СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий проведения игровой программы "Пословицы и поговорки народов мира. Пословицы о дружбе!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, расширяющее представление ребят о пословицах и поговорках разных народов мира. Игровые задания позволят легко освоить представленный материал

Просмотр содержимого документа
«Сценарий проведения игровой программы "Пословицы и поговорки народов мира. Пословицы о дружбе!"»

Сценарий проведения игровой программы "Пословицы и поговорки народов мира. Пословицы о дружбе!"

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущая: Дорогие ребята! Нашу программу я хочу начать с загадки. А ну-ка, отгадайте, о чем идет речь?

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут?      (Пословицы)

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Без пословиц не проживешь – точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

  • Пословица – всем делам помощница.

  • Без пословицы не проживешь.

Русский народ очень богат пословицами. Свое глубокое уважение к пословицам и свой взгляд на них народ выразил в пословицах о самих пословицах:

  • Пословица вовек не сломится.

  • Пословицы ни обойти, ни объехать.

  • Пословица ведется, как изба веником метется.

По мнению народа, каждая пословица наполнена содержанием: «Всякая пословица недаром молвится», «Старинная пословица не на ветер молвится». Придавая высокое значение пословице, народ считает, что пословица – это речь умная, разумная, содержательная: «Глупая речь – не пословица», или: «Белый свет – не околица, а пустая речь – не пословица».
Какие еще пословицы о пословицах сложил русский народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь пословицу!»



ЗАДАНИЕ 1 «Составь пословицу!»

Каждая команда получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.

1 команда

  • пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая пословица не мимо дела молвится.)

  • слово –, Не, пословица, всякое. (Не всякое слово – пословица.)

2 команда

  • пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в лад.)

  • есть, на, пословица, спесь, И, твою. (И на твою спесь пословица есть.)

3 команда

  • Егорку, поговорка, всякого, На, есть. (На всякого Егорку есть поговорка.)

  • слова, Из, выкинешь, поговорки, не.  (Из поговорки слова не выкинешь.)

Все команды

  • строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь, без, молвится. (Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.)

Ведущая: Что же такое пословица? Пословица – это краткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь практическое поучение.
Пословица учит, как надо жить, как обходиться с людьми, как надо относиться к труду, к своему  отечеству и т.д.
Пословица величает труд и тружеников, порицает лень и лентяев, высмеивает и обличает жадность богатых, заступается за бедных, учит верить в добро, справедливость, правду, уважать науку, просвещение и книгу.
Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения, служили для размышлений. Недаром русские люди уже много лет назад составляли для себя рукописные сборники пословиц, перечитывали их, раздумывали над ними, старались их запомнить. И еще заметили, что стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому и  становились пословицы стихотворными строчками:

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

  • Если мил друг, то и семь верст не крюк.





ЗАДАНИЕ 2 «Загадки, загаданные пословицами».

Ребятам предлагается отгадать загадки, загаданные пословицами и поговорками. А затем вспомнить и назвать пословицу со словами-отгадками.

1 команда

  • Лапки её мягки, да когти остры.

  • Она спит, а мышей видит.

  • Доброе слово и ей приятно. (Кошка)

 

  • И она помнит, кто ее кормит.

  • Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.

  • Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)

Вспомните и назовите пословицу, которая характеризует взаимоотношения постоянно ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)

2 команда

  • Грозит она кошке, да из норы.

  • Она гложет, что может.

  • Надулся, как она на крупу. (Мышь)

 

  • Она на порог, а мышка в уголок.

  • Ее против шерсти не гладят.

  • Знает она, чье мясо съела. (Кошка)

Вспомните и назовите пословицу, которая означает предостережение человеку, обидевшему слабого. (Отольются кошке мышкины слезки.)

3 команда

  • Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

  • Как его ни корми, он все в лес смотрит.

  • Его ноги кормят. (Волк)

  • Он неуклюж, да дюж.

  • С ним дружись, а за топор держись.

  • Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)

Вспомните и назовите пословицу, которая означает попадание из малой беды в большую.  (От волка бежал, да на медведя напал.)

Ведущая: Если бы собрать все до единой пословицы одного только русского народа, то образовалась бы огромная многотомная энциклопедия народной мудрости, завещанной нам веками.


ЗАДАНИЕ 3 «Найди пословицу!» (Сколько пословиц в стихотворении, что они обозгачают)

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда:
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «не мало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою, ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».
Лентяй отдыхает, а время идет,
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай».
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
В.Суслов «Как работает слово»























ЗАДАНИЕ 4 «Пословицы народов мира»

1 ПОСЛОВИЦА (ответ: «У семи нянек дитя без глазу»)

  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает.        (ассирийская пословица)

  • У многих хозяев и собака дохнет.                                                    (карельская пословица)

  • Где много нянек, там дитя без носу.                                                   (польская пословица)

  • Много поваров плохой суп варят.    (английская пословица)

  • В доме, где много петухов, поздно наступает утро.                         (турецкая пословица)

2 ПОСЛОВИЦА (ответ: «Сапожник всегда без сапог»)

  • У кровельщика крыша дырявая.                                                    (бенгальская пословица)

  • Дверь плотника всегда сломана.                                                        (арабская пословица)

  • Торгующий овощами ест ботву.                                                        (китайская половица)

  • Красильщик в некрашеных шароварах ходит.                                  (японская пословица)

  • Гадалка своей судьбы не знает.                                                      (осетинская пословица)

 3 ПОСЛОВИЦА (ответ: «Шила в мешке не утаишь»)

  • Верблюда под мостом не спрячешь.                                                 (афганская пословица)

  • В сене огня не скроешь.                                                                     (грузинская пословица)

  • Пика не кладется в мешок.                                                                   (польская пословица)

  • Угля в мешке не спрячешь.                                                              (английская пословица)

  • Сидящий на верблюде себя не скроет.                                         (туркменская пословица)









ЗАДАНИЕ 5 «Разгадай».

Каждая команда получает альбомный лист, на котором нарисованы: бабушка, два зайца, кот, пара сапог, шляпа, метла, ложка. Рядом с рисунком написана зашифрованная поговорка. Рисунок служит подсказкой.
Задание: Расшифруйте поговорки и объясните их смысл.

  • Б*б*ш*а   н*дв*е   ск*з*л*.  (Бабушка надвое сказала.)

  • *б*ть   дв*х   *ай*ев. (Убить двух зайцев.)

  • К*п*ть   *от*   в   *еш*е. (Купить кота в мешке.)

  • Д*а   с*п*г*    *ар*. (Два сапога пара.)

  • Д*л*   в   *л*п*. (Дело в шляпе.)

  • *ов*я   *е*ла   по-н*в*му   м*т*т. (Новая метла по-новому метет.)

  • *ор*г*   *ож*а   к   *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)





«Из истории фразеологизмов». Я буду рассказывать о том, как возник тот или иной устойчивый оборот в нашей речи, а вы должны угадать, о каком фразеологизме идет речь. За правильный ответ — 3 балла.
1. Древностью веет от этого исконно русского выражения. А пошло оно от московских дворцовых обычаев. Собирались, бывало, самые близкие к царю бояре в передней кремлевского дворца рано утром и после обеда в вечерню. Увидев царя, начинали кланяться, касаясь лбом пола. А иные делали это с таким усердием, что даже постукивания слышались: оцени, мол, государь, нашу любовь и усердие. Так и возникло это выражение, означающее, прежде всего «кланяться», ну а второе его значение — «просить о чем-то». (Бить челом.)
2. Это выражение, как считают исследователи, восходит к эпохе парусного флота. Его буквальный смысл — следить за направлением ветра, смотреть, откуда ветер дует. От направления ветра и умения мореходов зависело все: если ветер дул в нос корабля, то ничего не оставалось, как убрать паруса и становиться на якорь, чтобы корабль не сдуло на рифы или не выбросило на берег. Отсюда и переносный смысл выражения — «приспосабливаться к обстоятельствам». (Держать нос по ветру.)
3. Послушайте старинную легенду: «В стародавнюю пору Грозный царь Иван Васильевич вел войну с Золотой Ордой. Долго воевали они, но война ничем не кончилась. Вот ордынцы и говорят Ивану Грозному:
— Не будем больше воевать. Мы вышлем бойца, а вы, русские, своего высылайте. Если наш богатырь побьет вашего, то все вы наши рабы, а коли ваш победит, то мы будем вечными рабами русских.
Согласился царь. Выходит с ордынской стороны великан и хвалится:
— Кто, мол, такой явится, что со мной вступит в бой великий?! Убью его, как собаку поганую!
Не понравилась Грозному такая похвальба. Сделал он клич по всей рати... Долго не находилось охотника. Царь начал уже сердиться. Но тут нашелся один, небольшой казачишка, говорит царю:
— Я даю слово, великий царь, что убью этого ордынца каленой стрелой прямо в правый глаз; если же этого не сделаю, то волен ты, государь, в моей жизни...
Вышел он в поле ратное, навел тетиву на тугом луке и угодил стрелой противнику чуть повыше глаза правого, бросил лук со стрелами и пустился бежать. Царь послал за ним гонцов. Привели его к государю.
— Ты что же бежишь? Ведь ты же убил врага лютого, — говорит Грозный.
— Да, царь-батюшка, врага-то я убил, да слова своего не выполнил: в глаз-то я не попал. А попал в бровь. И стыдно стало мне явиться перед твои очи государевы».
Так какое же выражение восходит к этой легенде? (Не в глаз, а в бровь.)
4. Нравы в старину были суровые. За малую провинность подчас накладывалось наказание сверх всякой меры. По жалобе заимодавца должников приводили в суд босыми. Праведчики, т. е. приставы, брали в руки железные прутья и били ими должников по пяткам, по голеням и икрам (куда попадут). А, случалось, за недоимки, накопившиеся у крестьян из-за неурожая, виновного ставили в лютую стужу босым на снег и тем же испытанным способом — прутьями по голым ногам — «искали правду». С тех пор в народе стали толковать: «Душа согрешила — ноги виноваты». Истязаемые умоляли: «Дай срок, не сбей с ног». Все эти жалобы вошли в устойчивые словосочетания и, приняв смягченный смысл, превратились в легкий упрек доброму приятелю, который, придя к вам в дом, церемонится, не садится на предложенное место. А вы его укоряете... Как? (В ногах правды нет.)
5. В глубокой древности эти слова были формулой правосудия, означавшими, что «преступник должен поплатиться тем же, в чем пострадала его жертва: «отсекший руку да потеряет руку». Многие народы, и наши предки-русичи в том числе, придерживались сходных законов.
Сейчас изречение приобрело более мирный смысл. У нас оно значит: получить по заслугам: «Как аукнется, так и откликнется». (Око за око, зуб за зуб.)
6. В старину это выражение имело мрачный смысл и жуткие последствия, так как по законам Киевской Руси со времени Ярослава Мудрого такая мера применялась к людям, замешанным в мошенничестве, и могла повлечь за собой лишение всех прав — похолопление.
В наше время это выражение применяется в смысле проболтаться о какой-нибудь тайной шалости, секретной проделке кого-либо, и поставить человека в неловкое положение. (Выдать с головой.)





…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.

 Наша программа подошла к концу, и завершаю ее я пословицей: «Поговорки и пословицы читай – себе ум набирай!»

























6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!