«ПИСЬМА С ФРОНТА»
(стучит метроном, на экране репродукция картины А.Мыльникова “Прощание”)
Ведущий: Чем дальше от нас отдаляется время военной поры, тем ярче высвечивает оно романтические и мужественные, надежные и добрые лица того времени. Тем больше у нас, сегодняшних, права и долга вспомнить их, пройти вместе с ними дорогу той страшной и жестокой войны. Наше путешествие будет несколько необычным: мы не будем говорить о великих битвах, героях, мы поговорим и вспомнить тех, чьи письма с фронта дошли до наших дней.
(звучит песня “Прощание” муз. Т.Хренникова, сл. Ф.Кравченко; на экране показ слайда: 2+ песня “Прощание”- по щелчку)
Ведущий: Эти голоса с фронта донесли до нас письма. Простые, маленькие солдатские письма – треугольнички с лиловым штампом – “Проверено цензурой”. Сегодня вы услышите голоса тех, кого уже нет, кто отдал свои жизни за нас с вами, голоса, пришедшие с “того света”, требующие от нас Памяти о них, завоевавших для нас ЖИЗНЬ. Весточки с фронта – весточки жизни.
(на экране слайд: 3+ песня “Почтальонка” )
Чтец-юноша(Никитин) Как раскладывать по кварталам
Голоса всех живых и мертвых,
Что дошли, словно гул металла,
В треугольниках полустертых?
Только адрес есть на конверте,
А в конверте – жизни и смерти,
Если б знать вам, на почте тут же,
Что внутри там! Был в окруженьи?
Жив? Нашелся? Ранен? Контужен?
Пал, по слухам, в первом сраженьи...
Но приходит девочка в старых
Сбитых набок маминых ботах.
И берет всех судеб удары,
Радость чью-то и смерть кого-то
(звучит песня “Почтальонка” муз. С.Никитина, сл.Д.Сухарева; в это время выходит девушка-почтальонка “Почтальонка” - по щелчку на слайде 3)
Девушка-почтальонка(Кулинич): Ждут, ждут меня с нетерпением мои измученные ожиданием адресаты. Кроме писем у меня с собой пузырек с нашатырным спиртом (показывает), иначе никак…. Не знаю, что несу я им: горе или радость? Четыре письма в этот дом: в четырех радость, а вот в пятом – похоронка. “Ваш сын младший лейтенант Углев Семен Павлович в бою за Родину, верный сын воинской присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 26 января 1945 года...” Но здесь нет моей вины, это все она – война, война.... Пойду, ждут они, тревожатся... (уходит)
Ведущий: Вот так и шли они в каждый дом, не зная, с чем постучатся в двери, что принесут. Пряча глаза от людей, глотая слезы, они утешали и радовались с теми, к кому приходили с письмом. Фронтовые письма шли не в конвертах, на них не было марки, сложены в треугольник, подписаны чернильным карандашом. Они были проникновенны и искренны, часто в них слышалась забота о тех, кто остался дома: о женах, детях, матерях. С 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 млн. писем и примерно столько же шло с фронта родным и близким. Эти письма согревали и тех, кто был на передовой и тех, кто ковал Победу в тылу.
(звучит Ф.Шуберт “Аве Мария”, чтец читает стихотворение И.Уткина “Ты пишешь письмо мне...”, на экране слайд 4)
Чтец-юноша (и девушка):
На улице полночь. Свет догорает. Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю прорвется такая любовь!
...Давно мы из дома. Огни наших комнат за дымом войны не видны.
Но тот, кого любят, но тот, кого помнят, как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой, Любимую видишь и Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет: останутся грусть и разлука за дверью,
И в дом только радость войдет!
И как-нибудь вечером вместе с тобою, к плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя, как хронику чувств, перечтем.
Танец Попури
Ведущий: Но не все дождались этого дня, когда можно было перечесть эти письма, прижаться друг другу плечом. Не все вернулись с Победой домой. Но их письма, пришедшие к адресатам, хоть на некоторое время оттягивали момент другого письма – похоронки. С нетерпением ждали этих писем, пришло письмо – солдат жив. Писали с фронта, на фронт.... Это была единственная возможность услышать друг друга за тысячи километров.... Сегодня мы тоже слышим эти голоса, донесшиеся до нас через столько лет.
Песня «Птицы белые»
Приходили такие треугольники и к нашим близким. Здесь тоже, как и везде, с нетерпением ждали весточек с фронта.
Боец: (на экране слайд 5, чтец-юноша читает) “...Я был призван в Красную Армию в ноябре 1941 года. Воевал на передовой с марта 1942. 24 июня 1944-го умело организовал форсирование реки Западная Двина, и наша рота захватила плацдарм у деревни Лабейки Витебской области. А 25 июня погиб в бою. 22 июля 1944 года присвоено звание героя посмертно. Мои письма хранятся в музее ---------. Прочтите, услышьте, почувствуйте...”
Чтец-юноша: “2/II. 1943 года, г. Ярославль Привет от Владимира Даниловича!!! Здравствуйте, дорогая и любимая мама, бабушка и дорогие братишки Миша и Саша. С горячим приветом к вам ваш Володя.....хочу сообщить, что жив и здоров, чувствую себя хорошо....от Вас писем я не получаю с 19/I 1943 года...Вам я пишу часто...дорогая мама, пишите, как ваше здоровье?...обо всем подробнее....Пройдет время, настанет пора – встретимся.... ”,
Боец: Им не суждено было встретиться.?ПИСЬМО пришедшее с войны
Боец (читает стихотворение):или история песни «Бьется в тесной печурке огонь…»
Письмо жене Суркова….
Нам идти в разведку этой ночью,Все готово. Только дать сигнал.
Второпях тебе десяток строчек Я на всякий случай написал.
Вот сейчас письмо в конверт вложу я,Старшине отдам его, и пусть
Он снесет на почту полевую,Если я обратно не вернусь.
Если смерть обрушится лавиной И со всех сторон обступит тьма,
О своей беде непоправимой ,Все тогда узнаешь из письма.
Если же (да будет так!) из боя
Невредимый выйду я опять,
То у нас условие такое:
Он письмо не будет отправлять.
И любви моей большая сила
Вся теперь в единственной мольбе:
Я хочу, чтоб ты не получила
Этих строк, написанных тебе...
танец
Ведущий: Проходят годы, но солдатские треугольники времен Великой войны остаются в истории страны, в летописях и домашних архивах, как последние весточки...
Песня «Письмо, пришедшее с войны»
(звучит “Лунная соната” Бетховена и на фоне этой музыки чтец читает стихотворение М.Капитановой “Письмо с фронта”, на экране слайд 7 )
Чтец-юноша: для связок
Письмо – солдатский треугольник,
В нем номер почты полевой.
Читает с болью правнук – школьник,
О чем солдат писал домой.
А он писал жене и детям,
Что шлет привет с передовой,
Что взяли города на рассвете,
Что очень хочется домой...
Май сорок пятого. Победа.
Но до нее он не дожил –
В чужом краю чужое лето
Своею жизнью защитил.
Не обнял дочь, жену и брата
И не вернулся он домой.
...Все, что осталось от солдата –
Лишь номер почты полевой...
Его письмо на полке-нише
Хранят потомки много лет.
Хранят как память о погибшем,
Как дней тех огненных привет...
Рассказ о местных: С болью и скорбью читаем мы историю жизни______(рассказ учащегося:
Письмо – солдатский треугольник,
В нем номер почты полевой.
Читает с болью правнук – школьник,
О чем солдат писал домой.
1.Губанова В.9класс
...Все, что осталось от солдата –
Лишь номер почты полевой...
Его письмо на полке-нише
Хранят потомки много лет.
А в семье Руковишниковых хранят память о прадедушке:
2.Руковишникова А. рассказы о близких
Май сорок пятого. Победа.
Но до нее он не дожил –
В чужом краю чужое лето
Своею жизнью защитил.
Рассказ о дедушке : Румянцев Г.
Ведущий: Солдатские письма... Как много в них: жизнь, любовь, подвиг, память...Теперь это история, реликвия, “ниточка”, связующая нас, тех кто не нюхал пороха, не знал голода и бомбежек, и тех, кто уже никогда не переступит порог родного дома, но кто навечно в памяти народной... Почему-то сегодня сохранились в своем большинстве письма тех, кого уже нет. Может потому что они стали голосом памяти, голосом скорби о них... Они стали призывом для нас, наших детей и внуков: “Читайте, помните, берегите друг друга и мир, который мы завоевали такой страшной ценой – ЖИЗНЬЮ!” Эти письма должны жить, говорить, их надо читать и беречь, как самое дорогое сокровище, потому что не будет уже без них той правды о войне, не будет тех голосов, той нити памяти...
Ученица:
Письма... Простые солдатские письма...
Сколько тепла в них, любви, романтизма,
Сколько в них веры в страну и в народ,
Веры в Победу, что скоро придет!
Веры, что враг будет все же разбит,
Что армия выстоит и победит!
В письмах вопросы: о детях, жене,
Все ли здоровы, сыты, в тепле...
В письмах писали: “Скоро придем!
Как только фашистов в Берлине добьем!..”
Письма от времени так пожелтели –
Трудно прочесть, разберешь еле-еле.
Но знает их бабушка все наизусть,
Ведь в каждом из них было: “Вернусь!..”
Ждет до сих пор! А его нет и нет...
Где-то потерян дедушкин след...
И в День Победы бабушка ждет:
Может, с войны он вернется, придет?
Вновь в День Победы сидит у окна...
А за окошком бушует весна!
Песня «Победная весня 45»
Ведущий: Пусть прозвучавшие сегодня письма не оставят вас равнодушными, пусть они станут для вас цепочкой в памяти о войне, в памяти о погибших, вспомним наших ачинцев, не вернувшихся с фронта, прошу всех встать и почтить память о погибших минутой молчания. (все встают, стучит метроном, на экране слайд 9.)
По прошествие минуты молчания, ведущий благодарит всех за внимание, звучит тихая мелодия, все расходятся.