Областное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Суджанская детская школа искусств»
Сценарий творческого мероприятия
«Танцевальный марафон»
Сакович Елена Викторовна,
преподаватель по классу фортепиано
ОБОУ ДО «Суджанская ДШИ»
г. Суджа 2024г.
Танец-это музыка живая,
И недаром люди говорят:
Танцовщица-воплощенье рая,
В танце мир с гармонией царят!
Итак, начинаем наш «Танцевальный марафон» ,где будут представлены абсолютно различные танцы всех времён и народов!
1. В исполнении ансамбля скрипачей мы услышим 2 различных танца разных времён и эпох. Это Мазурка и Хоровод.
Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец.
Название танца произошло от прежнего наименования жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур .Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.
Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры.
Хорово́д (от др.-греч. χορός — «групповой танец»[1]; харагод, курагод. ю.-рус. карагод, танок, круг, улица; белор. карагод; полес. кола, круг, абруч; польск. korowód) — древний народный круговой массовый обрядовый танец восточных славян, известный и в восточной Польше, содержащий в себе: обрядовое или необрядовое массовое игровое действо, танец, пение (хороводные песни) и/или игру на инструментах[3].
Круговой танец известен с древности у многих народов мира во множестве вариантов, широко распространён у славян[3]. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хорэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др. Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол и менуэт
Хоровод, или цепной танец, - это стиль социального танца, выполняемого по кругу, полукругу или изогнутой линии под музыкальное сопровождение, такое как ритм-инструменты и пение, и это тип танца, в котором любой может присоединиться без необходимости в партнерах. В отличие от линейных танцев, танцоры круга находятся в физическом контакте друг с другом; связь осуществляется рука об руку, палец о палец или руки на плечах, где они следуют за лидером по танцполу.
Хороводом у восточных славян назывались также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны и осенью, летом, во время страды, хороводы не водили.
2. Студенкова Ульяна(гитара) исполнит Польку «Топ-топ-топ».
По́лька — быстрый живой центральноевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия) и с тех пор стала народным танцем.
Согласно легенде, полька, придуманная служанкой из Богемии Анной Слезак (Слезаковой) в 1830-х годах, быстро получила распространение в европейских городах. В Париже аристократы безуспешно пытались запретить «неприличный танец», в том числе с помощью полиции. Зимой 1843 года русский переводчик Владимир Солоницын писал, что «весь Париж сошёл с ума: все хотят танцевать польку, все учатся польке. Это танец не очень благопристойный, вроде cancan, потому что в нём дамы должны сгибать одну ногу в колене и поднимать пятку так высоко, что при этом движении видна подвязка другой ноги».
3. В исполнении Долженкова Владимира(баян) мы услышим белорусский народный танец «Крыжачок»
Крыжачок (Полька-крыжачок; белор. Крыж, Крыжачок, Кружачок; польск. Krzyżak, Krzyżok) — массовый парный белорусский народный танец, популярный по всей Белоруссии. Название отображает построение танцевальной формы танца в форме креста (белор. крыж), переходов крест-накрест.
В некоторых районах танец строится преимущественно на движениях по кругу и назывется соответственно «Кружачок».
Танец «Крыжачок» имел и другие названия; «Крыжык», «Паулючок», «Антошка», в зависимости от названий припевок к нему. «Крыжачок» — танец орнаментальный, парно-массовый, исполняется любым количеством пар в быстром темпе. Пространственный рисунок танца замысловатый и сложный.
4. А сейчас в исполнении Скибиной Таисии мы услышим песню «Расскажимне, мама» в танцевальном стиле.
5. Менуэт - старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах.
Как и большинство французских танцев, он возник из французского крестьянского бранля. Родиной его считают Бретань, где его исполняли непосредственно и просто.
Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе. В эпоху классицизма в форме менуэта писалась третья часть стандартной симфонии. Из Франции вместе с модой на всё французскуое менуэт постепенно перешёл в другие страны; в России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до 30-х годов ХIХ века.
Жукова Дарья(фортепиано). И. С. Бах «Менуэт».
6. И снова прозвучит полька. Емельянова Татьяна (домра).Л.Дербенко «Полька-первокласскица»(Концертмейстер О.В. Щёголева)
7. В исполнении Юнашева Артёма(баян) прозвучит танцевальная пьеса «Весёлый сапожник».
8. Вальс-общее название бальных, социальных танцев в музыкальных размерах 3/4 или 6/8, которые исполняют преимущественно в закрытой позиции.
Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многих странах.
В исполнении Дегтярёвой Юлии (вокал)мы услышим Вальс «Тучи в голлубом»
9.Чарльстон — американский бальный танец 1920-30-х годов в характере регтайма. Музыкальный размер – 4/4. Темп быстрый. Базовый шаг состоит из восьми счетов и танцуется вдвоём с партнёром или в одиночку. Для танца характерны острые синкопированные шаги и свивлы на подушечках ступней. Чарльстон считается одним из предшественников бального танца квикстеп. Танец, названный в честь города Чарльстон в Южной Каролине.
Ритм получил распространение в мейнстримной музыке США после премьеры на Бродвее шоу под названием «Runnin' Wild», в которой дебютировала песня «Чарльстон», написанная Джеймсом Пейтоном Мурмайер и немедленно ставшая хитом.
В исполнении фортепианного дуэта: Доценко Дианы и преподавателя О. В. Щёголевой мы услышим этот оригинальный танец.
10. А сейчас в исполнении вокального дуэта: Клименко Софии и Королёвой Ксении мы услышим песню М.Блантера «Ну и полька!»
11. А сейчас в исполнении Ковалёвой Ксении(фортепиано) прозвучит пьеса «Тамбурин»(танец с бубнами).
12. В исполнении Моргунова Ярослава(баян) прозвучит матросский танец «Яблочко»
13. Фламенко – испанский танец, символизирующий любовь и страсть, красивое искусство движения, древнее и современное одновременно, ведь страсть любви не знает времени и границ. Этот танец воспламенят сердце и бодрит дух, заставляет кровь играть. Фламенко представляет собой смесь танца, музыки и голоса. Прекрасный, многогранный танец фламенко – воплощение эмоций, граничащих с безумием любви.
Каждое движение во фламенко что-либо символизирует. Так, этот танец олицетворяет три стихии: ноги символизируют землю, руки - воздух, а душа - огонь. Отсюда и столь замысловатые и динамичные вращения корпуса, движения рук и сложные ритмы ногами. Последние даже имеют специальное название - сапатеадо. Сегодня исконная иберийская культура воспринимается через пластические искусства, или танцы.
В исполнении Александровой Веры(фортепиано) прозвучит этот зажигательный танец. Тейлок «Фламенко».
14. Говоря о современных танцах, мы говорим обо всём культурном пласте конца 20 –начале 21 веков, имеющем отношение к движению. Современные танцы – это очень широкое понятие, объединяющее в себе буквально все модные танцевальные течения.
Шамилова Хатимат(фортепиано) исполнит танец «Буги-вуги».
Это социальный танец, появившийся в Европе во второй половине 1940-х на основе линди хопа.
Относится к свинговым танцам, исполняется под рок-н-ролл и рокабилли. Наиболее близки к буги-вуги танцевальные стили линди хоп и West Coast Swing.
Название данного танца произошло от одноимённого музыкального стиля, так как он возник в период популярности музыки буги-вуги.
Буги-вуги считается европейским танцем, хотя он и был «подсмотрен» в послевоенный период у солдат американской союзнической армии, танцевавших линди-хоп.
Да здравствуют танцы разные-
Балетные и эстрадные,
Народные и классические,
Спортивные и величественные!
Быстрые и медленные,
Временем проверенные,
Старинные, современные-
Искусство танца волшебное!
На этом наш концерт окончен .
Спасибо за внимание! До новых встреч!