СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий"Простые солдатские письма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий "Простые солдатские письма"-итог работы практически всей школы.Многие ребята заинтересовались историей своих близких.

Воспоминания пожилых людей, письма, документы, фотографии- им нет цены. Благодаря им мы и сегодня продолжаем открывать новые факты, детали ,события славной истории нашей        страны.

Память….Она имеет свое начало, но не имеет конца. Уже прошло более 70 лет как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, а родные все хранят фотографии, треугольники писем с фронта, перечитывают их сыновьям, дочерям, внукам, которые стали взрослее своих отцов и дедов.

Желаю и Вам, ребята ,так же свято чтить семейные традиции и бережно хранить семейные реликвии.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий"Простые солдатские письма"»

«ПИСЬМА С ФРОНТА»

(стучит метроном, на экране репродукция картины А.Мыльникова “Прощание”)

Ведущий: Чем дальше от нас отдаляется время военной поры, тем ярче высвечивает оно романтические и мужественные, надежные и добрые лица того времени. Тем больше у нас, сегодняшних, права и долга вспомнить их, пройти вместе с ними дорогу той страшной и жестокой войны. Наше путешествие будет несколько необычным: мы не будем говорить о великих битвах, героях, мы поговорим и вспомнить тех, чьи письма с фронта дошли до наших дней.

(звучит песня “Прощание” муз. Т.Хренникова, сл. Ф.Кравченко; на экране показ слайда: 2+ песня “Прощание”- по щелчку)

Ведущий: Эти голоса с фронта донесли до нас письма. Простые, маленькие солдатские письма – треугольнички с лиловым штампом – “Проверено цензурой”. Сегодня вы услышите голоса тех, кого уже нет, кто отдал свои жизни за нас с вами, голоса, пришедшие с “того света”, требующие от нас Памяти о них, завоевавших для нас ЖИЗНЬ. Весточки с фронта – весточки жизни.

(на экране слайд: 3+ песня “Почтальонка” )

Чтец-юноша(Никитин) Как раскладывать по кварталам

Голоса всех живых и мертвых,

Что дошли, словно гул металла,

В треугольниках полустертых?

Только адрес есть на конверте,

А в конверте – жизни и смерти,

Если б знать вам, на почте тут же,

Что внутри там! Был в окруженьи?

Жив? Нашелся? Ранен? Контужен?

Пал, по слухам, в первом сраженьи...

Но приходит девочка в старых

Сбитых набок маминых ботах.

И берет всех судеб удары,

Радость чью-то и смерть кого-то



(звучит песня “Почтальонка” муз. С.Никитина, сл.Д.Сухарева; в это время выходит девушка-почтальонка “Почтальонка” - по щелчку на слайде 3)

Девушка-почтальонка(Кулинич): Ждут, ждут меня с нетерпением мои измученные ожиданием адресаты. Кроме писем у меня с собой пузырек с нашатырным спиртом (показывает), иначе никак…. Не знаю, что несу я им: горе или радость? Четыре письма в этот дом: в четырех радость, а вот в пятом – похоронка. “Ваш сын младший лейтенант Углев Семен Павлович в бою за Родину, верный сын воинской присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 26 января 1945 года...” Но здесь нет моей вины, это все она – война, война.... Пойду, ждут они, тревожатся... (уходит)

Ведущий: Вот так и шли они в каждый дом, не зная, с чем постучатся в двери, что принесут. Пряча глаза от людей, глотая слезы, они утешали и радовались с теми, к кому приходили с письмом. Фронтовые письма шли не в конвертах, на них не было марки, сложены в треугольник, подписаны чернильным карандашом. Они были проникновенны и искренны, часто в них слышалась забота о тех, кто остался дома: о женах, детях, матерях. С 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 млн. писем и примерно столько же шло с фронта родным и близким. Эти письма согревали и тех, кто был на передовой и тех, кто ковал Победу в тылу.

(звучит Ф.Шуберт “Аве Мария”, чтец читает стихотворение И.Уткина “Ты пишешь письмо мне...”, на экране слайд 4)

Чтец-юноша (и девушка):

На улице полночь. Свет догорает. Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю прорвется такая любовь!

...Давно мы из дома. Огни наших комнат за дымом войны не видны.

Но тот, кого любят, но тот, кого помнят, как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой, Любимую видишь и Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной...Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет: останутся грусть и разлука за дверью,

И в дом только радость войдет!

И как-нибудь вечером вместе с тобою, к плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя, как хронику чувств, перечтем.

Танец Попури

Ведущий: Но не все дождались этого дня, когда можно было перечесть эти письма, прижаться друг другу плечом. Не все вернулись с Победой домой. Но их письма, пришедшие к адресатам, хоть на некоторое время оттягивали момент другого письма – похоронки. С нетерпением ждали этих писем, пришло письмо – солдат жив. Писали с фронта, на фронт.... Это была единственная возможность услышать друг друга за тысячи километров.... Сегодня мы тоже слышим эти голоса, донесшиеся до нас через столько лет.

Песня «Птицы белые»

Приходили такие треугольники и к нашим близким. Здесь тоже, как и везде, с нетерпением ждали весточек с фронта.

Боец: (на экране слайд 5, чтец-юноша читает) “...Я был призван в Красную Армию в ноябре 1941 года. Воевал на передовой с марта 1942. 24 июня 1944-го умело организовал форсирование реки Западная Двина, и наша рота захватила плацдарм у деревни Лабейки Витебской области. А 25 июня погиб в бою. 22 июля 1944 года присвоено звание героя посмертно. Мои письма хранятся в музее ---------. Прочтите, услышьте, почувствуйте...”



Чтец-юноша: “2/II. 1943 года, г. Ярославль Привет от Владимира Даниловича!!! Здравствуйте, дорогая и любимая мама, бабушка и дорогие братишки Миша и Саша. С горячим приветом к вам ваш Володя.....хочу сообщить, что жив и здоров, чувствую себя хорошо....от Вас писем я не получаю с 19/I 1943 года...Вам я пишу часто...дорогая мама, пишите, как ваше здоровье?...обо всем подробнее....Пройдет время, настанет пора – встретимся.... ”,

Боец: Им не суждено было встретиться.?ПИСЬМО пришедшее с войны

Боец (читает стихотворение):или история песни «Бьется в тесной печурке огонь…»

Письмо жене Суркова….

Нам идти в разведку этой ночью,Все готово. Только дать сигнал.

Второпях тебе десяток строчек Я на всякий случай написал.

Вот сейчас письмо в конверт вложу я,Старшине отдам его, и пусть

Он снесет на почту полевую,Если я обратно не вернусь.

Если смерть обрушится лавиной И со всех сторон обступит тьма,

О своей беде непоправимой ,Все тогда узнаешь из письма.

Если же (да будет так!) из боя

Невредимый выйду я опять,

То у нас условие такое:

Он письмо не будет отправлять.

И любви моей большая сила

Вся теперь в единственной мольбе:

Я хочу, чтоб ты не получила

Этих строк, написанных тебе...

танец

Ведущий: Проходят годы, но солдатские треугольники времен Великой войны остаются в истории страны, в летописях и домашних архивах, как последние весточки...

Песня «Письмо, пришедшее с войны»

(звучит “Лунная соната” Бетховена и на фоне этой музыки чтец читает стихотворение М.Капитановой “Письмо с фронта”, на экране слайд 7 )

Чтец-юноша: для связок

Письмо – солдатский треугольник,

В нем номер почты полевой.

Читает с болью правнук – школьник,

О чем солдат писал домой.

А он писал жене и детям,

Что шлет привет с передовой,

Что взяли города на рассвете,

Что очень хочется домой...

Май сорок пятого. Победа.

Но до нее он не дожил –

В чужом краю чужое лето

Своею жизнью защитил.

Не обнял дочь, жену и брата

И не вернулся он домой.

...Все, что осталось от солдата –

Лишь номер почты полевой...

Его письмо на полке-нише

Хранят потомки много лет.

Хранят как память о погибшем,

Как дней тех огненных привет...

Рассказ о местных: С болью и скорбью читаем мы историю жизни______(рассказ учащегося:

Письмо – солдатский треугольник,

В нем номер почты полевой.

Читает с болью правнук – школьник,

О чем солдат писал домой.

1.Губанова В.9класс

...Все, что осталось от солдата –

Лишь номер почты полевой...

Его письмо на полке-нише

Хранят потомки много лет.

А в семье Руковишниковых хранят память о прадедушке:

2.Руковишникова А. рассказы о близких

Май сорок пятого. Победа.

Но до нее он не дожил –

В чужом краю чужое лето

Своею жизнью защитил.

Рассказ о дедушке : Румянцев Г.

Ведущий: Солдатские письма... Как много в них: жизнь, любовь, подвиг, память...Теперь это история, реликвия, “ниточка”, связующая нас, тех кто не нюхал пороха, не знал голода и бомбежек, и тех, кто уже никогда не переступит порог родного дома, но кто навечно в памяти народной... Почему-то сегодня сохранились в своем большинстве письма тех, кого уже нет. Может потому что они стали голосом памяти, голосом скорби о них... Они стали призывом для нас, наших детей и внуков: “Читайте, помните, берегите друг друга и мир, который мы завоевали такой страшной ценой – ЖИЗНЬЮ!” Эти письма должны жить, говорить, их надо читать и беречь, как самое дорогое сокровище, потому что не будет уже без них той правды о войне, не будет тех голосов, той нити памяти...

Ученица:

Письма... Простые солдатские письма...

Сколько тепла в них, любви, романтизма,

Сколько в них веры в страну и в народ,

Веры в Победу, что скоро придет!

Веры, что враг будет все же разбит,

Что армия выстоит и победит!

В письмах вопросы: о детях, жене,

Все ли здоровы, сыты, в тепле...

В письмах писали: “Скоро придем!

Как только фашистов в Берлине добьем!..”

Письма от времени так пожелтели –

Трудно прочесть, разберешь еле-еле.

Но знает их бабушка все наизусть,

Ведь в каждом из них было: “Вернусь!..”

Ждет до сих пор! А его нет и нет...

Где-то потерян дедушкин след...

И в День Победы бабушка ждет:

Может, с войны он вернется, придет?

Вновь в День Победы сидит у окна...

А за окошком бушует весна!

Песня «Победная весня 45»

Ведущий: Пусть прозвучавшие сегодня письма не оставят вас равнодушными, пусть они станут для вас цепочкой в памяти о войне, в памяти о погибших, вспомним наших ачинцев, не вернувшихся с фронта, прошу всех встать и почтить память о погибших минутой молчания. (все встают, стучит метроном, на экране слайд 9.)

По прошествие минуты молчания, ведущий благодарит всех за внимание, звучит тихая мелодия, все расходятся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!