ГУЛЯЙ, МАСЛЕНИЦА!
Цели: познакомить детей с традициями русского народа,
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас,
обучать правилам гостеприимства, воспитывать уважение к старшим.
Выходят дети, одетые в русские костюмы.
Внимание! Внимание! Весёлое гуляние!
Собирайся скорее, народ! Видишь, Масленица к нам идёт!
Пришла Масленица годовая, наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает, всегда на кониках приезжает.
Её коники вороные, у них гривы золотые, а саночки расписные.
3. Масленица, будь здоровенька, тебя встретим хорошенько!
С блинами, с каравайцами, с варениками!
Приходите к нам на праздник и тихони, и проказник.
Будет чай у нас горяч… Будет блин да калач,
Будут игры и смех, будет праздник для всех!
Поспешайте, наряжайтесь, к нам на праздник собирайтесь!!!
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!
Добро пожаловать к нам на широк двор
На Широкую Масленицу!
Мы добрым гостям завсегда рады!
Мы их привечаем, сладким чаем
Да блинами угощаем!
Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, Широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей», «Госпожой – Масленицей». С Масленицей разговаривали как с живым существом: она то «дорогая гостья», то «баба – кривошейка», то «красная девица», то «Авдотья Ивановна». Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа. И ходили с ней по деревне – славили Масленицу. Ей оказывались почести как редкой гостье. Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.
Ученик. Понедельник Масленицы назывался «Встреча».
В этот день всех гостей надо было встречать блинами. Блины – символ солнца (такой же круглый и золотистый), а солнце – символ возрождающейся жизни.
Ведущая: Русские люди ели много блинов на Масленицу, да сами над собой подшучивали, много весёлых поговорок о блинах сложили.
Без пирогов - не именины.
Второй – с маслом,
А третий – с квасом.
2 ученик. Вторник на Масленице был «Заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.
Игра «Кочерга»
- Как зовут?
- Кочерга (Если ребенок отвечает «кочерга», тогда он делает шаг вперед. Если же он называет свое настоящее имя – шаг назад)
- Что ел на завтрак?
- С кем ты любишь разговаривать по ночам?
- Чем ты чистишь зубы?
- А кто твои бабушка с дедушкой?
-Чем ты ковыряешься в носу?
Как зовут твоего друга?
О чём напишешь доклад?
Что подаришь маме на 8 марта?
Твоя любимая игрушка?
Где ты живёшь?
Что ты ешь на обед?
Чем ты подметаешь пол?
3 Ученик. Среда – «Лакомка». Это день семейный. Тёщи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных.
Ведущая: Сядем рядком да поговорим ладком. Все ли здесь смышлёные? Загадки отгадывать умеете?
Стоит в углу Агрипина,
Большой рот разиня.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
Зимой она ест и фырчит,
А летом голодная спит. (Печь)
Стоит толстячок,
Подбоченя бочок.
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят
Ребята съедят. (Каша)
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня ...
(весна)
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
(Весна)
Она приходит с ласкоюы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ...
(Скворечник)
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар)
На горячем донце выпекают солнце. (Блин)
На сковороду ручейком, со сковороды – солнышком. (Блин)
Скороговорки (конкурс).
Каждую скороговорку нужно не просто произнести, а сделать это чисто и красиво. Недаром в народе скороговорки называют ещё и чистоговорки.
Щетина у свинки, чешуя у щучки.
У осы не усы, не усищи, а усики.
4 Ученик. Четверг называли «Широким». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков, катание на тройках, взятие снежной крепости.
Конкурс «Кулачные бои»
Ведущая: Во время народных праздников было принято рассказывать
«Докучные сказки».
Рассказывают два ученика: Сказка про ворону.
Шёл я как – то через мост, глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост, положил её под мост –
Пусть ворона сохнет!
Шёл опять я через мост, глядь - ворона сохнет,
Взял ворону я за хвост, положил её на мост –
Пусть ворона мокнет!
Снова шёл я через мост, глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост, положил её под мост –
Пусть ворона сохнет!
Я опять пришёл на мост, глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост, положил её на мост –
Пусть ворона мокнет!
Я пришёл на тот же мост, глядь – ворона мокнет…
Ведущая: Полно вам нас докучать нужно Масленицу величать!
5 Ученик. Пятница – «Тёщины вечёрки». Теперь уже зятья у себя дома с румяными блинами принимали тёщ.
Прибаутки – неотъемлемая часть народного праздника.
(дети разыгрываются сценки)
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
- Фома, что из леса не идёшь?
- Да медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Да он не идёт.
- Так иди сам.
- Да медведь не пускает!
- Сынок, сходи за водицей на речку.
- Брюхо болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Что ж, раз мамка велит, надо идти!
6 Ученик. Суббота – «Золовкины посиделки». Невестка дарит сестрам мужа подарки .Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.
Игра: «Заплети косу».
7 Ученик. Воскресенье – «Прощёный день». Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды. Давайте выучим стишок, а в воскресенье вы его расскажите своим родным и близким. И вручите вот такой блинчик:
Прости, пожалуйста, меня,
Обиды в сердце не таи.
Пусть не мешает гордость нам
Жить в мире, счастье и любви.
1 Ученик. Масленица к нам пришла,
И веселье принесла!
Всем желаю нагуляться,
Блинов вкусных наедаться!
2 Ученик. Будем песни петь, плясать,
Чтоб еще счастливей стать,
Чтобы в каждый дом добро
Вместе с праздником пришло!
3 Ученик. Праздник вкусного блина,
Приближается весна!
Принесёт пусть за собой,
В дом достаток и покой...
4 Ученик. Позитив и звонкий смех
И здоровье и успех.
Шумный пир, блины и сладость,
В каждом доме только радость.
Конкурс «Накорми меня» (играют парами: одному участнику завязывают глаза и он кормит блинами другого, руками не помогать)
Ведущая: А пока пост ещё не наступил, приглашаем вас отведать блиночков румяных, напитка ароматного. Всем желаем общения приятного!
5