СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий проведения городской музыкально-теоретической олимпиады, посвященной 90-летию В. Я. Шаинского «Вместе весело шагать!»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада проводилась 12 декабря 2015 г. в 11.00 в МБУ ДО УДШИ.  В олимпиаде приняли участие 9 команд по 3 человека в возрасте 9 -11 лет (ученики 3 - 4 классов обучающихся по образовательным программам пятилетнего и семилетнего сроков обучения) ДМШ, ДШИ города Уфы и уфимского района.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения городской музыкально-теоретической олимпиады, посвященной 90-летию В. Я. Шаинского «Вместе весело шагать!»»

Всероссийский заочный конкурс

«Музыкальная мастерская»

для преподавателей детских школ искусств











Номинация: сценарии внеклассных, общешкольных, городских и районных мероприятий


Тема: «Сценарий проведения городской музыкально-теоретической олимпиады, посвященной 90-летию В. Я. Шаинского «Вместе весело шагать!» (младшие классы)»








Матвеева Мария Евгеньевна

МБУ ДО УДШИ









Ц
ели и задачи олимпиады

Цели:

  • активизация интереса учащихся к теоретическим дисциплинам;

  • выявление одаренных детей;

  • повышение значимости музыкально-теоретических дисциплин в образовательном процессе;

  • создание дополнительного стимула для профессионального роста преподавателей.

Задачи:

  • развитие творческого потенциала учащихся;

  • развитие коммуникативных качеств личности;

  • совершенствование качества обучения по музыкально-теоретическим предметам;

  • расширения кругозора учащихся, обращение к лучшим образцам современной музыки;

  • совершенствование профессионального мастерства преподавателей в области инновационных технологий и методик преподавания музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ, ДШИ;

  • применение новых форм работы на уроке сольфеджио.

Условия проведения олимпиады

Олимпиада проводилась 12 декабря 2015 г. в 11.00 в МБУ ДО УДШИ. В олимпиаде приняли участие 9 команд по 3 человека в возрасте 9 -11 лет (ученики 3 - 4 классов обучающихся по образовательным программам пятилетнего и семилетнего сроков обучения) ДМШ, ДШИ города Уфы и уфимского района.

После официального открытия музыкально-теоретической олимпиады в концертном зале все участники прошли в кабинет музыкально-теоретических дисциплин, нашли парты с названием своей команды, оставили канцелярские принадлежности и встали полукругом перед ведущим.





Ведущая: Всем, всем добрый день! Мы собрались здесь, чтоб по-особенному отпраздновать замечательное событие – День рождение Владимира Яковлевича Шаинского. Именно сегодня 12 декабря ему исполняется 90 лет – юбилейная дата. На песнях Владимира Шаинского выросло не одно поколение и ваши бабушки и дедушки, и ваши мамы и папы, и вы с раннего детства поете его добрые, светлые песни. Их популярность огромна. Словно в каждую из своих песен композитор вложил особенное волшебство и чародейство.

Проводится «Веселая разминка»1

После «Веселой разминки» все команды занимают свои места.

На интерактивной доске заставка музыкальной сказочной страны.

Слайд 1

Ведущая: С большим трепетом готовятся поздравить своего композитора-папу герои из его песен. Чебурашка и Крошка Енот даже пошли в музыкальную школу, чтоб как можно больше узнать о музыке. Они думали, что быстро и легко освоят музыкальную грамоту, с первых занятий начнут играть на всех музыкальных инструментах и создадут свой большой оркестр. Но, вот беда, не все у них получается. Ноты, паузы и тон, злой тритон, и полутон, интервал, бекар, пунктир, транспонирование, дирижирование, тактирование, пение тетрахордов, гамм, ступеней и нот….. как много всего нужно знать, уметь и Чебурашка совсем запутался во всем в этом и просит вас дорогие друзья помочь разобраться, что есть что.

Вопросы от Чебурашки

Слайд 2

Каждой команде раздаются по 4 листа с разными заданиями. Ведущая объясняет всем участникам, как нужно оформить то, или иное задание, демонстрируя их на интерактивной доске (Слайды 3 - 10). Время на выполнение задания отводится 10 минут.







По истечению времени ведущая с помощницей забирают задания и передают их жюри.



Слайд 11











Ведущая: Чебурашка благодарит вас дорогие друзья за помощь и дарит вот этот букетик, а также обещает быть старательным, не лениться, продолжать учиться в музыкальной школе, быть на уроках внимательным и выполнять все домашние задания. А мы продолжаем! Крошка Енот подружился с интервалами, любит решать связанные с ними головоломки, с удовольствием отгадывает их на слух и даже сочиняет маленькие пьески с «милыми» терциями и «плачущими» секундами, «фонтанирующими» секстами и «ворчащими» септимами. И для вас он приготовил вот такие задачки.



Слайд 12

Ведущая снова демонстрирует «Задачки от Крошки Енота» на доске (Слайды 13 - 14), разъясняет условия. В это время помощница раздает каждой команде по два листа с заданиями. Ведущая выясняет, нет ли вопросов по оформлению, и только после этого объявляет о продолжительности конкурса – 10 минут. По окончанию обусловленного времени, помощница и ведущая, забирают задания и отдают жюри.

Ведущая: Подготовка к празднику у героев песен Шаинского подходит к завершению. Вроде всё готово, осталось только песни ещё раз повторить. Однако и в такой замечательный день не обошлось без интриг и происков, коварных, злых умыслов вредной старухи Шапокляк. Интересно, а где она сейчас?

Слайд 15

Она уезжает! Ну, никак не успокоится. Наверное, самая первая хочет поздравить Владимира Яковлевича. Только вот что она натворила?

Ведущая снова обращает внимание участников олимпиады на доску (Слайды 16). Следующее задание, которое должны выполнить участники дружно командой - «Ритмический диктант».

Ведущая: Друзья, вам придется, немного потрудится, чтоб навести порядок во всех песенках, где «похулиганила» старушка. Нужно исправить все проделки Шапокляк. Обратите внимание, в песенке «Улыбка» отсутствуют ритм, размер, такты и необходимо правильно оформить эту песенку.

Всем командам раздается задание. Время выполнения – 7 минут (2 проигрывания). Затем работы участников забирает помощница и вновь передаёт жюри, а ведущая раздает следующее задание и одновременно продолжает беседу с детьми.

Ведущая: В песне «Облака» Шапокляк перепутала все такты. А некоторые даже стерла, да так чтоб жители музыкальной страны до конца праздника не смогли вспомнить ноты. А вы ребята, думаю как рыженький Антошка с большой ложкой, отрицать не будете: «Это мы не проходили, это нам не задавали?». Я просто уверенна, что песенку обязательно исполнят и именно сегодня на юбилее Владимира Яковлевича наши любимые герои из сказок и мультфильмов.





После того, как команды – участники получили задание - Мозаика «Облака», а на экране демонстрировались портреты авторов песен (Слайд 17), то ведущая начала объяснение ребятам условий следующих заданий. Им нужно собрать мозаику, т. е. пронумеровать «облачка», затем дописать мелодию и ритм в пропущенные такты и наконец, вспомнить автора слов этой замечательной песни и узнать его портрет, к примеру, которых здесь два под номером 1 и 7. Время на задание – 7 минут. По окончанию времени задания собираются и передаются жюри и сразу помощницей раздаются новые задания. Ведущая демонстрирует следующий слайд.







Слайд 18

Ведущая: Что это такое? В песенке пропал аккомпанемент, а точнее бас, который хотел сыграть на своей скрипки Кузнечик? Ой, нет, Кузнечик на скрипки сыграть эти нотки не сможет! А вот, Медвежонок на контрабасе, я думаю, справился бы с легкостью, и сыграл своим друзьям. Ребята, предлагаю вспомнить мелодию песни «2*2=4» и дружно спеть её начало.

Ведущая и участники олимпиады исполняют фрагмент песни. Затем ведущая сообщает детям, что в каждый такт-«прямоугольничек» необходимо вписать нотку из приведенных ниже нот – «басов» и необходимо это сделать в течение 5 минут. По окончанию времени выполненные работы забирает помощница, а ведущая раздает следующее задание «Ужасно интересно, что это за песни?».

Ведущая: На выполнение этого задания всем, всем отводится 3 минуты. И это неслучайно, ведь в нашем классе собрались настоящие знатоки песенного творчества Шаинского. Думаю, вы с легкостью узнаете предложенные песни по нотам и подпишите их названия.

По истечению трех минут команды сдают работы и им раздаются два последних задания.

Ведущая: Висит на заборе, колышется ветром, колышется ветром бумажный листок. В песне поётся, что пропала собака, а точнее белоснежный щенок. Но на самом деле никуда он не пропал, а просто отправился в путешествие по замечательной музыкальной стране по стране песен Владимира Яковлевича Шаинского и вас друзья приглашает с собой. Вы славно потрудились и не дали старухе Шапокляк испортить праздник. Я думаю, два последних задания станут для вас приятной прогулкой вместе с белоснежными щенятами. Я долго выбирала кого-то одного из них, но так и не выбрала, а теперь предлагаю вам выбрать того кто больше понравится или «подмигнет» вам.

Слайд 19

Итак, мы отправляемся в музыкальное путешествие, и вас ждет «Музыкальная викторина»!

По порядку звучат 8 фрагментов (минусовки) из песен Владимира Яковлевича, между каждыми номерами даются небольшие паузы, чтобы дети могли поставить номер возле песни. Затем ведущая напоминает ребятам, что нужно вписать в столбец авторов тестов этих песен и отгадать «Стихи-загадки от крокодила Гены»2. После этого отводится ещё пять минут на завершение всех заданий. Работы собираются и вновь отдаются жюри.

Ведущая: Друзья, я рада встречи с вами! Вы славно потрудились, помогли Чебурашке и другим героям из песенной страны прекраснейшего композитора ….

Все хором по жесту ведущего произносят: Владимира Яковлевича Шаинского.

Слайд 20

Вы прошли ряд испытаний,

Вы большие молодцы!

Помогли героям песен

В музыкальной чтоб стране

Состоялся День рожденье

Самый яркий на земле!

Вновь предлагаю всем выйти из-за парт и встать полукругом… Теперь дружно пусть каждый из вас крикнет свое имя… Молодцы! Возьмемся за руки и споем хорошо знакомую всем песню «Вместе весело шагать!».

На экраны идет видеоряд песни. После того как участники исполнили все куплеты песни им было предложено собрать свои вещи и по парам встать в ряд. Из класса дети выходили тоже организованно, весело и снова запевая песню «Вместе весело шагать».





П осле олимпиады состоялся большой праздничный концерт для учащихся и преподавателей ДМШ и ДШИ г. Уфы и уфимского района.

Приложения

  1. Олимпиадные задания по сольфеджио для младших классов

  2. Слайды в программе Power Point (во время проведения олимпиады слайды демонстрировались в программе Smart notebook 2015)

  3. Видео «Веселая разминка»

  4. Видео «Музыкальная викторина»

Весь выше перечисленный материал является собственной разработкой, как олимпиадных заданий (кроме творческого задания «Стихи-загадки от крокодила Гены» Ильясовой Л.С., таблицы для «Музыкальной викторины» Гатауллиной Р.Р.), так и всего оформления, создания видео материала и презентации.

1Команды по очереди исполняли по куплету или припеву из песен, предложенных в записи (фонограммы). Такое начало задало очень хороший дружественный тон не только в самом начале олимпиады, но и дальнейшему её проведению.

2 Стихи-загадки сочинила преподаватель музыкально- теоретических дисциплин УДШИ Ильясова Лейла Сагитовна.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!