– М. И. Глинка – великий русский композитор жил за границей и когда возвращался домой, остановил свой экипаж, вышел и низко поклонился березе. Белый ствол, чуть поникшие ветки. Задушевный, задумчивый взор. Тихо дремлют родные березы, Украшая России простор. УЧЕНИК: Своей красотой неброской, Во всех краях, во все года Родные русские березки Сердца пленяют навсегда. УЧЕНИК: Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. (С.Есенин) УЧЕНИК: Люблю березку русскую, То светлую, то грустную В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках, С красивыми застежками, с зелеными сережками ВЕДУЩИЙ: Но и русские художники не забыли об этой белоствольной красавице. Посмотрите репродукции картин русских художников (рассматриваем подготовленные репродукции). ВЕДУЩИЙ: Растет береза быстро за 25 лет поднимается на высоту 5-этажного дома может вырасти до 15 метров. Из почвы береза берет до 40 ведер влаги в сутки. В мире насчитывается 140 видов берез. Но только в средней полосе России береза растет сплошными рощами. Мы называем их березняком. Популярность березы, любовь к ней народа подтверждается многочисленными упоминаниями о ней : в названиях населенных пунктах ( березовка0 в фамилиях. В древности год начинался не елкой, а березой, название первого месяца - березозол – апрель (береза) – зо-зол (зеленый). Березовый Новый год существовал до середины 14 века, потом перенесен на осень, на время уборки урожая. А праздник березки остался, им отмечали окончание весенних полевых работ. Популярное и любимое дерево. Но береза не только за красоту любима. Это дерево обладает многими ценными свойствами, лечебными свойствами. (Игра «Волшебная палочка». Что знаешь о березе? – дети передают палочку и рассказывают о пользе березы) Викторина о березке: 1.У березы одежда – как называется? Что делают из нее? Послушаем нашего экскурсовода (подготовленного ученика): – Береста – уникальный природный материал, его применяли для изготовления различных предметов, необходимых в быту: корзинок и коробов, туесков, солонок, хлебниц, шкатулок, а также украшений и даже рыбацких челнов. – А как вы думаете, почему береза имеет такое широкое распространение? – Кора березы обладает очень сильными антисептическими свойствами. Она содержит особое вещество, которое используется в медицине для пропитки бинтов. Известно, например, что в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Эти бактерицидные свойства обусловили применение берестяных изделий для хранения продуктов. В них хранили, например, молоко, которое могло не прокисать две недели, а также рыбу, мясо, грибы, которые тоже долгое время оставались свежими. В крупе и муке, хранящейся в берестяном туеске, никогда не заведется жучок, кроме того, береста обладает свойством забирать из этих продуктов излишнюю влагу. (Рассматриваем небольшую выставку берестяных изделий) 2.Что дает нам береза? (сок, листья, почки). ВЕДУЩИЙ. – Ребята, послушайте экологическую сказку “Плач березы”. Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями. По лесу шел мальчик, он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Он увидел одинокую березу. Он присел под березу, прислонился к стволу и уснул в ее тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал ножик и на стволе березы вырезал свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по ее стволу. Затрепетала она от раны, потянулась к мальчику, прося защиты. Но не было помощи. Тогда рванулась она ветвями к соснам, елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, а через некоторое время пожелтела и осыпалась листва, засохли ветки, почернел белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами сияло на нем. – Ребята, как вы думаете, почему погибло дерево? Как надо относиться к окружающей нас природе? (Дети отвечают.) | УЧЕНИК 1. По капельке, по капельке, По маковой росинке. Березы в роще плакали, Роняли вниз слезинки. УЧЕНИК 2. Не руби березы белой Не губи души лесной. Не губи и зла не делай, А особенно весной. Не губи, не тронь березы, Обойдись с ней по-людски. УЧЕНИК 3 А иначе брызнут слезы, Сам засохнешь от тоски, Пусть береза, как невеста, Бережет свою красу, Ей не в печке жаркой место, Место ей всегда в лесу Все вместе: Белая береза, милая сестра – ты расти не бойся злого топора Белая береза – птицы по ветвям, Я тебя в обиду никому не дам ВЕДУЩИЙ: Не дадим мы с вами а обиду и других лесных жителей. А то они обижаются на людей за плохое к ним отношение. Послушайте их жалобы и отгадайте от кого они: ЖАЛОБЫ ЛЕСНЫХ ЖИТЕЛЕЙ: Жалоба 1. ОХ! НЕ любят меня люди! Голос видите ли мой не нравится и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают , что беду приношу. Атак ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Ну и что ж , что страшно кричу я никого не пугаю …. (сова) Жалоба 2.На земном шаре, пожалуй, нет такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как обо мне. Не нравится , что я темноту люблю, что на обычных зверей и птиц не похожа. Что вверх ногами люблю висеть. Но я, же друг человека, а не враг. Что же мне делать, если я такая уродилась? (летучая мышь). Жалоба 3.Сама знаю, что не красавица я. Окажись рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камень норовят бросить или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня большая, хотя и в болоте живу. (Жаба). Много в лесу обитателей, все они разные, все со своим характером. Характер братьев меньших: (угадываем кто это?) сильный как…. коварный как…. трусливый как… трудолюбивый как верный как упрямый как бестолковый как тихий как вольный как… быстрый как В старину березу называли веселкой. Молодые люди часто ходили в лес завивали березку, наряжали ее лентами, венками , водили хороводы. Давайте и мы с вами встанем в хоровод и споем песенку про березку. (хоровод с песней «Во поле березка стояла»). А теперь поиграем. |