Сценарий практикума «Я как родитель»
Участники: родители учащихся (8–12 человек).
Цель и задачи:
изучить представления о себе как родителе
активизировать процесс самосознания
выделить свои особенности, сильные и слабые стороны в позиции родителя
наметить пути желательных изменений для себя как родителя
Оборудование: комплект метафорических карт «Роботы», бумага, карандаши, фломастеры, клей.
Число участников: 8-12 человек
Время проведения: 60-80 минут
Ход практикума
Вводная часть
1. Представление ведущего. Сообщение темы встречи, целей занятия – 3 мин
2. Знакомство, упражнение «Ладошка» - 5 мин
Участникам предлагается хаотично двигаться в пространстве кабинета, по команде ведущего паре участников нужно поднять руки и соединить руки пальцами, например «безымянный» - на обеих руках соединяются названные пальцы. Участники знакомятся со своим партнером и общаются на тему, которую дает ведущий. Затем ведущий дает команду продолжать двигаться и соединять руки с новым партнером и т.д. В заключение упражнения соединяются все пять пальцев на руках. Примерные вопросы для обсуждения в ходе знакомства:
Мой любимый цвет
Моя любимая музыка
Какие качества я больше всего ценю в людях
В какую страну я бы уехал жить на месяц
Чем я люблю заниматься со своими детьми
В какие игры я любил играть в детстве, во что играю сейчас
3. Игра «Поменяйтесь местами те, кто» - 5 мин
Ведущий дает команду поменяться местами по разным признакам, например
У кого один ребенок
У кого два ребенка (более двух детей)
У кого дети часто упрямятся
Кто обеспокоен тем, что ребенок проводит много времени в гаджетах
Кто считает, что делает все возможное для своего ребенка
Кто считает себя недостаточно хорошим родителем
Кто часто заходит в тупик, как вести себя с ребенком
У кого есть вопросы по развитию, общению и взаимодействию со своим ребенком
Основная часть
4. Работа с картами «Робот» - 30-40 мин
«Вы стали конструктором роботов. Нужно собрать робота - родителя по заказу, похожего на вас – и внешне, и внутренне (ценности, качества, приоритеты)». Параметры заказа:
Умещается на лист А4
Любые детали подходят друг другу
Можно резать и комбинировать детали
Можно раскрашивать
Участники делятся на пары, обсуждают свою работу. По очереди в парах рассказывают друг другу о получившемся роботе и отвечают на следующие вопросы:
Расскажите, как зовут робота (имя, фамилия).
Как он живет? Чем занимается? Как функционирует? Как заряжается? В чем нуждается? Ломается или нет? Как его можно чинить? Срок его работы?
Почему он получился таким?
Чем похож на тебя? Какая часть самая важная?
Желающие могут рассказать о своей работе всей группе.
Ведущий задает дополнительные вопросы:
Что ты думаешь об этом роботе? Что чувствуешь, глядя на него?
Нравится робот или нет? Есть ли часть, которую хочется заменить?
При желании можно выбрать новые детали робота, дополнить свою работу и пояснить в парах:
Про что новый робот?
Про какое состояние?
Что ты об этом думаешь?
Заключительная часть
5.Шерринг – 10-15 мин
Обсуждение полученного опыта, мыслей, чувств, связанных с образом робота-родителя. С чем уходят родители, настроение, состоние.
Прощание.