Сценарий родительского всеобуча
Коррекционные приемы формирования правильной речи
ПЛАН
Развитие ручной умелости у детей.
Учимся правильно дышать.
Технология массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
ЦЕЛИ
Формировать систему воспитательных отношений в совместной деятельности между родителями и детьми.
Создавать социально-психологические основы всестороннего целостного развития личности.
Формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, родителями и педагогами.
ОБОРУДОВАНИЕ
Выставка логопедической литературы.
Выставка игр по развитию мелкой моторики (разнообразные виды шнуровок, прищепки, спички, мозаика, кубики, конструкторы, разрезные картинки, шаблоны, рамки Монтессори, образцы поделок с использованием различных видов круп и макаронных изделий).
Памятки и рекомендации для родителей (по проведению дома дыхательной и пальчиковой гимнастик, самомассажа, массажа).
Ширма, куклы для показа кукольного театра по русской народной сказке «Коза-дереза».
Оборудование для практического показа:
дыхательных упражнений (лодочки из пенопласта, трубочки для коктейля, стаканы с водой, горох, теннисный мяч, вата, дидактические пособие «Бабочка на цветке»);
пальчиковых игр и упражнений (спички, прищепки, палочки, разные виды круп и макаронных изделий);
самомассажа (шестигранные карандаши, грецкие орехи).
6.ТСО: видеокассета «Пальчиковая гимнастика».
Организационный момент
Логопед. Уважаемые родители! Сегодня всеобуч посвящен различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи. Вы увидите, как логопед применяет их в повседневной работе с детьми и как можно использовать данные рекомендации для занятий дома, а также принять непосредственное участие самим.
Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет
Логопед. Послушайте «Сказку про пальцы». (Рассказывает, поочередно разгибая пальцы.)
Жили братья, не тужили, Но однажды приуныли. Стали думать и гадать, Как же имена всем дать? -Я хоть ростом невелик, Но веселый озорник. Все стоите вы за мной. Буду зваться я Большой. -Я указывать люблю На цветы и на Луну, Очень я внимательный, Палец Указательный. | -Я стою посередине, Буду зваться я отныне Средний палец-удалец. Вот такой я молодец! -Меньше всех я братьев ростом. Ох, как маленьким непросто! Но меня легко узнать, Пусть Мизинцем будут звать. Брат один, как ни гадал, Имя так себе не дал. Но его не обижают, Безымянным называют! |
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.
Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного его состояния. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребенка 4—5 лет:
рисует карандашами, мелками;
собирает постройки из девяти кубиков;
складывает бумагу более чем один раз;
шнурует ботинки, лепит из пластилина.
Для развития ручной умелости дети дома должны:
разминать пальцами глину, пластилин;
катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;
выполнять пальчиковые игры и упражнения;
рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем;
вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;
вышивать, вязать;
играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;
штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.
К 4 годам ребенок в состоянии выкладывать из спичек или палочек геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник). На этой основе можно создавать изображения различных предметов, интересных для ребенка. Логопед показывает схему-образец «Рожица» и предлагает родителям выложить ее из спичек. После выполнения задания родителям с детьми предлагается просмотреть фрагмент видеофильма «Пальчиковая гимнастика».
Учимся правильно дышать
Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию — энергетической основы нашей речи.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинают с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.
Логопед. Сейчас мы с ребятами покажем несколько упражнений, и родителей тоже просим попробовать.
Два ребенка показывают дыхательные упражнения.
Вдох и выдох носом.
Вдох носом, выдох ртом.
Вдох ртом, выдох носом.
Вдох и выдох ртом.
Упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт.
Упражнение «Собачке жарко».
При этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота.
С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.
Упражнение «Согреть руки» — выдох со звуком х-х-хо.
Упражнение «Остудить воду» — выдох со звуком ф-ф-ф.
Упражнение «Бабочка» — сдувать бабочку на ниточке с цветка.
Бабочка на цветке сидела,
Ветер дунул — улетела.
Можно подуть на ватку, полоски бумаги.
Упражнение «Лодочки» — дуть на лодочку из пенопласта.
Упражнение «Футбол» — дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.
Упражнение «Подводная лодка» — пускать через соломинку воздух в стакане воды.
Нужно следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.
Следующие упражнения развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков.
Упражнение «Фокус» — язык чашечкой, сдувать ватку с носа.
Упражнение «Забей гол»:
плавный выдох, губы трубочкой;
плавный выдох, губы в улыбке;
плавный выдох, язык лопаткой;
язык лопаткой, выдох толчками.
Для углубленного вдоха детям предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.
Выступление массажиста
Технология массажа в работе с детьми,
имеющими речевые нарушения
Массаж — совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду.
Методика массажа и самомассажа, построенная с учетом клинико-физио- логических принципов, — эффективное средство лечения, восстановления работоспособности, снятия усталости, предупреждения и профилактики заболеваний, активное средство оздоровления организма.
Рассмотрим один из видов массажа — самомассаж, который активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела, можно проводить одновременно с несколькими детьми в любое время дня.
Длительность одного сеанса 5—10 мин. Каждое упражнение выполняется 4—6 раз. Дети могут сидеть или лежать (после сна).
Для самомассажа мышц головы и шеи можно рекомендовать следующие упражнения.
«Я хороший» — поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, поглаживание).
«Наденем шапочку» — исходное положение (и.п.) рук то же, двигать ладони вниз к ушам, затем по передней боковой части к подбородку.
Для лицевой мускулатуры
«Рисуем дорожки» — двигать пальцами от середины лба к вискам.
«Рисуем елочки» — двигать пальцами ото лба к вискам.
«Пальцевый душ» — легко постукивать пальцами по лбу.
«Глазки спят» — закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживать 3—5 с.
«Нарисуем усы» — двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.
«Веселый клоун» — двигать указательным и средним пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.
«Испечем блинчики» — похлопать ладошками по щекам.
«Умыли личико» — легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Для мышц языка
«Непослушный язычок» — пошлепать губами язык, произнося «пя-пя-пя».
«Покусывание» — легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад.
«Поглаживание языка губами» — просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.
Расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук:
-надавливать сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук изменить;
-растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным увеличением усилий;
-растирать ладони движениями вверх-вниз;
-боковые поверхности сцепленных пальцев;
-разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперек;
-делать круговые движения положенным между ладонями грецким орехом, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой;
-надавливать не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо, влево;
-разминать кисти правой руки пальцами левой, и наоборот, затем поочередно их растирать.
Самомассаж показывают двое детей
Вырос у нас кабачок | и.п. — пальцы в кулачках |
Вырос у нас чесночок | Разогнуть указательный палец правой руки и растирать круговыми движениями |
Перец, томат и лучок, | Разогнуть средний палец правой руки и растирать круговыми движениями. |
Тыква, капуста, картошка, | Разогнуть палец безымянный правой руки и растирать круговыми движениями. |
Лук и немножко горошка, | Разогнуть мизинец правой руки и растирать круговыми движениями. |
Овощи мы собирали, | Разогнуть мизинец левой руки и растирать круговыми движениями. |
Ими друзей угощали, | Разогнуть безымянный палец левой руки и растирать круговыми движениями. |
Квасили, ели, солили, | Разогнуть средний палец левой руки. |
С дачи домой увозили. | Разогнуть указательный палец левой руки и растирать круговыми движениями. |
Прощай же на год, | Разогнуть большой палец правой руки. |
Наш друг — огород! | Разогнуть большой палец левой руки. |
Массаж биологически активных зон показывают
двое детей под словесное сопровождение логопеда
Ра-ра-ра. Погляди-ка, детвора. | Ладони приставить ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны к центру. |
Ря-ря-ря. Взошла красная заря. | Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами. |
Ре-ре-ре. Растет рябина на горе. | Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз. |
Ри-ри-ри. Клюют рябину снегири | Пальцами легко «пробежаться» по щекам. ^ |
Массаж лица
Носик, носик! | Провести кулачками по крыльям носа 4 раза. |
Где ты, носик? Лобик, лобик. Где ты, лобик? | Всеми пальцами провести по лбу от середины лба к вискам 4 раза. |
Щечка, щечка! Где ты, щечка? | Пальцами погладить щеки сверху вниз 4 раза. |
Где ты, щечка? Будет чистенькая дочка, | Погладить ладонями шею. |
Будет чистенький сынок | Растереть ладошками уши. |
И котенок-малышок. | Потереть ладони друг о друга. |
Массаж биологически активных зон «Наступили холода»
Да-да-да, Наступили холода. | Потереть ладонями друг о друга. |
Да-да-да, Превратилась в лед вода. | Провести большими пальцами рук по шее сверху вниз. |
Ду-ду-ду, Поскользнулась я на льду. | Указательными пальцами помассировать крылья носа. |
Ду-ду-ду, Я на лыжах иду. | Растереть ладонями уши. |
Ды-ды-ды, На снегу есть следы. | «Растереть» лоб движениями в стороны от середины лба. |
Массаж «Кисонька»
Са-са-са, Кисонька — краса. | Погладить ладонями шею. |
Сы-сы-сы, Есть у кисоньки усы. | Кулачками провести по крыльям носа 7 раз. |
Исы-исы-исы, Молоко для кисы. | Провести пальцами по лбу от середины к вискам 7 раз. |
Иса-иса-иса, Бантиком играет киса. | Ладонями растереть уши. |
В конце данного занятия родители получают распечатанные материалы с методическими указаниями «Артикуляционный массаж дома»
Материалы
с методическими указаниями «Артикуляционный массаж дома»
«Дождик» Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи - Брызни в поле пуще: Станет травка гуще. «Дорога» От города дорога в гору, А из города - с горы. Из деревни дорога с горы, А в деревню - в гору. «Ноги и ножки» Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. «Дрова» На дворе - трава, На траве - дрова: Раз дрова, два дрова, Три дрова. Не руби дрова На траве двора! «Волк» Хлещет, хлещет дождь. Скрылся волк под хвощ. Хвост под хвощом, А сам под дождем. «Щенок» Щеткой чищу я щенка. Щекочу ему бока. «Мыло» Милая Мила Мылилась мылом. Намылилась, смыла — Так мылилась Мила. «Болтунья» Маленькая болтунья Молоко болтала, болтала, Болтала, болтала, Да не выболтала. «Баран» У барана рога Скручены-перекручены, Верчены-переверчены. «Гармошка»: Веселый Парамошка Играет на гармошке. «Оса» Ужа оса ужалила. Ежу ужасно жаль его. «Змея»: Змея ползет по травке, Змея везет подарки: Змеенку и змеючке Зелененькие брючки. «Барабан» Обрадован баран - У барана барабан, И баран в барабан барабанит, Барабанит баран в барабан. И баран гремел, стучал — Вдруг порвался барабан! «Молния» Ярко молнии сверкают, Тучи стрелы посылают. Небо светится огнем, Искры сыплются дождем. «Виноград» На горе Арарат Рвет Варвара виноград. «Веник» Валя веником метет, Валя песенку поет: - Я мету, мету, мету, Быть неряхой не хочу! «Пироги» Съел молодец Тридцать три Пирога, Да все с творогом. «Елочка» В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная, Зеленая была. «Гуси»: Шлепают гуськом Гусак за гусаком. Смотрят свысока Гусак на гусака. Ой, выщиплет бока Гусак у гусака. «Курочка» Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней цыплятки — Малые ребятки. — Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите. «Борщ» Боря борщ варил, варил, Да не доварил. Боря борщ солил, солил, Да не досолил. Толя борщ варил, варил, Да переварил. Толя борщ солил, солил, Да пересолил. «Крот» Во дворе горка, Под горой норка. В этой норке Крот стережет норку. | Точечные постукивания указательным пальцем по краям языка по часовой стрелке, затем против нее. Большим и указательным пальцами одной руки придерживать кончик языка, большим и указательным пальцами второй руки скользить вверх-вниз по боковым краям языка. Точечные нажатия указательным пальцем (слегка вибрирующие) на язык от корня языка к кончику, затем от кончика к корню. Горизонтально лежащим указательным пальцем выполнять поперечные рубяще-похлопывающие движения. Язык приподнят на верхнюю губу. Большими пальцами рук массировать (разминать, надавливать) подъязычную область. Перетирать боковые края языка продольно между указательным и большим пальцами одной руки. Перетирать язык между большим и указательным пальцами — круговые движения. Выполнять спиралевидные движения указательным пальцем из середины языка к краям по часовой стрелке, затем против нее; далее те же движения от края языка к его середине в разных направлениях. Большими и указательными пальцами рук держать передний край языка. Выполнять повороты (выкручивание) языка влево-вправо. Указательными и большими пальцами рук держать боковые края языка. Растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к середине - имитация игры на гармошке. Надавливать указательным пальцем на середину языка 8—10 раз. Выполнять змеевидные движения указательным пальцем от корня языка к его кончику, затем от кончика к корню. Выполнять продольные похлопывающие движения горизонтально лежащими указательными пальцами. Двигать указательным пальцем из стороны в сторону продольно и зигзагообразно от корня языка к кончику и наоборот, от кончика языка к корню. Большим и указательным пальцами рук выполнять соскальзывающие движения по краям языка от корня к кончику и обратно. Указательным пальцем выполнять «сметающие» движения вправо, затем влево. Ребенок улыбается, просовывает широкий плоский кончик языка между передними зубами, слегка прикусывает язык от кончика к середине. Большими и указательными пальцами рук выполнять соскальзывающие движения «елочкой» от центра языка к краям сверху вниз. Большим и указательным пальцами пощипывать язык. Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Точечное покалывание языка указательным пальцем. Соскальзывающие скребущие движения от середины языка к краям. выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Круговые движения указательным пальцем по центру языка. Пощипывание языка указательным и большим пальцами одной руки. Круговые движения пальцем. Пощипывание языка. Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз. Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая ее. |