первые строчки этой композиции заставляют задуматься, какой большой ценой во все времена нашему народу доставалась свобода любимой Отчизны, однако самой кровопролитной стала Великая Отечественная война. Все, кто защищал Родину – настоящие герои, только не все они дожили до Великой Победы. Многие воины, не жалея своей жизни, остались лежать на поле брани, а из-за стремительного наступления фашистов в начале войны, тела их даже не были похоронены, то есть как говорится в песне, «стали просто землёй и травой». До сих пор участники поисковых движений, невзирая на погодные условия, на полях кровавых сражений ищут останки погибших бойцов.  Руководством к их действию служит фраза, которую произнёс великий русский полководец А.В. Суворов: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат».

Людская память свято хранит имена тех, кто самоотверженно боролся с жестоким врагом, ведь в нашей стране нет такой семьи, в которой бы не погиб или же покалечен близкий человек. Потомки помнят об их бесстрашии и жертвенном подвиге, а потому уже более десяти лет в светлый праздник Великой Победы многотысячные колонны проходят по улицам и площадям российских городов, с гордостью неся в руках фотографии своих героических родственников. Всё это говорит о неразрывной духовной преемственности поколений.

Педагог. «Вечный огонь». Прошло более пятидесяти лет с тех пор, как эта патриотическая композиция впервые прозвучала в фильме «Офицеры», однако время над ней не властно, и она всё также пользуется большой популярностью. Без звучания песни не проходит ни одно памятное мероприятие, поскольку её пронзительные и вместе с тем сдержанно-суровые строки вызывают у каждого человека не только чувство особой гордости, но и душевной скорби.

Военная песня представляет собой не просто музыкальное произведение, но также общепринятый символ, продукт творчества, сплачивающий народы и поколения в те периоды, когда единство перед лицом общего врага становится главной целью.



Песни Великой Отечественной войны стали прекрасным, звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, свидетельством его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма. И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях, в лишениях и невзгодах шел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!