Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Ващенко Лариса Владимировна,
педагог-организатор
Сценарий «Путешествие в страну бисероплетения».
Цель: Формирование у детей интереса к занятиям по бисероплетению. Изготовление изделия из бисера «Цветика – семицветика».
Задачи:
познавательная: формирование представления об удивительном мире бисероплетения (развитие кругозора); стремление продолжать занятия;
развивающая: развивать навыки работы с бисером – знакомство с простейшим приемом бисероплетения – низание бисера на проволоку, развитие мелкой моторики пальцев рук;
воспитательная: воспитывать интерес к искусству бисероплетения, аккуратность, усидчивость.
Дидактическое обеспечение: наглядные образцы различных изделий, выполненных в технике бисероплетения, презентация к занятию с музыкальным сопровождением и звуковыми эффектами.
Оборудование, материалы, инструменты: бисер для работы, проволока, крышечки для бисера, ноутбук, проектор, экран.
Тип занятия: усвоение новых знаний.
Вид занятия: комбинированный.
Межпредметные связи: математика, окружающий мир.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие. Садитесь..
2. Теоретическая часть
- Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? (Ответы детей).
- Это очень хорошо, потому что я – повелительница удивительной разноцветной страны бисероплетения, и я могу научить вас превращать (посмотрите на слайд) вот эти маленькие красивые шарики в настоящие произведения искусства. Сегодня на занятии я приглашаю вас в путешествие по моей стране. Вы готовы?
1 щелчок
Посмотрите:
Какие вещи - загляденье!
От них исходит чудо-свет,
Недаром бисероплетенье
Так популярно сотни лет.
Ценился бисер средь народа,
Он украшал наряд и быт.
Менялись вкусы, стиль и мода,
Но бисер всё же не забыт.
Возрос вновь интерес к дизайну,
К изделиям красивым и вещам.
Пускай бисероплетенья тайна
Откроется сегодня вам.
- Как у любой волшебницы на свете у меня есть свой атрибут (демонстрация). Знаете что это? Ну, конечно же, это моя палочка, но не простая, а волшебная. Без неё мы не сможем попасть в нашу волшебную страну. Но для этого нужно произнести волшебные слова. Ой, я, кажется, совсем забыла, какие слова мне надо сказать Ребята вы поможете мне, знаете ли вы какие-нибудь волшебные слова, возможно они нам помогут? (ответы детей).
- А давайте закроем глаза и скажем все вместе эти слова. Вот мы с вами и очутились в волшебной разноцветной стране бисероплетения. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.
- В моей стране очень много всяких разных изделий, которые выполнены в технике «Бисероплетение». Вот уже на протяжении долгого времени я, вместе со своими помощниками (такими же детками, как и вы), создаем разные удивительные вещи из бисера, которые дарим потом своим родным и близким. Посмотрите, что мы умеем делать. У нас есть собственная ювелирная мастерская – мы плетем различные украшения и фигурки из бисера! А еще мы делаем из бисера самые настоящие сказки – вот наша сказка «Айболит», а вот «Буратино» и «Волк и семеро козлят». Бисер помогает нам побывать в разных местах – окунутся в подводный мир.
- Ребята, слышите, какая звучит волшебная, сказочная музыка? Это наш сад зовет вас, чтобы вы полюбовались нашими удивительными деревьями и цветами – они никогда не вянут и круглый год радуют нас своим цветением! Мы выращиваем самые разные цветы – и розы, и фиалки, и ромашки и многие другие. Но самый лучший цветок – вот этот! Он волшебный! Как вы думаете, почему? (потому что он из сказки). Посмотрите на него!
Ребята знаете ли вы, из какой сказки данный цветок? (сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик»?)
- Сказка «Цветик-семицветик» - это история о самой обыкновенной маленькой девочке Жене ,которая пошла в магазин и неожиданно по пути встретила волшебницу, которая подарила ей волшебный цветок с семью разноцветным лепестками. Он мог исполнить любые желания девочки. Шесть лепестков Женя потратила на пустые и совершенно глупые свои желания.
- Но последний лепесток был потрачен на то, чтобы возвратить больному мальчику возможность бегать и прыгать, которой он был лишен из-за хромоты. Эта сказка учит нас быть добрыми и заботливыми по отношению к окружающим.
Физкультминутка
Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, выпрямить пальцы. Бабочка сложила крылья. А теперь бабочка слетает с цветка. Ладони остаются выпрямленными и напряженными, пальцы не сгибаются. Взмах крыльев осуществляется только лёгким, но резким движением в запястьях. Когда полёт окончен, бабочка вновь садится на цветок и складывает крылья.
Техника безопасности
- Перед тем как мы начнём работать, необходимо повторить технику безопасности при работе с бисером, проволокой и ножницами.
Техника безопасности при работе с бисером:
1. Рабочее место должно быть хорошо освещено и освобождено от всего лишнего.
2. Чтобы бисер не скатывался, надо постелить салфетку или однотонную ткань с нескользкой поверхностью.
3. Бисером удобно работать, если он насыпан по цветам в ячейки специальной коробки.
4. Работа с мелким бисером утомительна для глаз, поэтому через 20 минут необходимо делать небольшие перерывы, давать отдых глазам.
5. Бисер нельзя брать в рот во избежание попадания его в дыхательные пути.
Техника безопасности при работе с проволокой
Во время работы с проволокой необходимо помнить, что:
- проволока, это металл, хотя и мягкий;
- во время работы концы проволоки направляются вниз, чтобы не уколоть соседа;
- нельзя наклоняться низко в момент обрезания концов проволоки, концы проволоки придерживаются;
- нельзя брать проволоку в рот;
- прочность проволоки зависит от ее толщины, поэтому при натяжении это необходимо учитывать и «чувствовать» этот материал.
3. Практическая часть (10 мин.)
- У каждого из нас есть желание, да еще и не одно.А у вас есть желания? (ответы детей)
- Ах, как я хочу, чтобы все ваши желания исполнились. Если бы у каждого из вас был цветик-семицветик, исполнились бы ваши семь желаний.
- И я знаю, как вам помочь! Я, вместе с ребятами, приготовила для вас букет удивительных цветиков-семицветиков. Но, к сожалению, в нашем букете не хватает одного цветка. Я очень хочу, чтобы в конце нашего занятия, у вас получился свой волшебный цветок. Вы поможете мне сделать цветок?
Процесс изготовления цветика – семицветика
Для того чтобы сплести цветик-семицветик нам необходимо семь разных цветов бисера, проволока зеленого цвета, толщиной 0,3 мм, а также бусина для сердцевины.
Цветок цветика-семицветика состоит из семи лепестков разного цвета. Каждый лепесток имеет две основные части – внутреннюю и внешнюю. Для того, чтобы помочь мне сплести лепесток вы должны научиться нанизывать бисер на проволоку – это и будет целью нашей практической работы.
- Слушайте внимательно!
Плести лепестки мы будем в парах. Каждая пара будет делать один лепесток. Для изготовления внутреннего лепестка необходимо нанизать двадцать восемь бисерин, а внешний – тридцать шесть.
Для начала берем отрезок проволоки и делаем на нем петельку для того, чтобы бисер не рассыпался. Для вас это еще сложно, поэтому я сделала ее сама. Посмотрите, как правильно надо нанизывать бисер. Я беру проволоку и начинаю набирать бисер из тарелочки — вот таким образом. Так можно набрать бисер просто и легко.
Я заранее набрала бисер для внутренней и внешней части лепестка. Сейчас я сделаю внутренний лепесток, на котором двадцать восемь бусин. Расположить бисер на середине проволоки и скрутить проволоку у основания петли. Также я сплету внешний лепесток - на нем тридцать бусин. А затем скручу эти два лепестка между собой и у меня получился один лепесток цветка.
-Вам все понятно?
-Давайте повторим! Из скольких частей состоит лепесток цветика-семицветика? Сколько надо нанизать бисера на проволоку для плетения внутреннего лепестка? Внешнего? А что потом сделать?
Я сделала один целый лепесток, остальные лепестки вы поможете мне сейчас сплести. Сейчас вам надо определиться в парах, кто какую часть цветка будет плести. Я даю на это вам немного времени, посоветуйтесь между собой и решите. Поднимите правую руку, кто будет плести внутренний лепесток? А кто внешний соответственно левую?
Во время работы не забываем про технику безопасности. Проволока – это колющий предмет, поэтому работать с ней надо крайне осторожно, не делайте резких движений во время работы и старайтесь, чтобы она была всегда ниже вашего лица.
Итак, начинаем плести наш лепесток.
Осталось только соединить лепестки между собой, расправить его, прикрепить сердцевину и отрезать лишнюю проволоку и наш волшебный цветик - семицветик готов!
4.Подведение итогов внеурочного занятия.
- Посмотрите, какой он красивый и яркий! Сейчас я сделаю все наши цветы волшебными! Волшебство бисера мне помоги и волшебной силой цветы награди!
Ребята, я очень хочу, чтобы ваши желания были искренними, светлыми добрыми!
Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми можно гордиться!
Вам остается только прикоснуться к цветку и загадать заветные желания.
- Вам понравилось плести из бисера?
- Какое задание оказалось для вас самым сложным?
- Обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?
5.Уборка рабочего места
6.Заключительный этап
- Спасибо вам за работу, вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали мне и друг другу, поэтому так хорошо справились плетением цветка из бисера. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.
Сказка двери закрывай! И домой нас отпускай!