Сценарий проведения Ломоносовской ассамблеи.
Цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся; размышления о роли знаний, образования и культуры в жизни человека.
Место проведения: актовый зал.
Время проведения: 19.11.2011. 13ч.30мин.
Участники: учителя и учащиеся 9-11-ых классов.
Форма проведения: ассамблея, отчёт-подведение итогов проведения мероприятий, посвящённых 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.
Сценарий
Пока ученики рассаживаются, на экране под динамичную музыку идёт ролик-презентация фотографий с мест проведения различных мероприятий учащимися старших классов, не вошедшие в отчёты.
Вступительное слово:
Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя М.В. Ломоносова стоит особняком. В течение двух недель в школе проводились мероприятия, посвящённые 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Мы говорили о жизни и научных открытиях великого учёного, мыслителя, государственного деятеля, познакомились с его поэтическим творчеством. Пришло время подвести итоги. Сегодня наша встреча пройдёт необычно — в форме Ломоносовской ассамблеи, творческого отчёта участников большой двухнедельной работы. Хочется пожелать, чтобы среди сегодняшних участников этой ассамблеи не было равнодушных, скучающих лиц.
Ведущий1: На ассамблее присутствуют гости… (Идёт представление гостей, начиная с директора школы).
Нашу работу мы с вами начнём с самых юных участников. Слово предоставляется первоклашкам. (Видеоролики)
Ведущий2: Эстафету принимают биографы сего славного мужа Михайло Васильевича Ломоносова.
Заслушивается проектная работа, посвящённая биографии М.В.Л.
1 часть: детство.
Ведущий 2: От Архангельска до Москвы вместе с Ломоносовским обозом прошли и ученики нашей школы.
Проведём перекличку участников:
Холмогоры, Елецк, Шанкурск, Вельск, Вологда, Ярославль. (Отчёт участников)
А сегодня, 19 ноября мы дошли все вместе до Москвы.
2 часть: учёба.
В Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду…
Ломоносов затратил на ученье всего 10 лет. Его можно назвать титаном по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности.
Ведущий1: Также упорно и целеустремлённо стараются получать знание учащиеся нашей школы. (Видеофрагменты уроков, мероприятий 11б класса)
Ведущий 2: Жизнь М.В. Ломоносова была наполнена знаменательными событиями, знакомствами, открытиями и свершениями. Давайте вспомним хотя бы некоторые из них. Слайды 12-28.
Ведущий1: "Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец..." Так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова А.С. Пушкин.
Действительно, Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на "величайшую степень величества, могущества и славы".
Ведущий 2: Давайте вспомним и назовём некоторые из его научных открытий. Перед вами прекрасное цветущее апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания. Срывайте плоды: на них даны названия отдельных наук. Расскажите о том новом, что внёс Ломоносов в эти области знаний. (Вырезанное дерево с плодами, плодов 8: химия, минералогия, физика, астрономия, метеорология, география; отдельными цветами выделены: история, литература)
Ведущий1: Да, вклад Ломоносова в российскую культуру огромен. Но всё разнообразие творческих и человеческих устремлений Ломоносова наиболее полно отразилось в его поэзии. С этой точки зрения никакая другая сфера ломоносовской деятельности не может соперничать с его поэтическим творчеством.
Ведущий 2: "Бесспорных гениев с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь", — писал Ф.М. Достоевский. На уроках вы познакомились с поэтическими произведениями Ломоносова разных жанров, говорили об их тематическом, идейном, художественном своеобразии. Сегодня мы послушаем несколько его произведений. (Сорокина Е.А.)
Ведущий 2: Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.
Ведуший 1:
И сегодня мы хотим отметить тех ребят, в сердцах которых Ломоносов смог зажечь искру.
(Идёт награждение грамотами)
Ведущий 2: Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России. Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.
Ведущий1: И завершить сегодняшнюю ассамблею хотелось бы знаменитым обращением Ломоносова к молодому поколению, которое через века звучит как его нравственное завещание потомкам.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
(Все аплодируют).
Приложение 1.
Примерно в 80 км от города Архангельска река Северная Двина делает поворот, образуя рукава и протоки, которые огибают многочисленные острова. На берегу самого большого из них – Курострова, почти напротив Холмогор, в начале XVIII века располагались деревеньки – Денисовка, Мишанинская, Афанасьевская и Григорьевская (сейчас они слились в одно село – Ломоносово). В одной из этих деревень – деревне Мишанинской жило семейство Ломоносовых.
Поморье, явившееся колыбелью великого учёного и писателя, было особым местом в России, оно почти избежало крепостного права. Здесь испокон веков жили вольные, сильные, мощные люди. Здешние крестьяне, в отличие от крепостных, назывались «черносошными», т.е. были государственными. Такие крестьяне платили «подушный оклад» - налог с каждой крестьянской души мужского пола.
На Севере рано началось расслоение крестьянства, и потому уже в начале XVII века здесь можно было встретить весьма зажиточных крестьян. Таким зажиточным «черносошным» крестьянином был и Ломоносов Василий Дорофеевич. Он, как и многие жители Поморья, занимался морским рыбным промыслом. У Василия Дорофеевича была земельная собственность и морские суда, на них он занимался рыбной ловлей и совершал далёкие морские разъезды, с казённой и частной кладью.
Женился Василий Дорофеевич поздно на молодой девушке, дочери дьякона, Елене Ивановне Сивковой. Первенец и единственный сын Михайло родился 8(по новому стилю 19) ноября 1711 года.
Первые годы жизни Михаил находился на попечении матери, в то время как отец отправлялся на дальний морской промысел. Когда мальчику исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в море в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Со временем юный Михайло стал помощником отцу, и они на европейски оснащённом паруснике-галиоте «Чайка» вместе уходили на дальний морской промысел в Белое и Баренцево моря, с выходом в Северный Ледовитый океан, возвращаясь только осенью. Бывало, что эти путешествия оказывались небезопасными.
Михайло рано обучился грамоте и пристрастился к чтению, отчасти благодаря матери, отчасти благодаря соседу Ивану Шубному и местному дьячку Семёну Сабельникову. В возрасте около 10 лет Михайло Васильевич уже был грамотен, а в 12 лет был лучшим чтецом в деревне. С недуховной литературой Михаил познакомился впервые в доме Христофора Дудина, сына холмогорского священника. Это были «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Позднее Ломоносов назвал их «вратами своей учёности».
Овладение грамотой открыло Ломоносову путь к самообразованию, но этому жизнь в доме отца не способствовала. Дело в том, что мать Михайлы Васильевича рано умерла, когда ему было 9 лет. Отец скоро женился вторично, но неудачно. И ему пришлось жениться в третий раз. С этого времени Ломоносову жилось в доме отца всё хуже и хуже. Увлечение Михаила чтением книг вызывало недовольство и упрёки мачехи. Считая это дело пустым и бесполезным, она постоянно старалась навлечь на юношу гнев отца.
В доме сложилась тяжёлая обстановка. Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы «поступить там в ученье». С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного «полукафтан и три рубля денег» и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу.
3-й ведущий: В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый некой неведомой силой, вдруг все бросает и пешком идет с рыбным обозом в Москву учиться.
Все так и не так. Это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с 10 лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами.
В Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду…
Упорно, но довольно медленно двигался будущий учёный к цели. Первый шаг к овладению наукой был сделан уверенно и смело. В первых числах января 1731 года он, наконец, увидел Москву. Там его никто не ждал, но неожиданно встретил односельчанина, который приютил его – «дал угол для жилья». Скрыв своё происхождение, выдав себя за дворянского сына, 26 января 1731 года, Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию.
Так начался «изумительный подвиг» Ломоносова в овладении наукой. Условия были самые тяжёлые, общежития не было, приходилось жить на 3 копейки в день. Ломоносов шагал в ученье семимильными шагами. Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост и солидный возраст). Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам.
В ноябре 1734 года ректор академии получил распоряжение отправить 20 самых способных учеников для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. После тщательной проверки воспитанников было отобрано только 12. С 1 января 1735 года студентом стал и Михайло Ломоносов.
В новом учебном заведении любознательный и талантливый помор проявил огромный интерес к наукам. Но пребывание Ломоносова в Академии наук было недолгим.
В сентябре 1736 года с группой наиболее талантливых студентов его направляют для обучения горному делу в Германию.
8 сентября 1736 года Ломоносов морем выехал в Марбург. В Марбургском университете русские студенты должны были совершенствоваться в науках. Ломоносов изучал под руководством проф. Христиана Вольфа физику, математику, и философию, познакомился с последними достижениями европейской науки.
К началу 1739 года русские студенты закончили обучение в Марбурге и летом того же года были направлены предписанием из Петербурга в г. Фрейберг изучать металлургию у проф. Генкеля. Но этот химик старого склада не мог удовлетворить широко образованных русских, а особенно Ломоносова. Натянутые отношения скоро перешли в ссору и привели к тому, что Ломоносов в мае 1740 года ушёл от Генкеля и возвращается обратно в Марбург, чуть было не угодил в прусскую армию, но ловкость вербовщика потерпела неудачу – Ломоносов бежал.
В Марбурге 6 июня 1740 года он женился на местной уроженке Елизавете Цильх. Затем учёный вернулся на родину, а жене велел ждать вызова.
Ломоносов затратил на ученье всего 10 лет. Его можно назвать титаном по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности.
Тридцатилетний Михаил Васильевич возвратился на родину всесторонне подготовленным, но без средств к существованию и без жены, которая осталась в Марбурге до лучших времён. Летом 1741 года он возвращается в Петербург, а с 8 января 1742 года Михаила Васильевича назначают «адъюнктом физического класса» Петербургской Академии наук, с содержанием 360 руб. в год.
С приходом Ломоносова в Петербургскую Академию начался новый период в развитии русской науки. Выполнение ряда научных работ принесло Михайле Васильевичу диплом профессора химии Петербургской Академии наук, т.е. он стал академиком. Указ был подписан 25 июля 1745 года. Академиком и профессором проработал Михаил Васильевич 20 лет, до самой смерти.
Многогранны его научные работы: «О слоях земных»; «Рассуждения о твёрдости и жидкости тел»; «Размышления о причине теплоты и холода»(1744г.); в 1756 г. открыл химизм горения, в 1748 г. открыл первую в России химическую лабораторию. Вскоре он устроил лабораторию и у себя на дому. Он наладил изготовление аппаратуры и химической посуды, на которую израсходовал до 200 пудов стекла. В эти годы Михаил Васильевич впервые в науке использует микроскоп. Труды Ломоносова были известны во всей Европе. После 1744 года появились другие научные труды. В течение некоторого времени М.В.Ломоносов был во главе Географического департамента Петербургской Академии наук.
Ломоносов был универсальным гением. Он работал в различных областях науки и искусства (17 обл.), во всём опережая своё время иногда на десятилетия, иногда на столетия. Он был страстным борцом за передовую науку, которая ломает старое и открывает пути к новому.