Турнир естественно-математических дисциплин
Молитва
Представление команд и капитанов
Представление жюри
Первый тур.
Математика – язык на котором говорят все науки. Правила брейн-ринга: ведущий задает вопрос, минута обсуждения, по истечении минуты команда передает ведущему лист с написанным ответом, если таковой есть.
Вопрос 1:
Игорь Суриков рассказывает, что для древних греков было характерно наглядное, художественное мышление, а для арабов — абстрактное, поскольку их религия не поощряла изобразительное искусство. Поэтому закономерно, что у греков преобладала ПЕРВАЯ, а у арабов — ВТОРАЯ. Назовите ПЕРВУЮ и ВТОРУЮ в правильном порядке.
Ответ: Геометрия, алгебра.
Комментарий: По словам профессора Сурикова, грекам с их образным мышлением мир геометрических фигур был ближе, чем мир абстрактных формул. Арабам же, наоборот, абстрактное мышление было понятнее, чем художественный образ. Кстати, неслучайно само слово "геометрия" греческого происхождения, а слово "алгебра" — арабского.
Вопрос 2:
Существует оригинальная учебная модель, в которой жидкость переливается из двух плоских квадратных сосудов меньшего размера в один большой такой же формы. Это пособие используется для иллюстрации ЕЕ. Назовите ЕЕ двумя словами.
Ответ: Теорема Пифагора.
Комментарий: Все сосуды имеют квадратную форму, два маленьких изображают квадраты катетов, а один большой — квадрат гипотенузы. Жидкость из двух маленьких сосудов полностью заполняет большой сосуд, что наглядно иллюстрирует теорему Пифагора.
Вопрос 3:
В пересказе Бориса Заходера "Алисы в Стране Чудес" математик нетривиально разделил кусок пирога между собою и козликом. Что же досталось математику, а что — козлику?
Ответ: Математику — пи, козлику — рога.
На этом первый тур окончен.
ВТОРОЙ ТУР
Сразу же переходим ко второму туру. После активного мозгового штурма предлагаю немного отдохнуть и попутешествовать. Предметная область география.
Конкурс проходит следующим образом: пять человек от каждой команды на сцене, двое за партой по центру. Участникам, которые на сцене показываются таблички с названием страны, задача участникам команды объяснить что это за страна, не используя однокоренных слов.
Например: США – столицу, президента, географическое положения, но нельзя сказать что там живут американцы.
ТРЕТИЙ ТУР
Немного успокоимся и вспомним великих физиков, как Вы понимаете предметная область – Физика. Для зрителей задания будут появляться на слайде, у участников будет распечатан лист.
На листе с помощью телефонной клавиатуры зашифрован ученый, ведущий читает короткое сообщение, задача участников либо расшифровать запись, либо по сообщению определить о ком речь и записать свой вариант ответа.
1
Прожил долгую жизнь, родился в Англии, никогда не выезжал из нее.
Самому важному сочинению своей жизни он дал заглавие «Математические начала натуральной философии». Это сочинение превратило физику в уникальную область человеческих знаний, методы которой обладают абсолютной универсальностью. Выведенные им законы могут применяться и для описания внутриклеточных процессов, и для движения галактик.
Его три закона создали почву для новой научной практики, получившей название классической науки.
Та яблоня, упавшее с которой ему на голову яблоко, подтолкнуло его к открытию закона всемирного тяготения, была единственной в его саду в небольшом поместье недалеко от Лондона.
(Ньютон)
2
Жил во Фромборке в одной из башен крепостной стены, окружавшей собор. Это помещение, где он прожил свыше 30 лет, служило ему обсерваторией, оно сохранилось до настоящего времени.
Ему благодарные потомки водрузили памятник в Кракове, его именем назван университет в Польше.
Польский ученый, создатель труда «О вращении небесных сфер», сформулировал основные положения гелиоцентрической системы мира.
(Коперник)
3
Итальянский физик и астроном. Открыл законы падения тел и качания маятника. Преподавал в университетах Италии, был придворным математиком герцога во Флоренции.
Дал ответ на вопрос: «Как будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?» Его принцип относительности механических движений распространился на все физические процессы.
Изобретенный им телескоп позволил ему аргументировано выступать в защиту теории Солнечной системы Николая Коперника. За передовые взгляды был подвергнут критике со стороны церкви.
Именно он бросал при большом стечении народа с «Падающей башни» в Пизе ядро и пулю, доказывая равенство их скоростей при падении. Эпоху его важных открытий завершили работы Исаака Ньютона.
(Галилей)
4
Известный английский физик, который экспериментально обосновал закон сохранения энергии. Он был не первым ученым, предложившим этот принцип, а первым, кто продемонстрировал его обоснованность.
Свои первые эксперименты, посвященные исследованиям механической работы, электричества и теплоты, начал в 1837г.
В 1841 году в результате экспериментов этого ученого был открыт закон сохранения энергии, позднее названный его именем.
(Джоуль)
5
Французский математик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
В 1641 сконструировал суммирующую машину.
(Паскаль)
ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР
Предметная область химия. Командам предлагается небольшой опрос. В течение без малого двух минут, пока мы будем смотреть видеоролик команды ответят на вопросы, кто быстрее не имеет значения, главное как можно больше правильных ответов.
Хочется напомнить, что 2017 год – это год экологии, поэтому предлагаю посмотреть следующее видео и надеюсь, что каждый из нас задумается над проблемами, обозначенными в нем и попытается сделать планету чуть чище и лучше.
ПЯТЫЙ ТУР
Пора немного взбодриться. Сейчас команды проявят свои творческие способности, двое остаются на местах, остальные члены команды выходят на сцену, их задача будет показать животных без единого слова и звука. Всего пять животных у каждой команды.
ШЕСТОЙ ТУР
Осталась последняя предметная область – Информатика. Попытаемся проверить насколько у команд развита логика и насколько им хорошо знаком мир информационных технологий.
У капитанов команд есть флажки, которыми они будут сигнализировать готовность команды отвечать, никаких выкриков с места.
На экране буду появляться картинки, ваша задача понять, какое слово или словосочетание из мира информационных технологий они образуют или обозначают.
На этом турнир окончен. Жюри подводит итоги.