Торжественный урок, посвященный Дню Победы
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.
Перед началом звучит заставка (муз .композиция-классика, о войне, о мире и т.д.), на экране – иллюстрация «День Победы», на сцене – надпись: ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПОГИБШИМ! ВЕЧНАЯ СЛАВА ЖИВЫМ!
Ход урока
Ведущий: Каждый год весной мы отмечаем День Победы. Дорогую цену заплатил наш народ за участие в самой страшной войне 1941-1945 годов. Не исчезнет в памяти людей, не уйдет в забытье великий подвиг и великая трагедия нашего народа – его битва, его победа над фашистской Германией. Наша торжественная встреча – это лишь маленькая частица уважения павшим и еще живым.
У нас в гостях ветеран Великой Отечественной Войны, почётный гражданин нашего города, Шелудченко Владимир Антонович, научный сотрудник музея Боевой Славы города Снежное, Бривко Ольга Ивановна, ученики начальных классов.
1 ученик: Никто не забыт
И ничто не забыто;
На пепел никто не сгорел:
Солдатские снимки
На вышитых крыльях плывут.
Покуда есть память людей
И матери живы,
Сыны, что споткнулись о пули,
Живут!!!
2 ученик: Войны я не видел, но знаю
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Все им испытать довелось.
3 ученик: Как тяжело, когда идет война.
Солдаты гибнут, умирают дети.
Я не хочу, чтобы была она
Ни в телевизоре, ни на планете.
4 ученик: Пусть войны на земле совсем замрут,
И никогда не запылают снова.
И в каждом доме будут счастье и уют,
И люди не останутся без крова.
5 ученик: Друзья! К каким бы славным датам
Не приближали нас года,
Весны, рожденной в 45-ом,
Мир не забудет никогда!
Демонстрация видеоролика «Начало войны».
Ведущий: Сотрудник музея, Бривко О. И. предлагает номер «Анкета друзей» и «Разрушенные мечты». (Ученики 1-4 классов заранее написали на свитках свои мечты и принесли с собой в зал)
Тихо звучит музыка «Одажио»
- Когда я была школьницей, среди мальчиков и девочек моего возраста была популярной игра «Анкета друзей». Мы записывали в анкетах свои мечты и передавали анкеты друзьям, обменивались информацией. Точно так же мечтали мальчики и девочки военной поры. Но их мечтам не суждено было сбыться… (Собираются свитки у детей в зале, аккуратно складываются на железном подносе и поджигаются)
- Вот так в один миг разрушились мечты миллионов ваших ровесников во время войны.
Ведущий: На рассвете, теплым летним утром, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды-прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас с вами.
Цифры и факты.
Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень.
Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как и вы, дети.
Война – это 30 убитых на 2 метра земли. 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит каждый четвертый житель страны погиб.
Война – это 2600 км, если считать по прямой от Бреста до Берлина. Кажется, мало, правда? Самолетом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 года, 1418 дней.
Война – это ежедневная норма для подростка вырыть окоп – 1,5 м вглубь и 2 м в ширину в районе Саур-Могилы, когда она была занята фашистами.
Свыше 11000 советских воинов стали Героями Советского Союза.
Более 20 миллионов советских людей погибли.
Ведущий: Через наш город (поселок С.-Бродская) и далее: села Дмитровка, Мариновка, Степановка, Саур-Могила… проходил Миус-фронт. Протяженность его была 375 км вдоль реки Миус и дальше.
Ведущий: С 30 октября 1941 года, когда фашисты заняли Саур-Могилу, начались бои за взятие этой высоты. Она была главным наблюдательным пунктом фашистов, и они крепко здесь закрепились.
Ведущий: Шли очень тяжелые бои. Битва шла за каждую пядь земли. Полыхали огни в Дмитровке, Мариновке, Степановке. Не было клочка земли, куда бы не упал снаряд.
Ведущий: Наша армия много раз пыталась прорвать Миус-фронт, но это не удавалось. Только самые смелые, мужественные и решительные пытались пробраться к Саур-Могиле ночью.
Ведущий: 31 августа 1943 года Саур-Могила была освобождена. Враг отступил под натиском нескольких армий, объединившихся у Миус-фронта.
Ведущий: Вот как сказал о мужественных защитниках Саур-Могилы, участвовавших в штурме, военный корреспондент. Он сравнил их с защитниками Сталинграда.
1 ученик: Горстка храбрых была Сталинградом,
И как крепость держалась она.
Ваше имя поставила рядом
С именами героев страна.
Ведущий: Помните их имена …
- Разведчик 96-й дивизии стрелкового полка старшина С.С. Кораблёв, заместитель командира гвардии, полковник А. А. Сошальский, командир 96-й стрелковой дивизии, Герой Советского Союза, полковник С. С. Левин.
Ведущий:15, 16, 17, 18, 20, …
Столько было им, юным защитникам нашей Родины. Таким же юным в те страшные годы был Шелудченко Владимир Антонович. Просим Вас поделиться своими воспоминаниями.
(Встреча с ветераном. Беседа. Рассказы из жизни. Военные истории. Вопросы из зала.)
Поздравления ветерана: рисунки, сувениры, цветы…
Песня «День Победы». Исполняет ученик 9 класса, все подпевают.
Сценка 4 класса «Алло, Юпитер?!»
Связист:
Алло, Юпитер?! Я – Алмаз!
Почти совсем не слышу вас…
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло, алло?
Медсестра (перевязывает раненого):
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось дотерпеть!
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.
Моряк (смотрит в бинокль):
На горизонте самолет,
По курсу – полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить! Истребитель наш!
Летчики (над картой):
Пехота – здесь, а танки – тут.
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ,
Противник не уйдет от нас.
Автоматчик:
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь найдется враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдем.
(все возвращаются на места)
Письмо
Тихо звучит запись песни в исполнении детского хора «Аве. Мария!»
Ведущий: Перед боем или в минуты затишья бойцы писали домой письма своим родным. А дома все ждали весточку с фронта, долгожданный солдатский треугольник.
Девочка (достает из кармана пиджака письмо-треугольник, разворачивает и читает):
-Из письма майора Дмитрия Петракова дочери. Сентябрь. 1942 год.
«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек… Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды и здесь-же растет цветок. И вдруг очередной взрыв!.. Василек сорван. Он рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной! Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Если б не подобрал – василек бы затоптали, Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы враг не поступил с тобой, как с этим цветком…»
2 ученик
Кто был на войне.
Дочь обратилась однажды ко мне:
- Папа, скажи мне, кто был на войне?
- Дедушка Лёня – военный пилот –
В небе водил боевой самолет.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил
И отвечал на вопросы мои:
- Очень тяжелые были бои.
- Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнем.
Прадед Алёша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.
Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.
Ведущий: Вечная память погибшим, вечная слава живым!
Помянем погибших минутой молчания. И пусть наше молчание будет протестом против войны.
Метроном. Минута молчания.
Солдатики
Ведущий(учитель)
Мальчикам, играющим в войну
Я в своих ладонях протяну
Два десятка взятых наугад
Оловянных маленьких солдат.
Ты смотри внимательней, дружок, –
Тот без рук, а этот вот без ног,
Третий черный, зубы лишь как мел,
Видно, в танке заживо сгорел.
На четвертом – ордена как щит,
Он в Берлине в мае был убит.
А вот этот на густой заре
В 43-ем утонул в Днепре.
У шестого на глазах слеза –
Сорок лет как вышибло глаза.
Горсть солдат ребятам протяну –
Не играйте, мальчики, в войну.
Ведущий: Как ни силен был враг, а он был побежден. Шел 1945 год, апрель. Войска нашей Армии и ее союзников проводили последние наступательные операции вблизи главного немецкого города Берлина. Битва за Берлин длилась до 2 мая, когда флаг Победы был водружен над логовом фашистов – рейхстагом.
Ведущий: 8 мая 1945 года представители немецкого командования подписали акт (документ) о капитуляции. Враг сдался. Война закончилась.
9 мая стал Днем Победы.
Слайд-шоу под песню «День Победы»
Четверо учащихся.
1 ученик: Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
2 ученик: В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
И цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?
3 ученик: Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны!..
Что такое День Победы?
Это значит – нет войны.
4 ученик: Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете.
Песня «Я рисую на окне» (выходят все участники с шарами, голубями, флажками). Обыгрываем песню.
Ведущий: С праздником! С Днем Победы!
(фото на память)