Сценарий для школьного спектакля
Отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Звучит музыка
(Входит Простакова, садится на диванчик)
Г-жа Простакова. Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Его готовлю в люди. Авось-либо господь милостив, и счастье на роду ему написано...
(Вбегает вприпрыжку Митрофан, садится к матушке на диван)
Г-жа Простакова Ну, так теперь хотя по-русски прочти зады, Митрофанушка.
Митрофан. Да, зады, как не так.
Г-жа Простакова. Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
Митрофан. Как не такое! Пойдет на ум ученье.
Г-жа Простакова. Что? Что такое? (испугавшись). Что, что ты хочешь делать? Опомнись, душенька!
Митрофан. Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай, как звали.(залезает на стул, будто собирается прыгать)
Г-жа Простакова (вне себя). Уморил! Уморил! Бог с тобой!(снимает его со стула)
В это время ходят учителя. Митрофан прячется за диван.
Г-жа Простакова (увидя учителей). Вот и учители! Митрофанушка мой ни днем, ни ночью покою не имеет. (пошла искать сына)
Цыфиркин. (обращаясь к Кутейкину) Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет. По сей час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи…
Г-жа Простакова. (достала сына из-за дивана, отряхивает). Пока, друг мой, ты хоть для виду поучись, Митрофанушка.
Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женисся.
Митрофан. Слушай, матушка. Я тебя потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз.
Г-жа Простакова. Придет час воли Божией!
Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться!.. (увидел взгляд матушки). Вот я сел.
Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! (вяжет кошелек).
Митрофан (Цыфиркину). Ну! Давай доску! Задавай, что писать. (кладет на колени доску, берет у него мел) Задавай же зады, поворачивайся.
Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.
Г-жа Простакова. Не твое дело! Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да Боже избави!
Цыфиркин. Задача. Изволил ты идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. . Нашли мы трое...
Митрофан (пишет). Трое.
Цыфиркин. На дороге триста рублев.
Митрофан (пишет). Триста.
Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды ноль — ноль.
Единожды ноль — ноль.
Г-жа Простакова. Что, что до дележа?
Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.
Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
Митрофан. Слышь, задавай другую.
Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублев.
Митрофан. Десять.
Цыфиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было еще прибавить десять.
Митрофан (пишет). Ну, десять.
Цыфиркин. Сколько ж бы на год?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль — нуль. Один да один... (Задумался.}
Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука - лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича.
Митрофан. Небось, брат. Матушка тут сама не ошибется. Ступай-ка ты теперь, Кутейкин , проучи вчерашнее.
Кутейкин (открывает часослов, Митрофан берет указку). Начнем благословясь. За мною, со вниманием. «Аз же есмь червь...»(нараспев)
Митрофан. «Аз же семь червь...»
Кутейкин. Червь, сиречь животина, скот. Си-речь: «аз есмь скот».
Митрофан. «Аз есмь скот».
Кутейкин (учебным голосом). «А не человек».
Митрофан (так же). «А не человек».
Кутейкин. «Поношение человеков».
Митрофан. «Поношение человеков»
Г-жа Простакова. Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей
головушки, так по мне перестань.
Митрофан. А по мне и подавно.
Кутейкин (затворяя часослов}. Конец и Богу слава. (Учителя уходят)
Входит Правдин и Стародум.
Правдин. Любопытен бы я был послушать, чему учителя-то его выучили.
Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка! Всему, чему изволишь.
Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например?
Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.
Правдин. (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж ты в ней знаешь?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак - прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Г-жа Простакова. Что, каково?
Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен. А учились ли географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова . Как он назвал науку-то?
Стародум. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи Боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова . А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Батюшка мой! Да что за радость и выучиться? Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность.
Стародум. А кто посмышленее, сударыня, тот может и не откажет быть полезным своим согражданам да послужить своему Отечеству.