Сценарий праздничного мероприятия «С днем рождения, любимая станица!»
Ведущая: В нашем детском саду большое внимание уделяется воспитанию у дошкольников чувства любви к малой родине, формированию интереса к прошлому и настоящему ,станице Архонской, что расположена в Пригородном районе.
Дети получают знания о культурных ценностях предков, о природе Осетии, ее истории, быте, традициях . Наиболее наглядной и доступной формой для понимания детей являются развлечения и праздники.
История станицы была неразрывно связана со становлением казачества на Кавказе. В 1838 году на месте укрепления Архонского была основана станица с одноименным названием. Первыми сюда прибыли семьи казаков с Украины. Станица была обнесена защитным плетнём и рвом, снабжена двумя пушками. Следы рвов и сейчас немного заметны на улицах Колхозной и Крупской. Сразу же было образовано 46 дворов, 79 казаков с семьями - всего 139 душ (по данным архива).
Одними из первых казаков основавшихся в те времена в станице Архонской были: Бобро Ефим Романович, Бондарь Павел Иванович, Еременко Антон Фёдорович, Наливайко Пантелей Петрович, Кириченко Иван Евдокимович, Коломиец (Коломыц) Ефим Никитович
С двух сторон станицы были ворота с часовыми и пушками, так же выставлялись конные и пешие посты. На каждом посту стояла вышка, которая стояла на кургане. Некоторые из них сохранились и сейчас - "Веденов курган" (трасса Архонская - Беслан) и Пост Красивый (трасса Архонская Владикавказ). Архонская расположена по обоим берегам реки Гизельдон - левом притоке реки Терек, на пересечении транспортных магистралей. В отличие от других станиц, основанных в эти годы, место, выбранное под станицу Архонскую, оказалось самым удачным. И земля, и климат были весьма благоприятными.
(под звуки песни «Станица» в зал входят дети в костюмах казаков и казачек, с флажками, колосьями пшеницы и цветами, выполняют упражнения)
1Ребёнок: Наша станица – казачья, а сами мы – казаки,
Любим мы песни и танцы нашей родной стороны.
Ребята детского сада сегодня приветствуют вас,
Исполнят и песни, и танцы, смотрите и слушайте нас.
2Ребенок: Я живу в Осетии, в горном краю,
Где бескрайние горы – их я очень люблю.
Я живу, а значит, сердцем воспою
Этот край казачий, эту ширь мою.
3Ребёнок: Солнце золотое светит над страной.
Это край архонский, это край родной!
Стал он светлым садом, все ему цвести,
Краше, лучше края в мире не найти.
4Ребёнок: Краше, лучше края нет на всей земле,
Хорошо живется нам, в нашем, в селе.
Хорошо ребятам жить в родном краю.
Всей душою любим мы Архонскую свою.
5Ребенок: О станице говорить сердце так и просится.
Но на танец пригласить нам девчонок хочется.
Танец «Помирились»
Ведущая: Ребята! С давних времен селились люди на берегу рек и морей. Через нашу кубанскую землю и Кавказ прошло много племен и воинств. И вот однажды по велению царицы Екатерины на кубанскую землю прибыли казаки. Они стали селиться, образуя свои хутора и станицы. Стали строить свои куреня, обзаводиться семьями, защищать свою землю от врагов и выращивать золотую пшеницу.
В давние времена казаки устраивали игрища на берегу реки. И я приглашаю вас поиграть в игру «Лихие казаки».
Игра: «Лихие казаки».
(Два мальчика держат в руках платки, согнутые на уголок; в противоположной стороне стоят две девочки. По сигналу мальчики «скачут» прямым галопом на «лошадках» к девочкам, держа платок, как косынку. Набрасывают его на плечи девочкам и возвращаются назад. Кто быстрее.
6Ребёнок: В станице Архонской лихие казаки,
На каждом перекрестке живые уголки.
Ведущая: В станице живет славный народ, трудолюбивый и веселый. А как красива одежда казаков и казачек и не отвести взгляда от станичных девчат.
Танец «Кубанский хоровод»
7Ребенок: Вы, девчата, не шумите, себе мальчика найдите,
Чтобы был он молодцом, сильным, ловким удальцом.
Приглашаем вас позабавиться, да пару свою отыскать.
Игра «Где моя пара?»
(мальчики и девочки становятся парами; под звуки музыки они расходятся по залу в разные стороны; по окончании музыки каждый должен найти свою пару; нашедшие пару первыми становятся победителями)
Ведущий: Наша станица – многонациональная. Здесь живут русские, осетины, армяне, украинцы и много других национальностей. Все любят свои родные мелодии, напевы, наигрыши, но зажигательный танец «Лезгинка» - по душе приходится всем.
Танец "Лезгинка"
Ведущий: У народов Кавказа есть такой обычай: если сорятся два мужчины и женщина бросит между ними платок, то ссора прекращается. Мы ссориться не будем, а вот в игру поиграем.
Игра «Подними платок»
(три девочки танцуют с платочками; по окончании музыки бросают их на пол; мальчики должны платочки поднять; кто не успел – проиграл)
8Ребёнок: Осень – славная пора, поработать нам пора.
Кто работы не боится, в поле выходи трудиться!
Помидоры собирай, дел по горло – не зевай!
9Ребёнок:Осень нам, ребята, дарит небывалый урожай,
Под листочком огурец спинку свою греет,
Вот какой он молодец – к вечеру поспеет!
10Ребёнок:Растрепала косы ловко желто-красная морковка.
За косицу ты возьми, из земли ее тяни.
Баклажаны и капуста в поле вызрели у нас,
В закромах не будет пусто – соберем мы все сейчас.
Игра «Овощеводы»
(обручи по количеству названных овощей лежат на полу, овощи разбросаны вокруг; ребенок собирает овощи и по одному переносит в обруч; кто быстрее соберет свой урожай)
11Ребенок: Если собран урожай – радуются люди,
Громче, музыка, играй - танцевать мы будем.
Всех на ярмарку зовем – пусть народ любуется,
Наша ярмарка рекой растеклась по улице.
Танец «Ярмарка»
(песня «Ярмарка» в исполнении кубанского казачьего хора)
12Ребёнок: Нашу станицу родную мы Архонской зовем,
Верность на веки такую мы сквозь года пронесем.
Любим мы свою станицу, красотой ее гордимся,
Летом, осенью, зимою всех пленяет красотою.
Птицы весело поют и пример нам подают.
«Песня о моей станице»
Ведущая: Вот и подходит к концу наш веселый казачий утренник, но праздник не кончается! Из лучших пшеничных зерен нам испекли каравай и приглашают его попробовать.
Каравай, каравай.
Поскорее накрывай стол скатеркой чистой, -
Перед нами каравай с корочкой душистой!
Крутобок и маслян он, в меру круг посолен –
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.
Режь да ешь от всей души, силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся,
Чтобы в добрый светлый час хлеб на стол явился.
Кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился.
Музыкальный руководитель: Чернуцкая Т.А.