Памяти жертв Холокоста и 75-летию снятия блокады Ленинграда
(музыка 1 Clint Mansell)
Соня 2. -27 января мир отмечает Международный день памяти жертв Холокоста. В этот день в 1945 году советские войска освободили Освенцим, расположенный на территории Польши, в 70 километрах от Кракова. Здесь располагалась крупнейшая гитлеровская фабрика смерти - Аушвиц- Биркенау.
Кам.- Для обозначения массового убийства евреев нацистами, были подобраны разные термины. Самый распространенный на сегодня - это «Холокост». В переводе с греческого – сжигаемый целиком или жертва всесожжения.
Вал.-Это была преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, унесшая жизни 11 млн.человек.
Алекс. 2-Знание уроков холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на земле.
Алекс.1.-Это необходимо, что бы мы и наши дети никогда не стали жертвами, никогда не стали палачами, никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии.
Соня 1 -Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей.
Соня 2- Самые крупные лагеря смерти были в Польше. Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, они прощались со своими ценными вещами и проходили осмотр у зубного врача, чтобы вырвать золотые зубы, многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос.
Кам. - Наиболее высокопроизводительным, с позиции технологии убийства, был лагерь в Освенциме, где за один день убивали 12 тысяч человек, которые, впоследствии, сжигались в печах крематория.
Соня 1-Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – это крайне жестокие способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу; подбрасывая в воздух, ловили на штыки; раздирали на части; смазывали губы ядом.
Алекс.1-Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти?
Алекс. 2-Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс - в трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть
(музыка 2 Bouchen)
Соня2 ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ
Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей
Соня 2.-27 января 1944 года - эта дата вошла в историю еще и как дата полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков
(музыка3 Mathides Theme)
Кам. -8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.
Вал.-В городе постепенно иссякали запасы топлива и воды.
Алекс.1-С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки.
Алекс. 2 -Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.
Соня 2-Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, убьют в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов– сдадут его.
Соня 1-Гитлер заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!»
Вал. - Но гитлеровцы просчитались.
Алекс.2.-Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.
Алекс.1.-Город не сдавался. Его жители делали все возможное, чтобы жить и продолжать бороться. Несмотря на то, что город находился в условиях блокады, его промышленность продолжала снабжать необходимым вооружением и снаряжением войска Ленинградского фронта.
Кам. -Обессиленные голодом и тяжело больные рабочие выполняли срочные задания, ремонтировали корабли, танки и артиллерию.
Соня2-В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила.
Соня 1-Дети шатались от голода. От голода и умирали. Умирали везде: дома, на улице, по дороге в школу, прямо на занятиях. (музыка4)
Алекс.1-Вся страна старалась помочь Ленинграду в его героической борьбе.
С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера.
Алекс.2-Поздней осенью Ладога замёрзла, и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.
Вал. - И тогда проложили автомобильную трассу, названную Дорогой жизни.От неё зависело спасение жителей города.
Кам.- Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.
Соня1.-Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.
Соня 2.-Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней - 900 блокадных дней и ночей, в ней миллионы загубленных в газовых камерах душ, реки детских слез, грохот оглушительных материнских криков, бесчисленное количество поломанных судеб. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.
Минута молчания (метроном)