СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий родительского всеобуча "Коррекционные приемы формирования правильной речи"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это практикум для родителей по проведению дыхательной и пальчиковой гимнастик, массажа и самомассажа.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий родительского всеобуча "Коррекционные приемы формирования правильной речи"»

Сценарий родительского всеобуча

Коррекционные приемы формирования правильной речи


ПЛАН

  1. Развитие ручной умело­сти у детей.

  2. Учимся правильно ды­шать.

  3. Технология массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.


ЦЕЛИ

  • Формировать систему воспи­тательных отношений в со­вместной деятельности меж­ду родителями и детьми.

  • Создавать социально-психо­логические основы всесто­роннего целостного разви­тия личности.

  • Формировать положитель­ную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, родителями и педагогами.


ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Выставка логопедичес­кой литературы.

  2. Выставка игр по разви­тию мелкой моторики (разно­образные виды шнуровок, прищепки, спички, мозаика, кубики, конструкторы, раз­резные картинки, шаблоны, рамки Монтессори, образцы поделок с использованием различных видов круп и ма­каронных изделий).

  3. Памятки и рекоменда­ции для родителей (по прове­дению дома дыхательной и пальчиковой гимнастик, само­массажа, массажа).

  4. Ширма, куклы для по­каза кукольного театра по рус­ской народной сказке «Коза-дереза».

  5. Оборудование для прак­тического показа:

  • дыхательных упражнений (лодочки из пенопласта, трубочки для коктейля, ста­каны с водой, горох, тен­нисный мяч, вата, дидак­тические пособие «Бабочка на цветке»);

  • пальчиковых игр и упраж­нений (спички, прищепки, палочки, разные виды круп и макаронных изделий);

  • самомассажа (шестигран­ные карандаши, грецкие орехи).

6.ТСО: видеокассета «Паль­чиковая гимнастика».





Организационный момент

Логопед. Уважаемые ро­дители! Сегодня всеобуч посвя­щен различным приемам и методам, способствующим формированию у детей пра­вильной речи. Вы увидите, как логопед применяет их в повседневной работе с детьми и как можно использовать дан­ные рекомендации для занятий дома, а также принять непос­редственное участие самим.


Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет

Логопед. Послушайте «Сказку про пальцы». (Рас­сказывает, поочередно разги­бая пальцы.)


Жили братья, не тужили,

Но однажды приуныли.

Стали думать и гадать,

Как же имена всем дать?

-Я хоть ростом невелик,

Но веселый озорник.

Все стоите вы за мной.

Буду зваться я Большой.

-Я указывать люблю

На цветы и на Луну,

Очень я внимательный,

Палец Указательный.

-Я стою посередине,

Буду зваться я отныне

Средний палец-удалец.

Вот такой я молодец!

-Меньше всех я братьев ростом.

Ох, как маленьким непросто!

Но меня легко узнать,

Пусть Мизинцем будут звать.

Брат один, как ни гадал,

Имя так себе не дал.

Но его не обижают,

Безымянным называют!


Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точно­сти. Другими словами, фор­мирование речи совершается под влиянием импульсов, иду­щих от рук.

Уровень развития мелкой моторики и координации дви­жения рук — один из пока­зателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обу­чению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо раз­виты внимание и память, связ­ная речь.

Многие учителя отмечают, что первоклассники часто ис­пытывают серьезные трудно­сти в овладении навыком пись­ма. Неподготовленность к письму, недостаточное разви­тие мелкой моторики могут привести к возникновению не­гативного отношения ребенка к учебе и тревожного его со­стояния. Поэтому в дошколь­ном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ре­бенком практического двига­тельного опыта, развития на­выков ручной умелости, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребенка 4—5 лет:

  • рисует карандашами, мел­ками;

  • собирает постройки из де­вяти кубиков;

  • складывает бумагу более чем один раз;

  • шнурует ботинки, лепит из пластилина.

Для развития ручной уме­лости дети дома должны:

  • разминать пальцами глину, пластилин;

  • катать по очереди каждым пальцем камешки, шари­ки, мелкие бусинки;

  • выполнять пальчиковые игры и упражнения;

  • рисовать ручкой, каранда­шами, мелом, гуашью, уг­лем;

  • вырезать ножницами и со­ставлять из различных вы­резанных фигур компози­ции;

  • вышивать, вязать;

  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкла­дышами, спичками, палоч­ками;

  • штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаб­лоны.

К 4 годам ребенок в состо­янии выкладывать из спичек или палочек геометрические фигуры (прямоугольник, квад­рат, треугольник). На этой основе можно создавать изоб­ражения различных предме­тов, интересных для ребенка. Логопед показывает схему-об­разец «Рожица» и предлагает родителям выложить ее из спичек. После выполнения задания родителям с детьми предлагается просмотреть фрагмент видеофильма «Паль­чиковая гимнастика».


Учимся правильно дышать

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить де­тей правильному дыханию — энергетической основы нашей речи.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Ра­боту над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинают с упражнений, направленных на координа­цию ротового и носового ды­хания.

Логопед. Сейчас мы с ре­бятами покажем несколько уп­ражнений, и родителей тоже просим попробовать.

Два ребенка показывают дыха­тельные упражнения.


Вдох и выдох носом.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох ртом, выдох носом.

Вдох и выдох ртом.

Упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт.

Упражнение «Собачке жар­ко».

При этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота.

С помощью следующих уп­ражнений развивается дли­тельный выдох.

Упражнение «Согреть руки» — выдох со звуком х-х-хо.

Упражнение «Остудить воду» — выдох со звуком ф-ф-ф.

Упражнение «Бабочка» — сдувать бабочку на ниточке с цветка.

Бабочка на цветке сидела,

Ветер дунул — улетела.

Можно подуть на ватку, полоски бумаги.

Упражнение «Лодочки» — дуть на лодочку из пенопла­ста.

Упражнение «Футбол» — дуть через соломинку на го­рошину, стараясь попасть в ворота.

Упражнение «Подводная лодка» — пускать через соло­минку воздух в стакане воды.

Нужно следить, чтобы вы­дох был полным, т.е. не пре­рывался для небольшого вдоха.

Следующие упражнения развивают не только направ­ленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мыш­цы, что очень важно для по­становки звуков.

Упражнение «Фокус» — язык чашечкой, сдувать ват­ку с носа.

Упражнение «Забей гол»:

  • плавный выдох, губы тру­бочкой;

  • плавный выдох, губы в улыбке;

  • плавный выдох, язык ло­паткой;

  • язык лопаткой, выдох тол­чками.

Для углубленного вдоха де­тям предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрыты­ми глазами.


Выступление массажиста

Технология массажа в работе с детьми,

имеющими речевые нарушения

Массаж — совокупность приемов механического, дози­рованного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специаль­ными аппаратами через воз­душную, водную или другую среду.

Методика массажа и самомас­сажа, построенная с учетом клинико-физио- логических принципов, — эффективное средство лечения, восстановле­ния работоспособности, снятия усталости, предупреждения и профилактики заболеваний, активное средство оздоровления организма.

Рассмотрим один из видов массажа — самомассаж, кото­рый активизирует движение лицевой мускулатуры, улуч­шает тонус мышц лица и все­го тела, можно проводить од­новременно с несколькими детьми в любое время дня.

Длительность одного сеан­са 5—10 мин. Каждое упраж­нение выполняется 4—6 раз. Дети могут сидеть или лежать (после сна).

Для самомассажа мышц головы и шеи можно рекомен­довать следующие упражне­ния.

«Я хороший» — поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить паль­цы в центре, провести ладо­нями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, погла­живание).

«Наденем шапочку» — ис­ходное положение (и.п.) рук то же, двигать ладони вниз к ушам, затем по передней бо­ковой части к подбородку.

Для лицевой мускулатуры

«Рисуем дорожки» — дви­гать пальцами от середины лба к вискам.

«Рисуем елочки» — двигать пальцами ото лба к вискам.

«Пальцевый душ» — легко постукивать пальцами по лбу.

«Глазки спят» — закрыть глаза и легко прикрыть паль­цами веки, удерживать 3—5 с.

«Нарисуем усы» — двигать указательным и средним паль­цами от середины верхней губы к углам рта.

«Веселый клоун» — двигать указательным и средним пальцами от середины ниж­ней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.

«Испечем блинчики» — похлопать ладошками по ще­кам.

«Умыли личико» — легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от сере­дины лба вниз по щекам к подбородку.

Для мышц языка

«Непослушный язычок» — пошлепать губами язык, про­износя «пя-пя-пя».

«Покусывание» — легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад.

«Поглаживание языка гу­бами» — просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы бо­ковые края языка касались углов рта.

Расслабляющий самомас­саж кистей и пальцев рук:

-надавливать сильно сжаты­ми четырьмя пальцами од­ной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положе­ние рук изменить;

-растирать ладонями шести­гранный карандаш с посте­пенным увеличением уси­лий;

-растирать ладони движени­ями вверх-вниз;

-боковые поверхности сцеп­ленных пальцев;

-разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперек;

-делать круговые движения положенным между ладоня­ми грецким орехом, посте­пенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять уп­ражнение с двумя грецки­ми орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой;

-надавливать не заточенным карандашом на болевые точ­ки ладони, затем вращать карандаш вправо, влево;

-разминать кисти правой руки пальцами левой, и на­оборот, затем поочередно их растирать.


Самомассаж показывают двое детей


Вырос у нас кабачок

и.п. — пальцы в кулачках

Вырос у нас чесночок

Разогнуть указательный палец правой руки и растирать круговы­ми движениями

Перец, томат и лучок,


Разогнуть средний палец правой руки и растирать круговыми дви­жениями.

Тыква, капуста, картошка,


Разогнуть палец безымянный правой руки и растирать круговы­ми движениями.

Лук и немножко горошка,


Разогнуть мизинец правой руки и растирать круговыми дви­жениями.

Овощи мы собирали,


Разогнуть мизинец левой руки и растирать круговыми движени­ями.

Ими друзей угощали,


Разогнуть безымянный палец левой руки и растирать круговыми движениями.

Квасили, ели, солили,

Разогнуть средний палец левой руки.

С дачи домой увозили.


Разогнуть указательный палец левой руки и растирать круговыми движениями.

Прощай же на год,

Разогнуть большой палец правой руки.

Наш друг — огород!

Разогнуть большой палец левой руки.




Массаж биологически ак­тивных зон показывают

двое детей под словесное сопровождение логопеда



Ра-ра-ра.

Погляди-ка, детвора.


Ладони приставить ко лбу «ко­зырьком» и растирать лоб движе­ниями в стороны к центру.


Ря-ря-ря.

Взошла красная заря.


Раздвинуть указательный и боль­шой пальцы и растирать точки пе­ред и за ушами.


Ре-ре-ре.

Растет рябина на горе.


Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз.


Ри-ри-ри.

Клюют рябину снегири

Пальцами легко «пробежаться» по щекам. ^



Массаж лица


Носик, носик!

Провести кулачками по крыль­ям носа 4 раза.

Где ты, носик? Лобик, лобик. Где ты, лобик?

Всеми пальцами провести по лбу от середины лба к вискам 4 раза.


Щечка, щечка! Где ты, щечка?

Пальцами погладить щеки сверху вниз 4 раза.

Где ты, щечка?

Будет чистенькая дочка,

Погладить ладонями шею.

Будет чистенький сынок

Растереть ладошками уши.

И котенок-малышок.

Потереть ладони друг о друга.


Массаж биологически ак­тивных зон «Наступили хо­лода»


Да-да-да,

Наступили холода.

Потереть ладонями друг о друга.


Да-да-да,

Превратилась в лед вода.

Провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.

Ду-ду-ду,

Поскользнулась я на льду.

Указательными пальцами помас­сировать крылья носа.

Ду-ду-ду,

Я на лыжах иду.

Растереть ладонями уши.


Ды-ды-ды, На снегу есть следы.

«Растереть» лоб движениями в стороны от середины лба.


Массаж «Кисонька»


Са-са-са,

Кисонька — краса.

Погладить ладонями шею.


Сы-сы-сы,

Есть у кисоньки усы.

Кулачками провести по крыль­ям носа 7 раз.

Исы-исы-исы, Молоко для кисы.

Провести пальцами по лбу от середины к вискам 7 раз.

Иса-иса-иса, Бантиком играет киса.

Ладонями растереть уши.


В конце данного занятия родители получают распечатанные материалы с методическими указаниями «Артикуляционный массаж дома»



Материалы

с методическими указаниями «Артикуляционный массаж дома»


«Дождик»

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще.


«Дорога»

От города дорога в гору,

А из города - с горы.

Из деревни дорога с горы,

А в деревню - в гору.


«Ноги и ножки»

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.


«Дрова»

На дворе - трава,

На траве - дрова:

Раз дрова, два дрова,

Три дрова.

Не руби дрова

На траве двора!


«Волк»

Хлещет, хлещет дождь.

Скрылся волк под хвощ.

Хвост под хвощом,

А сам под дождем.



«Щенок»

Щеткой чищу я щенка.

Щекочу ему бока.


«Мыло»

Милая Мила

Мылилась мылом.

Намылилась, смыла —

Так мылилась Мила.


«Болтунья»

Маленькая болтунья

Молоко болтала, болтала,

Болтала, болтала,

Да не выболтала.


«Баран»

У барана рога

Скручены-перекручены,

Верчены-переверчены.


«Гармошка»:

Веселый Парамошка

Играет на гармошке.




«Оса»

Ужа оса ужалила.

Ежу ужасно жаль его.


«Змея»:

Змея ползет по травке,

Змея везет подарки:

Змеенку и змеючке

Зелененькие брючки.


«Барабан»

Обрадован баран -

У барана барабан,

И баран в барабан барабанит,

Барабанит баран в барабан.

И баран гремел, стучал —

Вдруг порвался барабан!


«Молния»

Ярко молнии сверкают,

Тучи стрелы посылают.

Небо светится огнем,

Искры сыплются дождем.


«Виноград»

На горе Арарат

Рвет Варвара виноград.


«Веник»

Валя веником метет,

Валя песенку поет: -

Я мету, мету, мету,

Быть неряхой не хочу!


«Пироги»

Съел молодец

Тридцать три

Пирога,

Да все с творогом.


«Елочка»

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.


«Гуси»:

Шлепают гуськом

Гусак за гусаком.

Смотрят свысока

Гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока

Гусак у гусака.


«Курочка»

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки —

Малые ребятки. —

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.


«Борщ»

Боря борщ варил, варил,

Да не доварил.



Боря борщ солил, солил,

Да не досолил.

Толя борщ варил, варил,

Да переварил.

Толя борщ солил, солил,

Да пересолил.


«Крот»

Во дворе горка,

Под горой норка.

В этой норке

Крот стережет норку.




Точечные посту­кивания указательным паль­цем по краям языка по часо­вой стрелке, затем против нее.




Большим и ука­зательным пальцами одной руки придерживать кончик языка, большим и указатель­ным пальцами второй руки скользить вверх-вниз по боко­вым краям языка.



Точеч­ные нажатия указательным пальцем (слегка вибрирую­щие) на язык от корня язы­ка к кончику, затем от кон­чика к корню.







Горизонтально лежащим указательным паль­цем выполнять поперечные рубяще-похлопывающие дви­жения.





Язык приподнят на верхнюю губу. Большими паль­цами рук массировать (разми­нать, надавливать) подъязыч­ную область.



Перетирать боко­вые края языка продольно между указательным и боль­шим пальцами одной руки.


Перетирать язык между большим и указатель­ным пальцами — круговые движения.




Выполнять спи­ралевидные движения указа­тельным пальцем из середи­ны языка к краям по часовой стрелке, затем против нее; далее те же движения от края языка к его середине в раз­ных направлениях.


Большими и ука­зательными пальцами рук дер­жать передний край языка. Выполнять повороты (выкру­чивание) языка влево-вправо.


Указательны­ми и большими пальцами рук держать боковые края языка. Растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к се­редине - имитация игры на гармошке.



Надавливать указа­тельным пальцем на середи­ну языка 8—10 раз.



Выполнять змеевид­ные движения указательным пальцем от корня языка к его кончику, затем от кончика к корню.



Выполнять про­дольные похлопывающие дви­жения горизонтально лежащи­ми указательными пальцами.






Двигать указа­тельным пальцем из стороны в сторону продольно и зигза­гообразно от корня языка к кончику и наоборот, от кон­чика языка к корню.



Большим и указательным пальцами рук выполнять соскальзывающие движения по краям языка от корня к кончику и обратно.




Указательным пальцем выполнять «сметаю­щие» движения вправо, затем влево.


Ребенок улыба­ется, просовывает широкий плоский кончик языка меж­ду передними зубами, слегка прикусывает язык от кончи­ка к середине.


Большими и ука­зательными пальцами рук выполнять соскальзывающие движения «елочкой» от цент­ра языка к краям сверху вниз.



Большим и указа­тельным пальцами пощипы­вать язык.





Выполнять дви­жения в соответствии с тек­стом стихотворения.



Точечное покалывание языка указательным пальцем.




Соскальзывающие скребущие дви­жения от середины языка к краям.

выполнять движе­ния в соответствии с текстом стихотворения.

Круговые движения указатель­ным пальцем по центру языка.


Пощипывание языка указатель­ным и большим пальцами одной руки.

Круговые движения пальцем.






Пощипывание языка. Выполнять движе­ния в соответствии с текстом стихотворения.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кон­чик вниз.

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязыч­ную уздечку, растягивая ее.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!