ОКОУ «Клюквинская школа-интернат»
«Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет!»
(Литературно-музыкальный вечер»)
Подготовила:
учитель русского языка и
литературы Балакина Л.В.
г.Курск
Сценарий литературно-музыкального вечера «Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет!»
Разделы: Внеклассная работа
Музыкальное оформление вечера:
Г.Свиридов “Метель” - “Вальс»
Рахманинов Вокализ
Мусоргский Вступление к опере «Борис Годунов»
М.Глинка “Мазурка”
Боккерини “Менует”
Романс на стихи А.С.Пушкина, муз. М.Глинки “Я помню чудное мгновенье”
Д. Вивальди “Времена года”
Романс на стихи А.С.Пушкина “Не спрашивай, зачем”
Г.Свиридов, музыка к кинофильму по повести А.С.Пушкина “Метель”
М.Глинка “Вальс-фантазия”
Д.Верди “Травиата”
Донизетти
Симфония Моцарта № 40
Сборник классической музыки в эстрадной обработке
Художественное оформление зала:
Участники и гости вечера одеты в стиле XVIII-го века, юноши в - белых рубашках и черных брюках, девушки – в длинных вечерних платьях.
Рабочий стол А.С.Пушкина: белая расшитая скатерть, резной подсвечник со свечами, чернильница с гусиным пером, лист бумаги.
Сцена: зажженные свечи, эмблема вечера, черно-белый рисунок с изображением
С.Пушкина, читающего в парке стихи для дамы
Стенд, посвященный А.С.Пушкину.
Всё мероприятие сопровождает музыка Свиридова «Романс».
На доске портреты Пушкина, близких людей, друзей. Стихи сопровождаются показом презентации.)
Пушкин (Театр теней)
Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь, и вашими слезами
Упьюсь... и, может быть, утешен буду я
Любовью…
ВЕДУЩИЙ: 10 февраля 1837 года, 29 января по старому стилю, в Санкт-Петербурге, в квартире на Мойке завершил свой земной путь великий русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин.
Было 2 часа 45 минут пополудни ровно 180 лет тому назад
(Пожидаева Настя читает стихотворение Л.Филатова «Дуэль»)
ВЕДУЩАЯ:Почитатели его таланта собираются в этот день, чтобы зажечь свечу памяти и вспомнить бессмертные творения гения. ВЕДУЩИЙ зажигает свечу памяти
(Звучит музыка Г. Свиридова «Романс»)
ВЕДУЩАЯ:
К чему изобретать национальный гений?
Ведь Пушкин есть у нас: в нем сбылся русский дух.
Весь мир – весь белый свет! – в кольцо его творений
Вместился целиком. И высказался вслух.
ВЕДУЩИЙ: Не найдешь сегодня на бескрайних российских просторах человека, которому незнакомо светлое имя — Пушкин, имя, которое стало олицетворением России.
Его читали и продолжают читать. Ибо «Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически» (А. Платонов).
Пушкин – это и целая эпоха в истории русской литературы, и начало ее.
ВЕДУЩАЯ: Он воплотил в себе весь творческий характер русского народа: жизнерадостность, веселый быстрый ум, смелые дерзания и неизъяснимый талант владения русским языком, этим океаном сокровищ… (А. Толстой) В век, когда вся просвещенная и литературная Россия говорила по-французски, знала английский и немецкий, Пушкин показал всю прелесть, напевность, образность, простоту и неповторимое изящество родного языка.
Пушкин подарил России русский язык, на котором заговорила последовавшая за ним русская литература
ВЕДУЩИЙ: 196 лет назад, 19 октября 1811 г. в Царском Селе 30 мальчиков сели за парты и стали однокашниками. Им было в среднем лет по 12. Мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет. Среди них были и проказники, и спорщики, и лодыри, и порой, неучи.
ВЕДУЩАЯ: Они уже познакомились, пригляделись друг к другу. (представляются): Александр Пушкин, Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгем Кюхельбекер, Фёдор Матюшков, Михаил Яковлев. (и другие).
(Сценка,учащиеся 8-х классов)
Пущин: Господа, Пушкин нас опередил: многое прочёл, о чем мы и не слыхали. Но главное достоинство его составляет то, что он не важничает…(обнимает Пушкина). Разрешите представиться – нумер 13-ый, Иван Пущин.
Пушкин: А –а, сосед! А я – нумер 14 – Александр Пушкин.
Пущин: Очень рад такому соседству. А, знаете, господа, в общем не трудно привыкнуть к новой жизни.
Дельвиг: Ну да… вставать с 6 утра!
Яковлев: А с 7 до 9 – класс!
Дельвиг: Но зато в 9 чай с белой булкой!
Пушкин: И первая прогулка до 10!
Яковлев: Но с 10 до 12 снова класс!
Дельвиг: А с 12 до часу вторая прогулка!
Кюхельбекер: С 2 до 3 нудное чистописание!
Матюшкин: Но и рисование!
Пущин: И, наконец, чай и 3-я прогулка. Нет, господа, что ни говори - жить можно!
Учитель звонит и объявляет:
Господа, урок словесности.
(все садятся: на столе- листочки, перья).
Вы вчера писали в прозе.
А сейчас в стихах – о розе.
Кюхельбекер! Написали?
Кюхельбекер: Снова мысли поскакали.
Учитель: Милый Пущин! Что же с вами?
Пущин: Я, профессор, не Державин.
Учитель: Что же Пушкин Саша скажет?
Все хором: Он сейчас стихи покажет.
Пушкин отдаёт лист, учитель читает, потом говорит:
Учитель: О! Прекрасно! Прочитайте!
И другим пример подайте!
Пушкин читает: Где наша роза, друзья мои?
Увяла роза, дитя зари,
Не говори: так вянет младость!
Не говори: вот жизни радость!
Цветку скажи: прости, жалея!
Все хлопают.Звонок.
Гувернер: Ах! Вы опять все здесь вповалку.
Перед дворцом устроить свалку.
Не могут без проказ!
За вами нужен глаз да глаз.
Знать, плохо я вас сторожу-
Директору все доложу!
2 Учитель звонит и объявляет:
А теперь, господа, урок математики.
(Все решают. Один Пушкин ничего не делает).
Учитель: Пушкин, решайте уравнение.
Пушкин: Я не умею.
Учитель: Идите и решайте, а вы все поспешайте!
(Пушкин мучается у доски)
Учитель: Я всё стою печально и смотрю…
Пушкин: Но уравнение равно нулю.
Учитель: У вас всегда и всё нулю равняется.
Да! С математикой у вас не получается.
Вы на последней парте заседайте,
Свои стихотворенья сочиняйте.
Вот вам единственный совет.
Все лицеисты: Но он у нас большой поэт.
(по очереди встают, говорят, садятся)
1-й лиц. Наша лицейская семья была интернациональна.
2-й лиц. Кюхля – немец по отцу и матери
3-й лиц. Отцы Данзаса, Дельвига – немцы.
4-ы лиц. У Горчакова, Матюшкина матери – немки.
5-й лиц. У Пушкина прадед – арап.
1 Ведущий: Но Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России. И все лицеисты пушкинского выпуска считали себя в дальнейшем истинно русскими.
Пушкин:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен!
Неколебим, свободен и беспечен.
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело, всё те же мы…
Все вместе: Нам целый мир чужбина.
Отечество нам Царское село.
ВЕДУЩИЙ: Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил его замечательные произведения. ВЕДУЩАЯ: Его мудрые волшебные сказки учат добру, любви и справедливости через прекрасные народные образы и богатый язык.
(Слайды: иллюстрации к сказкам Пушкина)
(Сценка по сказкам Пушкина, учащиеся 5-х классов)
ВЕДУЩИЙ:Впервые открыл нам поэт глаза на скромную и такую простую на вид, но исполненную неизъяснимой прелести для русского сердца природу средней полосы России. Он любил и научил нас любить утреннюю свежесть наших весен, великолепные снежные панорамы зимы, пышное очарование русской осени.
ВЕДУЩАЯ :Он первым так широко, полно, и, главное, поэтично показал нам удивительно прекрасный мир, в котором мы живем. Белинский называл пушкинские картины природы »живописью в поэзии».
(Видео , зимние пейзажи)
(чтец:Петрухина Анна)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(чтец: Макарская Е.)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
ведущий:
(Видео , осенние пейзажи)
ВЕДУЩИЙ:Любимое время года поэта – осень.
(Чтец: Сурнин К.)
Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(Видео , весенние пейзажи)
(чтец: Крюкова М.)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
ВЕДУЩИЙ:В его стихах – призыв любить эти милые каждому русскому человеку края, служить им и защищать их.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
(сценка 7-е классы)
Дети вырастают, и на их книжных полках появляются такие произведения, как «Повести Белкина». Вам, наверное, известно, что под фамилией Белкин скрывался сам А.С.Пушкин. По мнению многих читателей, самая веселая повесть - «Барышня-крестьянка». Итак, слушайте и смотрите...
Я хочу рассказать вам о двух любящих сердцах, которые встретились по счастливой случайности и сразу полюбили друг друга.
Недалеко друг от друга жили два семейства — Муромских и Берестовых. В семье Муромских росла и расцветала дочь Лиза. В семье Берестовых — сын Алексей, который недавно вернулся с военной службы. Алексей и Лиза раньше никогда не виделись.
На сцене появляется Настя, наперсница Лизы.
Настя: А я Настя - наперсница Лизы и хранительница всех ее тайн.
Ведущий: И вот однажды Настю пригласили в гости к Берестовым.
Настя: Барышня, позвольте мне пойти в гости.
Лиза: Пойти в гости? Изволь, а куда?
Настя: В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница.
Лиза: Хорошо, иди.
1-й ведущий: Придя с праздника, Настя обо всем рассказала Лизе.
Настя: Ну, Лизавета Григорьевна, видела я молодого Берестова.
Лиза: Ах, как бы мне хотелось его увидеть!
Настя: Да что же тут мудреного? Тугилово от нас недалеко. Пойдите гулять в ту сторону; он же всякий раз рано поутру ходит с ружьем на охоту.
Лиза: Да нет, нехорошо, он может подумать, что я за ним гоняюсь. Лучше я наряжусь крестьянкой.
Настя: Хорошо. Наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте в Тугилово.
Ведущий: И вот ранним утром Лиза, переодетая крестьянкой и напутствуемая словами Насти: «Идите, Лизавета Григорьевна, и ничего не бойтесь», отправилась в деревню Берестовых. Она вышла на заднее крыльцо, перебралась через огород в поле. Так она шла, задумавшись, по пыльной дороге до тех пор, пока легавая собака не залаяла на нее.
Раздается собачий лай; Лиза вздрагивает; на сцене появляется Алексей.
Алексей: Не бойся, милая, собака моя не кусается.
Лиза: Да нет, барин, боюсь, видишь, какая она злая.
Алексей: Я провожу тебя, если ты боишься. Ты позволишь идти подле себя?
Лиза: А кто те мешает?
Алексей: Откуда ты, красавица?
Лиза: Из Прилучина. Я дочь Василия-кузнеца, иду в лес по грибы. А ты тугиловский, што ли?
Алексей: Так точно, я камердинер молодого барина.
Лиза: А лжешь, не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.
Алексей: Почему же ты так думаешь?
Лиза: Да по всему
Алексей: А как тебя зовут, душа моя?
Лиза: Акулиною!
Алексей: Ну, мой друг, Акулина, непременно буду в гости в твоему батюшке Василию-кузнецу.
Лиза: Что ты! Что ты! Не приходи! Коли дома узнают, что я с барином болтала, беда будет.
Алексей: Но я непременно хочу тебя снова видеть!
Лиза: Ну, я когда-нибудь опять сюда приду.
Алексей: Когда же?!
Лиза: Да хоть завтра!
Алексей: Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?!
Лиза: Да, да...
ВЕДУЩИЙ:Лирика поэта знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно ярко воплощённым в стихах о любви, о дружбе. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин быть воспитателем юношества, образователем юного чувства.
ВЕДУЩАЯ:К особенным свойствам его поэзии принадлежит его способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности.
ВЕДУЩИЙ:Среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен Пушкин, есть один особый – талант дружбы и любви. Жизнь сталкивала Пушкина с самыми разными людьми, и среди них Пушкин находил друзей: одних – на всю жизнь, других – на краткие мгновения. Отношения Пушкина с людьми, близкими ему по душе и мыслям, запечатлены в его стихах, откуда приоткрывается для нас душа поэта. Отношения эти и сегодня остаются прекрасным образцом верности, преданности и постоянства.
ВЕДУЩАЯ: «Отличительною чертою Пушкина была память сердца; он любил старых знакомых и был благодарен за оказанную ему дружбу — особенно тем, которые любили в нем его личность, а не его знаменитость…» (С.А. Соболевский. Из воспоминаний о Пушкине).
А как волнует сердце читателя его любовная лирика!
(Слайды: музы Пушкина)(поет Сидорова Валерия)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
ВЕДУЩИЙ:1823 год. Пушкин в Южной ссылке. Одесса. Здесь у поэта вспыхнули необыкновенно трепетные чувства к Воронцовой. Считают,что Елизавета Ксаверьевна была самым сильным увлечением Пушкина до знакомства с Натальей Николаевной Гончаровой. Он посвятил ей много стихов.
ВЕДУЩАЯ:
При расставании Е.К.Воронцова подарила Пушкину очень дорогой перстень и точно такой же оставила себе. Поэт тотчас создал замечательные стихи о подарке:
(читает Ломакина В.)
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,-
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман...
ВЕДУЩИЙ:Поэт никогда не расставался с перстнем. Умирая, Пушкин начнёт дарить любимые вещи ближайшим друзьям. На память Жуковскому он отдаст бесценный подарок Воронцовой.
ВЕДУЩАЯ:Вероятно, загадка бессмертия Пушкина в том и заключается, что слова и мысли его понятны и близки всем поколениям. Такое впечатление, что они сочинялись буквально сегодня. Вот послушайте сколь актуальны, например, эти строки, как они ободряют и поддерживают нас в наше нелегкое время.
Музыка смолкает, В луче прожектора одна из чтиц:
«Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем “живет”,
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило».
ВЕДУЩИЙ:В конце 1830 года в одном из домов на Тверском бульваре Пушкин впервые на балу у танцмейстера Иогиля встретил 16-летнюю красавицу Наташу Гончарову.
“Когда я увидел ее в первый раз, - признался он – красоту ее начали замечать в обществе. Я ее полюбил. Голова у меня закружилась: я просил ее руки”.
ВЕДУЩАЯ:18 февраля1831 года в Москве Пушкин обвенчался с Натальей Николаевной Гончаровой, а вскоре после свадьбы он написал своим друзьям: “Я счастлив, одно желание мое, чтоб ничто в моей жизни не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился”.
(Беликов Д., Дородных А.)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
ВЕДУЩИЙ:Творчество А.С. Пушкина вдохновляло известных художников. Левитан, Репин, Васнецов, Врубель, Серов иллюстрировали его произведения……..
(Слайды иллюстраций)
ВЕДУЩАЯ:Влияние Пушкина на отечественную музыкальную культуру также огромно: на его стихи и сюжеты его произведений были созданы оперы, балеты, симфонические и камерные произведения. Большой интерес к пушкинскому творчеству проявляли его современники, к числу которых принадлежал русский композитор Михаил Иванович Глинка.,М.Л.Яковлев На стихи А.С. Пушкина композитор создал 10 романсов).
(романс М.Л.Яковлева…….. «Буря мглою небо кроет…»)
ВЕДУЩИЙ: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя», — этой фразой Пушкин утверждает право драматурга творить без опасений, быть свободным, чтобы выразить в художественной форме все, что велят ему талант, совесть, правда истории и правда искусства».
ВЕДУЩАЯ: «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…»
Музыка прекращается. Исполняется драматический отрывок из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (сцена у фонтана).
(звучит вступление к опере Мусоргского «Борис Годунов»)
ВЕДУЩИЙ: Рассказывая о творчестве поэта, конечно же, нельзя не вспомнить о его романе в стихах «Евгений Онегин».Однажды, проезжая в экипаже по улицам какого-то маленького городка, Пушкин на одном из домов увидел вывеску «Евгений Онегин и К». Он запомнил это имя, но, наверное, тогда и не предполагал, что оно станет известным всему миру.
ВЕДУЩАЯ: После дуэли Евгений уезжает, долгое время отсутствует. Возвратившись же, на одном из балов встречает Татьяну, блестящую светскую красавицу, жену генерала. В сердце Евгения вспыхивает любовь, и он решается признаться ей.
На сцене появляется Татьяна.
Евгений Онегин:
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны обьясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? С какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретив,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел...
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать.
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!..
«Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.
XLIII
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь... Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой...
XLIV
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
ВЕДУЩАЯ: К творчеству А.С. Пушкина люди искусства обращаются уже около 200 лет. Не стали исключением и наши современники. Послушайте романс Валерия Пака «Что в имени тебе моём» в исполнении Агибалова Н.И на стихи Пушкина «Что в имени тебе моём…»».
ВЕДУЩИЙ: Слишком страстный, вольнолюбивый, горячий, слишком живой, слишком правдивый он не мог не пугать холодные умы, ленивые души и пустые сердца. (дополнить!!!!!!
ВЕДУЩАЯ: 29 января 1837года, (10 февраля по новому стилю), перестало биться сердце поэта. 37 лет, 8 месяцев, 3 дня и …БЕССМЕРТИЕ!
чтец:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
И любовь эта – любовь его соотечественников: современников и потомков.
ВЕДУЩИЙ:
В 16 лет юный Пушкин написал:
Великим быть желаю,
Люблю России честь.
Я много обещаю.
Исполню ли? Бог весть!
Мы, его потомки, ведаем – исполнил. Потому Пушкин для России, говоря словами Владимира Ивановича Даля, бессмертный, незабвенный, вечнопамятный.
Звучит музыка.