Сценарий проведения КВН «Экологическая мельница»
(7-9 классы)
Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес к окружающему нас миру.
2. Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в микро коллективе.
3. Воспитание заботливого отношения к природе.
4. Развивать разговорную речь детей.
Тип занятия: КВН
Оформление:
Плакат «Экологическая мельница»;
Плакат «Нас много, а природа-ОДНА»;
макет «Мельницы» из картона, на крыльях написаны названия конкурсов(«Знакомство», «Разминка», «Знатоки природы», «По страницам Красной книги»);
презентация «Правила поведения в природе»;
карточки «Экологические связи»- 2 набора( по 3 картинки);
аудиозаписи с голосами птиц и животных (по 5 для каждой команды);
карточки «Загадочные животные»;
грамоты для награждения команд.
Предварительная работа:
Командам подготовить названия, девиз, эмблемы.
Театрализация экологической сказки «Колобок на новый лад», изготовление костюмов и декораций.
Презентация «Исчезнувшие животные».
Х о д з а н я т и я:
Организационный момент
Мы пригласили Вас на конкурсную программу «Экологическая мельница».
Ребята, а что такое экология? (ответы ребят)
-Это наука о природном доме человечества, о связях между человеком и природой. Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля. И если люди погубят окружающую природу, то все человечество погибнет. И поэтому главной задачей всех людей является сохранение и восстановление редких исчезающих видов растений и животных, защита планеты от всех видов загрязнений. Мы с вами тоже обязаны принимать участие в сохранении нашего природного дома, а для этого каждый человек должен хотя бы немного знаком с экологией, то есть знать и понимать законы природы.
Ребята, а что именно , вы, можете сделать для того, чтобы сохранить нашу Землю? (ответы ребят- охранять животных, сажать деревья, правильно собирать грибы и ягоды, делать кормушки птицам и т.д.)
-Молодцы! Я вижу, что у вас есть экологические знания. Ну, а сейчас свои знания об окружающей нас природе покажут участники игры. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте познакомимся.
Итак, начинаем «Экологическую мельницу». Вы видите импровизированную мельницу с 4-мя крыльями, на которых написаны названия конкурсов.
Представляю жюри:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Давайте познакомимся с командами.
Конкурс № 1 «Знакомство»
(команды должны представить свое название, обосновать выбор названия и рисунок на эмблеме, девиз)
Команда «Рябинка»
-Мы выбираем своей команде такое название потому, что рябина – символ счастья и мира в семье, поэтому с давних времен люди старались окружить себя посадками рябины. На эмблеме изображена рябина, на ветке которой сидит снегирь, что объясняется взаимосвязью растительного и животного мира.
Девиз: Лес зеленый охраняй - никого не обижай!
Команда «Дельфин»
-Мы выбрали своей команде такое название потому, что дельфин самое умное морское животное- друг человека. Дельфины спасают тонущих моряков, дружат с людьми. Когда люди узнали этих животных, то полюбили их, и в благодарность издали такой закон: никогда не охотиться на дельфинов.
Девиз: Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле- вода!
Конкурс № 2 «Разминка»
Воспитатель: Можно сберечь всё, что нас окружает, если усвоить и соблюдать ряд несложных правил поведения. Я вам буду показывать экологические знаки, а вы должны будете ответить, что запрещает этот знак и почему.
Презентация «Правила поведения в природе»-слайд №1
И по очереди показ слайдов командам.
№2. - Не вырывать грибы с корнями.
№3. -Не разорять птичьи гнёзда
№4. –Не засорять водоёмы.
№5.- Не разжигать без надобности костёр, а если
разжигать, то соблюдать определенные правила.
№6.- Не шуметь и не кричать в лесу. От шума звери и птицы покидают норы и гнёзда, птенцы и детёныши не поспевают за взрослыми, теряются и нередко гибнут.)
№7.- Не брать в лес собак.
№8. -Не мыть в водоёмах машины, мопеды и даже
велосипеды, т.к. некоторые детали велосипеда
смазываются машинным маслом.
№ 9. –Не уносить домой детёнышей ежей и других
животных.
№10.- Быть внимательным, смотреть под ноги ,
чтобы не раздавить лягушек.
№11.- Не ломать деревья, не рвать цветы .
(---Растение –это живое существо, и ветви вместе с
листьями помогают ему дышать, задерживать пыль.)
С л о в о ж ю р и (итоги за 2 конкурса)
Конкурс № 3 « Знатоки природы»
Вопросы командам:
Рябинке— Что делает еж зимой? (спит)
Дельфинам— С прилетом каких птиц начинается
весна? (грачей)
Рябинке—Какая птица живет на болоте? (цапля)
Дельфинам— Какая перелётная птица не строит
гнезда и не выводит птенцов?
(Кукушка.)
Рябинке— Какая из птиц считается символом мира?
(голубь)
Дельфинам— Кто был летом рыжий, а зимой
Становится серый? (Белка.)
Рябинке — Это насекомое поёт крыльями, а слушает
ногами. (Кузнечик)
Дельфинам — Жук этот летает и в апреле, и в июне,
но чаще всего— в мае. Отсюда и название
жука. (Майский жук).
Рябинке— Этого зверька знают все, но его прежнее
название «векша» почти забыто. (Белка)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас задание посложнее. Вы все знаете , что всё в природе взаимосвязано, но эти связи не всегда можно увидеть—они невидимы.
Задание командам: Составить из трёх карточек экологическую связь и объяснить её.
Работа с болельщиками:
(Листья земляники, малины, черники, клюквы, брусники, винограда, лимонника).
Команды представляют и объясняют составленные экологические связи.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас нужно внимательно послушать голоса лесных обитателей и сказать, кому они принадлежат.
Команды по очереди прослушивают и называют
голоса птиц и животных.
Конкурс № 4 «По страницам Красной книги»
Воспитатель: Ребята, кто знает , что такое Красная книга? (книга, куда занесены сведения о редких и исчезающих видах растений, животных, грибов)
Когда у нас в стране была впервые издана Красная книга? (в 1966 году)
Каждый год 5 июня люди всей Земли отмечают Всемирный день Охраны окружающей среды.
Ребята, а что делается в нашей стране и во всем мире для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных , растений?
(Организуются заповедники, заказники. Животных подкармливают, охраняют от хищников, болезней. Разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия)
Задание командам:
1. Написать 5 названий навсегда исчезнувших животных.
2. Написать 5 названий редких животных, птиц, цветов.
Работа с болельщиками:
«Загадочные животные»
РГИТ (тигр) С О Л Ь (лось)
Р Ё Б О Б (бобёр) ДЕМДВЕДЬ (медведь)
К А Б Е Л (белка) В А Й Р У Е М (муравей)
С л о в о ж ю р и (итог конкурса №3 и №4)
Воспитатель: А сейчас, объявляем перерыв -рекламную паузу, т.к. командам нужно приготовиться к показу домашнего задания: показать известную сказку, но в современной обработке. Экологическая тема должна прослеживаться на протяжении всей сказки.
КОМАНДЫ СОВМЕСТНО ПОКАЗЫВАЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СКАЗКУ «КОЛОБОК»
С Л О В О Ж Ю Р И, Н А Г Р А Ж Д Е Н И Е К О М А Н Д.
Воспитатель: Вот и закончился наш конкурс. Не важно, кто победил, главное, чтобы вы поняли, что совершенно необходимо не дать погибнуть тем животным и растениям, кто ещё жив. Всегда помните простую истину: «Нас много, а природа—одна!»